Стратегическое управление организацией в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка путей совершенствования управления организацией в условиях рынка, рассмотрение теоретических аспектов стратегического управления организацией в условиях рынка и анализ использования данных аспектов на примере конкретной организации. Исходя из поставленной цели, задачами работы будет:
- раскрытие понятия и сущности стратегического менеджмента, понятия стратегии, классификация стратегий в теории стратегического управления;
- сравнение понятий стратегического и оперативного управления в организации, а также выявление достоинств и недостатков применения стратегического управления;

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Понятие и сущность стратегического менеджмента……………..5
1.1. Понятие и классификации стратегии..............................................5
1.2. Соотношение стратегического и оперативного управления….12
1.3. Преимущества стратегического подхода к управлению……15
Глава 2. Аналитическая основа разработки стратегии предприятия ЗАО «Мэзопласт»...............................................................................................17
2.1.Оранизационно-экономическая характеристика предприятия.....17
2.2.Выявление сильных и слабых сторон хозяйственной деятельности …………………………………………………………...23
2.3.Анализ угроз и возможностей деятельности организации...........31
Глава 3. Формирование стратегического плана предприятия ЗАО «Мэзопласт»…………………………………………………………….34
3.1.Определение альтернатив и стратегий развития предприятия......34
3.2.Совершенствование стратегического пути на предприятии..........36
Выводы и предложения....................................................................................39
Заключение……………………………………………………………………41
Список используемой литературы..................................................................43

Файлы: 1 файл

Контрольная по стратегическому менеджменту.docx

— 74.33 Кб (Скачать файл)

Компания имеет собственную систему контроля качества, аттестованную на соответствие Госстандартом. Вся продукция, которая производится для российских и международных компаний, проходит четырёхступенчатую систему контроля:

    • Физико-химический анализ деминерализованной воды

Сначала проверяется вода, на основе которой будет производиться косметика. Определяется ее проводимость и рН. Деминерализованная вода должна быть хорошо очищена от примесей, механических включений и солей жёсткости.

  • Входной контроль сырья и предметов упаковки

Тщательно проверяется не только сырье, но и предметы упаковки (этикетки, короба, флаконы, колпаки, транспортную маркировку). Тем самым, сводя возможность брака в готовом продукте к минимуму.

  • Физико-химический анализ косметической смеси

Перед фасовкой готового продукта проводится анализ активной смеси. Поэтому продукция, которую производит «Мэзопласт», всегда имеет стабильное качество.

  • Контроль готовой продукции

Готовая продукция проверяется на соответствие нормативным документам, принятым в РФ (ГОСТ, ОСТ, ТУ).

Прекрасно оснащенная лаборатория и высокая квалификация специалистов Службы Качества позволяют компании уже много лет держать высокие стандарты качества.

К основным отечественным конкурентам ЗАО «Мэзопласт» относятся: Ангарский завод бытовой химии, ОАО «Эра», ОАО «Спектр», ЗАО «Северное сияние», ОАО «Концерн Калина», ОАО Косметическое Объединение «Свобода», ООО «Гармония» (бывший «Мосбытхим») и др.

Таблица 2

Объемы производства продукции ЗАО «Мэзопласт» за 2006-2007гг.

Наименование 
продукции

Производство 
в 2006 г. (тонны)

Производство 
в 2007 г. (тонны)

Средства по уходу за волосами

96

81

Чистящие средства (пасты)

81

199

Чистящие средства (жидкие)

31

89

Моющие средства

43

10

Средства по уходу за обувью

11

1

Парфюмерно-косметические средства

2

0,4

Средства по уходу за автомобилем

23

13

Прочие

28

29

ИТОГО

315

421,4


 

В таблице 2 приведены данные производства «Мэзопласт» продукции за 2 года, анализируя которые можно сказать, что в 2006 г. было произведено продукции на 33,05 % больше, чем в 2007 г.

Финансы.

Одним из критериев финансового положения предприятия является его платежеспособность, т.е. способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Рассмотрев данные баланса - нетто ЗАО «Мэзопласт», можно сделать вывод, что предприятие платежеспособно, так как текущие активы (8228 тыс. руб.) превышают внешние обязательства – заемные средства (2654 тыс. руб.) (см. Приложение 1).

