Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 22:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка путей совершенствования управления организацией в условиях рынка, рассмотрение теоретических аспектов стратегического управления организацией в условиях рынка и анализ использования данных аспектов на примере конкретной организации. Исходя из поставленной цели, задачами работы будет:
- раскрытие понятия и сущности стратегического менеджмента, понятия стратегии, классификация стратегий в теории стратегического управления;
- сравнение понятий стратегического и оперативного управления в организации, а также выявление достоинств и недостатков применения стратегического управления;
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Понятие и сущность стратегического менеджмента……………..5
1.1. Понятие и классификации стратегии..............................................5
1.2. Соотношение стратегического и оперативного управления….12
1.3. Преимущества стратегического подхода к управлению……15
Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии предприятия ЗАО «Мэзопласт»...............................................................................................17
2.1.Оранизационно-экономическая характеристика предприятия.....17
2.2.Выявление сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности …………………………………………………………...23
2.3.Анализ угроз и возможностей деятельности организации...........31
Глава 3. Формирование стратегического плана предприятия ЗАО «Мэзопласт»…………………………………………………………….34
3.1.Определение альтернатив и стратегий развития предприятия......34
3.2.Совершенствование стратегического пути на предприятии..........36
Выводы и предложения....................................................................................39
Заключение……………………………………………………………………41
Список используемой литературы..................................................................43
Компания имеет собственную систему контроля качества, аттестованную на соответствие Госстандартом. Вся продукция, которая производится для российских и международных компаний, проходит четырёхступенчатую систему контроля:
Сначала проверяется вода, на основе которой будет производиться косметика. Определяется ее проводимость и рН. Деминерализованная вода должна быть хорошо очищена от примесей, механических включений и солей жёсткости.
Тщательно проверяется не только сырье, но и предметы упаковки (этикетки, короба, флаконы, колпаки, транспортную маркировку). Тем самым, сводя возможность брака в готовом продукте к минимуму.
Перед фасовкой готового продукта проводится анализ активной смеси. Поэтому продукция, которую производит «Мэзопласт», всегда имеет стабильное качество.
Готовая продукция проверяется на соответствие нормативным документам, принятым в РФ (ГОСТ, ОСТ, ТУ).
Прекрасно оснащенная лаборатория и высокая квалификация специалистов Службы Качества позволяют компании уже много лет держать высокие стандарты качества.
К основным отечественным конкурентам ЗАО «Мэзопласт» относятся: Ангарский завод бытовой химии, ОАО «Эра», ОАО «Спектр», ЗАО «Северное сияние», ОАО «Концерн Калина», ОАО Косметическое Объединение «Свобода», ООО «Гармония» (бывший «Мосбытхим») и др.
Таблица 2
Объемы производства продукции ЗАО «Мэзопласт» за 2006-2007гг.
Наименование |
Производство |
Производство |
Средства по уходу за волосами |
96 |
81 |
Чистящие средства (пасты) |
81 |
199 |
Чистящие средства (жидкие) |
31 |
89 |
Моющие средства |
43 |
10 |
Средства по уходу за обувью |
11 |
1 |
Парфюмерно-косметические средства |
2 |
0,4 |
Средства по уходу за автомобилем |
23 |
13 |
Прочие |
28 |
29 |
ИТОГО |
315 |
421,4 |
В таблице 2 приведены данные производства «Мэзопласт» продукции за 2 года, анализируя которые можно сказать, что в 2006 г. было произведено продукции на 33,05 % больше, чем в 2007 г.
Финансы.
Одним из критериев финансового положения предприятия является его платежеспособность, т.е. способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Рассмотрев данные баланса - нетто ЗАО «Мэзопласт», можно сделать вывод, что предприятие платежеспособно, так как текущие активы (8228 тыс. руб.) превышают внешние обязательства – заемные средства (2654 тыс. руб.) (см. Приложение 1).
Также из Баланса- нетто «Мэзопласт» видно, что за 3 года уменьшились долгосрочные активы (основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и т.д.). Причиной этого стала продажа предприятием части неиспользуемого оборудования. Текущие активы увеличились за счет возросших в 2007 г. на 19 % по сравнению с 2006 г. производственных запасов и увеличения убытков предприятия. Готовая продукция и товары на складах в 2007 г. составили 1607 тыс. руб. и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 27 %. Дебиторская задолженность к активам баланса составила 2,6% или 646 тыс. руб. и снизилась по сравнению с 2006 г. на 150 тыс. руб. за счет оплаты задолженности покупателями. За 2007 г. полностью погашен кредит банка в сумме 550 тыс. руб. Кредиторская задолженность - 1963 тыс. руб. состоит из задолженности поставщикам за сырье (890 тыс. руб.), невыплаченной заработной платы (218 тыс. руб.), задолженности бюджету (514 тыс. руб.) (см. Приложение 1).
Поступление денежных средств в кассу предприятия в 2007 г. обеспечивалось за счет: продажи произведенной продукции и продукции, полученной по бартеру от предприятий, рассчитывающихся таким образом за предоставленные «Мэзопласт» товары бытовой химии; продажи сырья, материалов и оборудования, неиспользуемых в производственной деятельности.
Из Отчета о прибылях и убытках видно, что «Мэзопласт» получил прибыль в 2007 г. в размере 281 тыс. руб., но, выплатив налог на прибыль и, сделав необходимые финансовые вложения, предприятие столкнулось с нехваткой денежных средств в размере 1122 тыс. руб. Но в сравнении с предыдущим периодом предприятие закончило 2007 г. более удачно (см. Приложение 2).
