Стратегическое управление организацией в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка путей совершенствования управления организацией в условиях рынка, рассмотрение теоретических аспектов стратегического управления организацией в условиях рынка и анализ использования данных аспектов на примере конкретной организации. Исходя из поставленной цели, задачами работы будет:
- раскрытие понятия и сущности стратегического менеджмента, понятия стратегии, классификация стратегий в теории стратегического управления;
- сравнение понятий стратегического и оперативного управления в организации, а также выявление достоинств и недостатков применения стратегического управления;

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Понятие и сущность стратегического менеджмента……………..5
1.1. Понятие и классификации стратегии..............................................5
1.2. Соотношение стратегического и оперативного управления….12
1.3. Преимущества стратегического подхода к управлению……15
Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии предприятия ЗАО «Мэзопласт»...............................................................................................17
2.1.Оранизационно-экономическая характеристика предприятия.....17
2.2.Выявление сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности …………………………………………………………...23
2.3.Анализ угроз и возможностей деятельности организации...........31
Глава 3. Формирование стратегического плана предприятия ЗАО «Мэзопласт»…………………………………………………………….34
3.1.Определение альтернатив и стратегий развития предприятия......34
3.2.Совершенствование стратегического пути на предприятии..........36
Выводы и предложения....................................................................................39
Заключение……………………………………………………………………41
Список используемой литературы..................................................................43

Файлы: 1 файл

Контрольная по стратегическому менеджменту.docx

— 74.33 Кб (Скачать файл)

                                                      

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра      менеджмента

 

Факультет  М и М            Специальность        МО

        (направление)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА № 1

 

   по дисциплине        стратегический менеджмент

Тема «Стратегическое управление организацией в условиях рынка»

 

 

 

 

                                                                   Студент            

                                                               Курс     4      № группы       день

                                                                     Личное дело №

                                                        Преподаватель  д.э.н., профессор кафедры менеджмента

 

 

– 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Понятие и сущность стратегического менеджмента……………..5

         1.1. Понятие и классификации стратегии..............................................5

                   1.2. Соотношение стратегического и оперативного управления….12

         1.3. Преимущества стратегического подхода к управлению……15

Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии предприятия ЗАО         «Мэзопласт»...............................................................................................17

        2.1.Оранизационно-экономическая характеристика предприятия.....17

2.2.Выявление сильных и слабых  сторон хозяйственной деятельности …………………………………………………………...23

2.3.Анализ угроз и возможностей деятельности организации...........31

Глава 3. Формирование стратегического плана предприятия ЗАО «Мэзопласт»…………………………………………………………….34

 3.1.Определение альтернатив и стратегий развития предприятия......34

         3.2.Совершенствование стратегического пути на предприятии..........36

Выводы и предложения....................................................................................39

Заключение……………………………………………………………………41

Список используемой литературы..................................................................43

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эффективная деятельность предприятий и хозяйственных организаций, стабильные темпы их работы и конкурентоспособность в современных экономических условиях в значительной степени определяются уровнем стратегического управления. Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является стратегическое управление.

Стратегическое управление – это составляющая часть менеджмента, которая своей сердцевиной имеет творческую деятельность высшего руководства, направленную на поиск таких решений, которые помогут организации выжить в динамично меняющейся среде в условиях жесткой конкуренции. Стратегический менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе.

Данная тема является весьма актуальной, поскольку значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений и наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность.

        Целью данной курсовой работы является разработка путей совершенствования управления организацией в условиях рынка, рассмотрение теоретических аспектов стратегического управления организацией в условиях рынка и анализ использования данных аспектов на примере конкретной организации. Исходя из поставленной цели, задачами работы будет:

- раскрытие понятия и  сущности стратегического менеджмента, понятия стратегии, классификация  стратегий в теории стратегического  управления;

- сравнение понятий стратегического  и оперативного управления в  организации, а также выявление  достоинств и недостатков применения  стратегического управления;

- анализ организационно-экономической  характеристики предприятия, обследование  сильных и слабых сторон его  деятельности, опасностей его функционирования, а также возможностей и проблем  развития организации.

- формулирование предложений  и рекомендаций по созданию  в организации системы стратегического  управления, разработке и реализации  стратегии.

       Объектом исследования данной курсовой работы является стратегическое управление  организацией  ЗАО «Мэзопласт» .

Предметом исследования является процесс стратегического управления деятельности  ЗАО «Мэзопласт».

Таким образом, стратегическое управление, рассматриваемое как деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде, является важнейшей составляющей жизни современной деятельности организации. Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.  Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность стратегического  менеджмента

1.1. Понятие и классификации стратегии

 

Термин «стратегическое управление» (СУ) был введён в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей СУ нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Grander (1971), Irwin (1972), Schendel and Hatten (1974)  и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения [2; с. 11].

Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. В общем смысле, стратегия — это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.  Выбор конкретной стратегии означает, что из всех возможных путей развития и способов действия, решено выбрать одно направление, по которому она и будет развиваться.

Как правило, фактически эффективные стратегии тех или иных конкретных организаций – это тот или иной (чаще всего уникальный), но обязательно органичный и весьма содержательный синтез представленных характеристик.

Усложняющим фактором классификации является то, что большая часть стратегий может определяться одновременно по нескольким классификационным признакам, поэтому стратегии могут рассматриваться  по укрупненным блокам: базовые стратегии; стратегии достижения конкурентных преимуществ; стратегии поведения в конкурентной среде; отраслевые стратегии; портфельные стратегии; функциональные стратегии и т.д.

Фактически классификация стратегий затруднена в связи с их разнообразием, наличием множества авторских подходов к типизации стратегий. Ниже приведены наиболее существенные и часто используемые классификационные признаки:

1. Базовая  концепция достижения конкурентных  преимуществ (стратегия минимизации  издержек, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования). По М. Портеру  существует три основных подхода  к выработке стратегии поведения  фирмы на рынке.[8, c.65]

Первый подход связан с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегии связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счёт более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии. Должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а так же хорошую систему распределения продукции. Чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне исполнения должно осуществляться всё то, что связано с себестоимостью продукции, с её снижением.

Второй подход к выработке стратегии связан со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и качественный маркетинг для того, чтобы становиться лидером в своей области. Это приводит к тому, что покупатели выбирают продукцию данной фирмы, даже если цена и достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь дизайнеров, систему обеспечения высокого качества продукции, а так же развитую систему маркетинга.

Третий подход относится к фиксации определённого сегмента рынка и концепции усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма досконально выясняет потребности определённого сегмента рынка  определённого вида продукции. В этом случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же производить политику специализации в производстве продукции. Возможно и совмещение этих двух подходов. Отличительной чертой этого подхода является то, что фирма обязательно должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определённого сегмента рынка. [8, c.72]

2. Уровень  принятия решений (корпоративные, деловые, функциональные и операционные  стратегии).

Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом). Первый уровень управления, определяет поведение организации в общем, поведение ее подразделений. Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий. Корпоративный уровень управления представлен главным управляющим, советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим стратегические решения для всей организации. Обычно это: определение назначения, миссии и целей организации, выявление ключевых областей деятельности, выделение ресурсов, формулирование стратегий. Портфельная (корпоративная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление развития фирмы с разными видами бизнеса и направлена на обеспечение баланса портфеля товаров и услуг. Портфельные стратегии можно разделить на активные и пассивные. Пассивные стратегии требуют минимальной информации о будущем. В основе таких стратегий лежит диверсификация, обеспечивающая максимальное соответствие доходности выбранному рыночному индексу. Активные стратегии используют доступную информацию для повышения эффективности инвестиций по сравнению с простой диверсификацией.

Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании). На этом уровне осуществляется деятельность руководителей отдельных хозяйственных подразделений, входящих в организацию. Главная их роль состоит в том, чтобы перерабатывать общие сведения о направлениях развития организации, поступающих с корпоративного уровня, в конкретные стратегии групповой и индивидуальной деятельности. Это могут быть, например, задачи внедрения новой продукции или услуг, а также создания отдела по исследованиям и разработкам. Именно поэтому деловую стратегию предприятия называют стратегией конкуренции. Если предприятие занимается одним видом деятельности, корпоративная стратегия совпадает с деловой.

Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д. Функциональная стратегия является третьим уровнем управления, разрабатывается функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии. Выполняемые задачи: распределение ресурсов отдела, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.

Операционная или линейная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов). Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными отделами, а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач. Операционные стратегии дополняют и завершают общий план работы компании.[7, c.37]

3. Стадии жизненного  цикла отрасли (стратегии предприятий  растущих, зрелых и переживающих  спад отраслей). Исходя из модели  жизненного цикла отрасли (выделения  стадии зарождения, роста, зрелости  и спада отрасли), все отрасли можно разделить на три группы: развивающиеся, зрелые и отрасли, переживающие спад. Фирмы в этих отраслях имеют похожие стратегии, несмотря на то что могут производить разные товары.

4. Основные  характеристики продукта и сферы  его распространения (продуктово-маркетинговые  стратегии, стратегия глобализма).

5. Относительная  сила отраслевой позиции фирмы (стратегии отраслевого лидера  и последователей, стратегии связанной  и не связанной диверсификации). При рассмотрении отраслевой  стратегии необходимо определить  такие показатели, как её вид (административная  или хозяйственная), стадия жизненного  цикла, масштабы, средние издержки, ключевые факторы успеха и  т.д. Фактическое значение тех  или иных  показателей предопределяют  ту или иную отраслевую стратегическую  линию.

Информация о работе Стратегическое управление организацией в условиях рынка