           Также из Баланса- нетто «Мэзопласт»  видно, что за 3 года уменьшились долгосрочные активы (основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения и т.д.). Причиной этого стала продажа предприятием части неиспользуемого оборудования. Текущие активы увеличились за счет возросших в 2007 г. на 19 % по сравнению с 2006 г. производственных запасов и увеличения убытков предприятия. Готовая продукция и товары на складах в 2007 г. составили 1607 тыс. руб. и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 27 %. Дебиторская задолженность к активам баланса составила 2,6% или 646 тыс. руб. и снизилась по сравнению с 2006 г. на 150 тыс. руб. за счет оплаты задолженности покупателями. За 2007 г. полностью погашен кредит банка в сумме 550 тыс. руб. Кредиторская задолженность - 1963 тыс. руб. состоит из задолженности поставщикам за сырье (890 тыс. руб.), невыплаченной заработной платы (218 тыс. руб.), задолженности бюджету (514 тыс. руб.) (см. Приложение 1).

Поступление денежных средств в кассу предприятия в 2007 г. обеспечивалось за счет: продажи произведенной продукции и продукции, полученной по бартеру от предприятий, рассчитывающихся таким образом за предоставленные «Мэзопласт» товары бытовой химии; продажи сырья, материалов и оборудования, неиспользуемых в производственной деятельности.

Из Отчета о прибылях и убытках видно, что «Мэзопласт»  получил прибыль в 2007 г. в размере 281 тыс. руб., но, выплатив налог на прибыль и, сделав необходимые финансовые вложения, предприятие столкнулось с нехваткой денежных средств в размере 1122 тыс. руб. Но в сравнении с предыдущим периодом предприятие закончило 2007 г. более удачно (см. Приложение 2).

Проанализировав данные Отчета о прибылях и убытках можно сделать вывод о том, что «Мэзопласт» имеет устойчивое финансовое положение за счет высокой доли собственных средств в пассиве баланса, но высокие затраты производственной деятельности, низкие уровни рентабельности продаж и рентабельности активов отражают низкую конкурентоспособность предприятия в отрасли. Хотя по некоторым основным финансовым показателям, таким как рентабельность продаж и рентабельность активов намечаются положительные тенденции (см. Приложение 2).

Что касается организационной структуры «Мэзопласт», она представлена на рисунке 2.


 



 





 


  


 

 

 

 

 

Рисунок 2. Организационная структура «Мэзопласт»

 

Руководство «Мэзопласт» в целях контроля за работой предприятия и его сотрудников проводит различные собрания и проверки, такие как:

    • совет директоров (проводится 2 раза в неделю; обсуждаемая тема: стратегические планы развития предприятия);
    • планерка (проводится 2 раза в неделю; участвуют: генеральный директор, начальники всех отделов; обсуждаемая тема: текущая деятельность предприятия);
    • производственное собрание (проводится 1 раз в 2 недели; участвуют: генеральный директор, коммерческий директор, начальник службы качества, начальник производства; обсуждаемая тема: развитие производства, разработка и внедрение новых видов продукции);
    • собрание агентов по продаже (проводится в начале каждого месяца; участвуют: генеральный директор, коммерческий директор, агенты по продаже; обсуждаемая тема: итоги работы агентов за месяц, выполнение им плана продаж);
    • собрание коммерческого отдела (проводится ежедневно; участвуют: коммерческий директор, продавцы, агенты по продаже; обсуждаемая тема: итоги работы продавцов и агентов за день, сданная ими выручка, выполнение ими плана продаж).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Выявление сильных и слабых  сторон хозяйственной деятельности  ЗАО «Мэзопласт»

 

Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия. Анализ среды, в которой работает «Мэзопласт», представлен в таблице 3.                                                                             Таблица 3

Анализ факторов макросреды.

