Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 22:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка путей совершенствования управления организацией в условиях рынка, рассмотрение теоретических аспектов стратегического управления организацией в условиях рынка и анализ использования данных аспектов на примере конкретной организации. Исходя из поставленной цели, задачами работы будет:
- раскрытие понятия и сущности стратегического менеджмента, понятия стратегии, классификация стратегий в теории стратегического управления;
- сравнение понятий стратегического и оперативного управления в организации, а также выявление достоинств и недостатков применения стратегического управления;
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Понятие и сущность стратегического менеджмента……………..5
1.1. Понятие и классификации стратегии..............................................5
1.2. Соотношение стратегического и оперативного управления….12
1.3. Преимущества стратегического подхода к управлению……15
Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии предприятия ЗАО «Мэзопласт»...............................................................................................17
2.1.Оранизационно-экономическая характеристика предприятия.....17
2.2.Выявление сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности …………………………………………………………...23
2.3.Анализ угроз и возможностей деятельности организации...........31
Глава 3. Формирование стратегического плана предприятия ЗАО «Мэзопласт»…………………………………………………………….34
3.1.Определение альтернатив и стратегий развития предприятия......34
3.2.Совершенствование стратегического пути на предприятии..........36
Выводы и предложения....................................................................................39
Заключение……………………………………………………………………41
Список используемой литературы..................................................................43
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра менеджмента
Факультет М и М Специальность МО
(направление)
КУРСОВАЯ РАБОТА № 1
по дисциплине стратегический менеджмент
Тема «Стратегическое управление организацией в условиях рынка»
Преподаватель д.э.н., профессор кафедры менеджмента
– 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава 1. Понятие и сущность стратегического менеджмента……………..5
1.1. Понятие
и классификации стратегии.....................
1.2. Соотношение стратегического и оперативного управления….12
1.3. Преимущества стратегического подхода к управлению……15
Глава 2. Аналитическая основа разработки
стратегии предприятия ЗАО
«Мэзопласт»...................
2.1.Оранизационно-
2.2.Выявление сильных и
2.3.Анализ угроз и возможностей деятельности организации...........31
Глава 3. Формирование стратегического плана
предприятия ЗАО «Мэзопласт»…………………………………………………
3.1.Определение альтернатив и стратегий развития предприятия......34
3.2.Совершенствование стратегического пути на предприятии..........36
Выводы и предложения...................
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы....................
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются уровнем стратегического управления. Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является стратегическое управление.
Стратегическое управление – это составляющая часть менеджмента, которая своей сердцевиной имеет творческую деятельность высшего руководства, направленную на поиск таких решений, которые помогут организации выжить в динамично меняющейся среде в условиях жесткой конкуренции. Стратегический менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе.
Данная тема является весьма актуальной, поскольку значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений и наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность.
Целью данной курсовой работы является разработка путей совершенствования управления организацией в условиях рынка, рассмотрение теоретических аспектов стратегического управления организацией в условиях рынка и анализ использования данных аспектов на примере конкретной организации. Исходя из поставленной цели, задачами работы будет:
- раскрытие понятия и
сущности стратегического
- сравнение понятий
- анализ организационно-
- формулирование предложений
и рекомендаций по созданию
в организации системы
Объектом исследования данной курсовой работы является стратегическое управление организацией ЗАО «Мэзопласт» .
Предметом исследования является процесс стратегического управления деятельности ЗАО «Мэзопласт».
Таким образом, стратегическое управление, рассматриваемое как деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде, является важнейшей составляющей жизни современной деятельности организации. Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
1.
Понятие и сущность
1.1.
Понятие и классификации
Термин «стратегическое управление» (СУ) был введён в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей СУ нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Grander (1971), Irwin (1972), Schendel and Hatten (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения [2; с. 11].
Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. В общем смысле, стратегия — это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Выбор конкретной стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, решено выбрать одно направление, по которому она и будет развиваться.
Как правило, фактически эффективные стратегии тех или иных конкретных организаций – это тот или иной (чаще всего уникальный), но обязательно органичный и весьма содержательный синтез представленных характеристик.