Проанализировав данные Отчета о прибылях и убытках можно сделать вывод о том, что «Мэзопласт» имеет устойчивое финансовое положение за счет высокой доли собственных средств в пассиве баланса, но высокие затраты производственной деятельности, низкие уровни рентабельности продаж и рентабельности активов отражают низкую конкурентоспособность предприятия в отрасли. Хотя по некоторым основным финансовым показателям, таким как рентабельность продаж и рентабельность активов намечаются положительные тенденции (см. Приложение 2).
Что касается организационной структуры «Мэзопласт», она представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Организационная структура «Мэзопласт»
Руководство «Мэзопласт» в целях контроля за работой предприятия и его сотрудников проводит различные собрания и проверки, такие как:
2.2.
Выявление сильных и слабых
сторон хозяйственной
Анализ среды – очень важный
элемент стратегического управления предприятием,
требующий внимательного отслеживания
происходящих в среде процессов, оценки
факторов и установления связей между
факторами и теми сильными и слабыми сторонами,
а также возможностями и угрозами, которые
заключены во внешней среде и их влияния
на текущую деятельность предприятия.
Анализ среды, в которой работает «Мэзопласт»,
представлен в таблице 3.
Анализ факторов макросреды.
Группа факто-ров |
Фактор |
Тенденция развития |
Проявление |
Возможная реакция предприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Эко- номи-ческие |
1.1 Уровень инфляции |
Возможна стабилизация |
При увеличении инфляции обесценивание денежных средств |
Учёт уровня инфляции при установлении цен на товары |
1.2.
Уровень реального дохода |
Возможно уменьшение |
Снижение уровня покупательской способности населения |
Выпуск продукции с наименьшими издержками | |
1.4.Налоговые ставки |
Возможно повышение |
Отток денежных средств из сферы производства в бюджет |
Изыскание путей минимизации налогов | |
1.5.Безработица |
Высокий уровень сохраняется |
Удешевление рабочей силы и увеличение числа претендентов на рабочее место |
Формирование рациональной кадровой политики | |
В процессе взаимодействия предприятия с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование организации. Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на «Мэзопласт» приведены в таблице 4.
Факторы непосредственного
окружения
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Влияние на рынок |
Возможная реакция предприятия. | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||||
1.Потребители |
1.1.Население |
Тенденции стабилизации спроса |
Увеличение запросов и потребностей, требование безусловного качества товаров |
Маркетинговые исследования и разработка новых продуктов | |||||
1.2.Предприятия и организации |
Тенденции стабилизации спроса |
Дальнейшее стимулирование спроса организаций путем предоставление дополнительных услуг | |||||||
2. Конкуренты |
Отечественные и иностранные |
Ужесточение конкуренции |
Возникновение различных препятствий для укрепления позиций на рынке |
Возможна конкуренция за счёт высокого качества товаров, разработки новой продукции, маркетинговых исследований рынка и т.д. | |||||
3.Поставщики |
Производители сырья и материалов |
Тенденции ухудшения отношений |
Отсутствие сырья для производства продукции |
Поиск новых поставщиков |
Анализ текущей ситуации на рынке товаров бытовой химии, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха (КФУ) «Мэзопласт»:
1. КФУ в области технологий (опыт в использовании различных технологий для производства товаров бытовой химии; опыт разработок новых товаров);
2. КФУ в области производства (наличие необходимых производственных мощностей; высокое качество производства);
3. КФУ в области финансов (предприятие является платежеспособным; собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным);
4. КФУ в области распределения (быстрая и бесплатная доставка товаров потребителю; эффективное использование различных каналов сбыта; наличие собственных каналов сбыта продукции);
5. КФУ в области кадров (высокий профессионализм работников предприятия);
6. КФУ в области организации (эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры);
7. другие типы КФУ (доверие потребителей предприятию).
Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия приведенный в таблице 5.
Таблица 5
Сильные и слабые стороны "Мезопласт".
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
3 |
Продукт |
- возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции; - хорошее качество продукции |
расширение ассортимента зачастую идет не за счет разработки качественно новых продуктов, а за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров |
Организа-ция |
- компетентное руководство; - адекватная организационная структура предприятия; - эффективная система контроля |
слабых сторон не наблюдается |
Производ-ство |
- наличие необходимых производственных мощностей; - высокое качество производства |
- устарелая технология дизайна и упаковки продуктов; - высокая себестоимость выпускаемых товаров; - небольшие объемы производства |
окончание таблицы 4
1 |
2 |
3 |
Маркетинг |
- эффективное использование различных каналов сбыта, наличие собственных каналов сбыта продукции; - предоставление дополнительных услуг предприятиям-клиентам (быстрая и бесплатная доставка товаров) |
- отсутствие информированности покупателей о продукции предприятия; - отсутствие маркетинговых исследований рынка |
Персонал |
- небольшая текучесть кадров в целом по заводу; - предоставление предприятием социальных гарантий работникам |
- задержки с выплатой заработной платы; - большая текучесть кадров в отделе сбыта |
Финансы |
- предприятие является платежеспособным; - собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным; - высокая степень ликвидности баланса |
- низкая рентабельность продаж из-за высоких издержек производства; - низкий уровень конкурентоспособности фирмы; - нехватка свободных денежных средств |
Информация о работе Стратегическое управление организацией в условиях рынка