Группа факто-ров

Фактор

Тенденция развития

Проявление

Возможная реакция предприятия

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эко-

номи-ческие

 

1.1 Уровень инфляции

 

Возможна стабилизация

При увеличении инфляции обесценивание денежных средств

Учёт уровня инфляции при установлении цен на товары

1.2. Уровень реального дохода населения

Возможно уменьшение

Снижение уровня покупательской способности населения

Выпуск продукции с наименьшими издержками

1.4.Налоговые  ставки

Возможно повышение

Отток денежных средств из сферы производства в бюджет

Изыскание путей минимизации налогов

1.5.Безработица

Высокий уровень сохраняется

Удешевление рабочей силы и увеличение числа претендентов на рабочее место

Формирование рациональной кадровой политики

 

 

 

В процессе взаимодействия предприятия с микросредой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, какие факторы микросреды оказывают наибольшее влияние на предприятие и как должна вести себя организация, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а значит, и обеспечить устойчивое существование организации. Основные факторы непосредственного окружения и их влияние на «Мэзопласт» приведены в таблице 4.

Факторы непосредственного окружения                                       Таблица 4

Группа факторов

Фактор

Проявление

Влияние на рынок

Возможная реакция предприятия.

1

2

3

4

5

1.Потребители

1.1.Население

Тенденции стабилизации спроса

Увеличение запросов и потребностей, требование безусловного качества товаров

Маркетинговые исследования и разработка новых продуктов

1.2.Предприятия  и организации

Тенденции стабилизации спроса

Дальнейшее стимулирование спроса организаций путем предоставление дополнительных услуг

2. Конкуренты

Отечественные и иностранные

Ужесточение конкуренции

Возникновение различных препятствий для укрепления позиций на рынке

Возможна конкуренция за счёт высокого качества товаров, разработки новой продукции, маркетинговых исследований рынка и т.д.

3.Поставщики

Производители сырья и материалов

Тенденции ухудшения отношений

Отсутствие сырья для производства продукции

Поиск новых поставщиков


 

 

Анализ текущей ситуации на рынке товаров бытовой химии, анализ конкурентной среды и ситуации с обеспеченностью предприятий сырьем позволяет выделить ключевые факторы успеха (КФУ) «Мэзопласт»:

1. КФУ в области технологий (опыт в использовании различных технологий для производства товаров бытовой химии; опыт разработок новых товаров);

2. КФУ в области производства (наличие необходимых производственных мощностей; высокое качество производства);

3. КФУ в области финансов (предприятие является платежеспособным; собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным);

4. КФУ в области распределения (быстрая и бесплатная доставка товаров потребителю; эффективное использование различных каналов сбыта; наличие собственных каналов сбыта продукции);

5. КФУ в области кадров (высокий профессионализм работников предприятия);

6. КФУ в области организации (эффективная система управления; наличие адекватной организационной структуры);

7. другие типы КФУ (доверие потребителей предприятию).

Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность и открывают новые возможности, необходимо оценить: обладает ли предприятие внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ слабых и сильных сторон предприятия приведенный в таблице 5.

Таблица 5

Сильные и слабые стороны "Мезопласт".

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

Продукт

- возможность расширения ассортимента выпускаемой продукции;

- хорошее качество продукции

расширение ассортимента зачастую идет не за счет разработки качественно новых продуктов, а за счет небольшого изменения уже выпускаемых предприятием товаров

Организа-ция

- компетентное руководство;

- адекватная организационная структура предприятия;

- эффективная система контроля

слабых сторон не наблюдается

Производ-ство

- наличие необходимых производственных мощностей;

- высокое качество производства

- устарелая технология дизайна и упаковки продуктов;

- высокая себестоимость выпускаемых товаров;

- небольшие объемы производства


 

 

окончание таблицы 4

1

2

3

Маркетинг

- эффективное использование различных каналов сбыта, наличие собственных каналов сбыта продукции;

- предоставление дополнительных услуг предприятиям-клиентам (быстрая и бесплатная доставка товаров)

- отсутствие информированности покупателей о продукции предприятия;

- отсутствие маркетинговых исследований рынка

Персонал

- небольшая текучесть кадров в целом по заводу;

- предоставление предприятием социальных гарантий работникам

- задержки с выплатой заработной платы;

- большая текучесть кадров в отделе сбыта

Финансы

- предприятие является платежеспособным;

- собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным;

- высокая степень ликвидности баланса

- низкая рентабельность продаж из-за высоких издержек производства;

- низкий уровень конкурентоспособности фирмы;

- нехватка свободных денежных средств

Информация о работе Стратегическое управление организацией в условиях рынка