Усложняющим фактором классификации является то, что большая часть стратегий может определяться одновременно по нескольким классификационным признакам, поэтому стратегии могут рассматриваться по укрупненным блокам: базовые стратегии; стратегии достижения конкурентных преимуществ; стратегии поведения в конкурентной среде; отраслевые стратегии; портфельные стратегии; функциональные стратегии и т.д.
Фактически классификация стратегий затруднена в связи с их разнообразием, наличием множества авторских подходов к типизации стратегий. Ниже приведены наиболее существенные и часто используемые классификационные признаки:
1. Базовая
концепция достижения
Первый подход связан с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегии связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счёт более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии. Должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а так же хорошую систему распределения продукции. Чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне исполнения должно осуществляться всё то, что связано с себестоимостью продукции, с её снижением.
Второй подход к выработке стратегии связан со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и качественный маркетинг для того, чтобы становиться лидером в своей области. Это приводит к тому, что покупатели выбирают продукцию данной фирмы, даже если цена и достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь дизайнеров, систему обеспечения высокого качества продукции, а так же развитую систему маркетинга.
Третий подход относится к фиксации определённого сегмента рынка и концепции усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма досконально выясняет потребности определённого сегмента рынка определённого вида продукции. В этом случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же производить политику специализации в производстве продукции. Возможно и совмещение этих двух подходов. Отличительной чертой этого подхода является то, что фирма обязательно должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определённого сегмента рынка. [8, c.72]
2. Уровень принятия решений (корпоративные, деловые, функциональные и операционные стратегии).
Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом). Первый уровень управления, определяет поведение организации в общем, поведение ее подразделений. Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий. Корпоративный уровень управления представлен главным управляющим, советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим стратегические решения для всей организации. Обычно это: определение назначения, миссии и целей организации, выявление ключевых областей деятельности, выделение ресурсов, формулирование стратегий. Портфельная (корпоративная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление развития фирмы с разными видами бизнеса и направлена на обеспечение баланса портфеля товаров и услуг. Портфельные стратегии можно разделить на активные и пассивные. Пассивные стратегии требуют минимальной информации о будущем. В основе таких стратегий лежит диверсификация, обеспечивающая максимальное соответствие доходности выбранному рыночному индексу. Активные стратегии используют доступную информацию для повышения эффективности инвестиций по сравнению с простой диверсификацией.
Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании). На этом уровне осуществляется деятельность руководителей отдельных хозяйственных подразделений, входящих в организацию. Главная их роль состоит в том, чтобы перерабатывать общие сведения о направлениях развития организации, поступающих с корпоративного уровня, в конкретные стратегии групповой и индивидуальной деятельности. Это могут быть, например, задачи внедрения новой продукции или услуг, а также создания отдела по исследованиям и разработкам. Именно поэтому деловую стратегию предприятия называют стратегией конкуренции. Если предприятие занимается одним видом деятельности, корпоративная стратегия совпадает с деловой.
Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д. Функциональная стратегия является третьим уровнем управления, разрабатывается функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Выполняемые задачи: распределение ресурсов отдела, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.
Операционная или линейная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов). Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными отделами, а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач. Операционные стратегии дополняют и завершают общий план работы компании.[7, c.37]
3. Стадии жизненного цикла отрасли (стратегии предприятий растущих, зрелых и переживающих спад отраслей). Исходя из модели жизненного цикла отрасли (выделения стадии зарождения, роста, зрелости и спада отрасли), все отрасли можно разделить на три группы: развивающиеся, зрелые и отрасли, переживающие спад. Фирмы в этих отраслях имеют похожие стратегии, несмотря на то что могут производить разные товары.
4. Основные
характеристики продукта и
5. Относительная
сила отраслевой позиции фирмы
(стратегии отраслевого лидера
и последователей, стратегии связанной
и не связанной диверсификации)
Информация о работе Стратегическое управление организацией в условиях рынка