Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:53, курсовая работа
деятельности туристической фирмы.
Достижение поставленной цели исследования осуществлялось через последовательность решения логически обусловленных и взаимосвязанных задач:
- выполнить теоретический анализ основ стратегического управления организацией;
- провести комплексный анализ деятельности турфирмы;
- провести анализ отрасли и конкуренции, факторов внутренней и внешней среды организации;
- разработать проект мероприятий по формированию эффективной стратегии деятельности фирмы;
- исследовать технологию разработки мероприятий по формированию эффективной стратегии.
Введение
Глава 1. Сущность и принципы стратегического управления организацией
o 1.1. Сущность стратегического управления
o 1.2. Принципы стратегического управления
o 1.3. Инструментарий стратегического управления
o 1.4. Стратегическое управление в туристской отрасли
Глава 2. Анализ деятельности туристической фирмы ООО «Септима».
o 2.1. Единый федеральный реестр туроператоров
o 2.2. Место положения, юридический адрес
o 2.3. Членство в АПИТКО и РТС
o 2.4. Сфера туроператорской деятельности
o 2.5. Миссия, цели, приоритеты и задачи
o 2.6. Номенклатура оказываемых услуг
Глава 3. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО "Септима"
o 3.1. Анализ Макросреды.
3.1.1. Государственные факторы (политико-правовые):
3.1.2. Экономические факторы
3.1.3. Социально-культурные факторы
3.1.4. Научно-технические факторы
3.1.5. Природно-географические факторы
3.1.6. Экологические факторы
3.1.7. Сезонность
o 3.2. Анализ Микросреды.
3.2.1. Стратегический анализ внешней микросреды ООО "Септима"
3.2.2. Стратегический анализ внутренней микросреды
o 3.3. SWOT-анализ турфирмы "Септима".
o 3.4. Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности
3.4.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ООО "Септима" в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке.
4. Выводы и предложения
5. Библиография
Непропорциональное
развитие туризма может подрывать
саму основу его существования: туризм
потребляет природные ресурсы; в
центрах массового туризма этот
процесс приобретает
Сдерживающим фактором развития туризма являются зоны радиоактивного, химического и других видов загрязнений. Так, в Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. сложилась принципиально новая экологическая ситуация, при которой значительную часть туристско-рекреационных ресурсов республики в обозримом будущем вряд ли можно будет использовать для туризма и отдыха населения.
3.1.7. Сезонность
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.
Сезонность - это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными ("высокими") сезонами являются летний (июль--август) и зимний (январь--март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель--июнь, сентябрь) и "мертвый сезон" (октябрь--декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.
Так, согласно
статистическим данным, в Европе на
два летних месяца приходится до половины
всех туристских поездок. В странах,
где годовые колебания
Климатические факторы связаны с тем, что в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года.
Социальные факторы обусловлены тем, что большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле -- августе (месяцы наименьшей производительности труда).
Негативные последствия сезонной неравномерности спроса требуют изучения данного явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные -- в межсезонье и пониженные -- в "мертвый сезон"; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный и т.д.)
Примеры влияния внешних факторов на исследуемое турфирму.
Факторы Влияние
внешней среды влияния
Политико-правовые А. Законы и правовые акты. Принятие благоприятного закона в отрасли туризма + Умеренное
Повышение ставок налогообложения - Сильное
Б. Влияние политических событий.
Подписание договоров и сделок с зарубежными странами + Умеренное
Внутриполитическая нестабильность в стране или регионе - Сильное
Отсутствие
между государствами
Военные конфликты - Сильнейшее
Терроризм и экстремизм - Сильное
Экономические Развитие экономики + Сильное
Уровень инфляции - Сильное
Безработица - Сильное
Уровень доходов + Умеренное
Курс валют - Сильное
Финансовый кризис - Сильное
Социально-культурные Тенденции в образе жизни + Умеренное
Развитие культуры, культурных центров + Сильное
Проведение фестивалей, конкурсов, конференций в регионе + Сильное
Государственная поддержка социальных программ + Умеренное
Демографические Возрастная структура общества + Умеренное
Урбанизация + Сильное
Повышение уровня рождаемости + Слабое
Рост уровня образования населения +
Научно-технические Развитие новых технологий + Слабое
Усовершенствование
Развитие научных технологий
Развитие информационных технологий + Сильное
Природно-географические,
экологические Зоны радиоактивного, химического вида загрязнений - Сильнейшее
Сезонность Колебания спроса с чередующимися пиками и спадами - Сильнейшее
Погодные условия различаются по месяцам года - Сильнейшее
Социальные факторы- школьные каникулы + Сильное
Как видно из данной таблицы, наиболее
сильную степень влияния
3.2 Анализ Микросреды.
Микросреда - это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
3.2.1. Стратегический анализ внешней микросреды фирмы ООО «Септима».
Стратегический анализ положения фирмы надо начать, прежде всего, с исследования структуры отрасли в которой работает данная фирма. Здесь необходимо оговорить, что основной единицей анализа будет представлять группа конкурентов, которые производят товары и услуги и непосредственно соперничают между собой.
Конкуренты
Любой фирме противостоит широкий спектр конкурентов. Для того, чтобы преуспеть в бизнесе, фирма должна удовлетворять потребности клиентов лучше, чем ее конкуренты. Она должна приспособиться не только к изменяющимся потребностям клиентов, но и к стратегиям конкурентов. Фирма должна получить стратегическое преимущество, внедрив в сознание клиентов приоритет своих товаров.
Единой стратегии конкурентной борьбы не существует. Каждая фирма должна выбирать стратегию соответственно своим размерам и положению на рынке.
На фирму в отрасли воздействуют пять сил, впервые выделенные профессором М. Портером, которые определяют уровень конкуренции:
1). Соперничество между конкурентами в отрасли.
2). Угроза появления новых конкурентов.
3). Угроза появления товаров-заменителей.
4). Способность
покупателей диктовать свои
5). Способность
поставщиков диктовать свои
Рассмотрим влияние этих сил на турфирму «Септима».
В соответствии со региональным реестром туроператоров, в Калининградской области работают 34 компаний (см. Приложение 2), имеющих право, также как и ООО «Септима», заниматься внутренним, международным въездным и выездным туризмом, 13 компаний, имеющих право заниматься внутренним и международным въездным туризмом и 8 компаний, имеющих право заниматься только внутренним туризмом. Но далеко не все компании действительно конкурентоспособны.
Основными конкурентами ООО "Септима" являются фирмы: «БалтмаТурс», «УниверсалСтрой», «Анюта», «Янтарный ветер», «Балтийский берег», «Бон-Шанс-Тур» и др. (см. Приложение 3).
Соперничество между конкурентами в туристической отрасли очень высоко. Отрасль наполнена фирмами предоставляющими аналогичные услуги и продающими ее на одном и том же рынке. Фирмы конкурируют как по параметру ценовой конкуренции, так и по качеству обслуживания, качеству продукции, условиям торговли, рекламе, нововведениям. Конкурентная борьба достаточно жесткая, к тому же регулярно увеличивается число фирм-конкурентов при постепенном выравнивании их размеров и потенциала и при медленном росте спроса на данный вид услуг.
Тем не менее ООО «Септиме» удается сохранять уверенную позицию в семерке лучших турфирм данного класса, что положительно влияет на достаточно высокий уровень прибыли.
Партнеры ООО "Септима" (поставщики туристических услуг)
Так как для ООО "Септима" главное - предоставление своим клиентам качественных туристических услуг, компания сотрудничает с надежными и известными компаниями. ООО «Септима» постоянно расширяет свою агентскую сеть. Сегодня с ним активно сотрудничает более двух десятков туристских предприятий являющимися посредниками в предоставлении услуг туристу, на основе агентского договора на взаимовыгодных условиях.
Партнерами фирмы являются:
1. Авиакомпании - Аэрофлот, British Airways, Lufthansa, Air France, American Airlines и многие другие.
2. Ж/Д компании - РЖД и Deutsche Bahn.
3. Сотовый оператор МТС.
4. Страховая комп ания "Первая страховая компания"
5. Туроператоры в других странах – «Natura», «Schnieder-Reisen», «BTO», «Olympia-Reisen» (Германия), Vizit Europe - в Чехии; Evelina tour и Happy tour - в Турции; Terramar tour в Испании; в Италии; в Египте; в ОАЭ; в Англии др.
У ООО «Септима» сложились прочные партнерские отношения с рядом ведущих компаний нетуристического профиля. В частности, 2010 год был ознаменован началом совместной работы с транспортной компанией ИП «Громов И». В 2010 год - ООО «Септима» совместно с транспортным партнером ИП «Громов И.» начали разработку новых автобусных туристических маршрутов, которые были предложены любителям отдыха.
Наличие таких партнеров положительно сказывается на имидже и репутации компании.
Потребители
В настоящее время ООО «Септима», является одним из крупнейших туристических операторов в Калининградской области с 15-летним опытом работы в сфере туризма. За 15 лет работы на рынке туристического бизнеса предприятие доказало свою жизнестойкость и надежность.
Клиентами турфирмы являются более 20 российских и иностранных компаний, которые отдают ежедневное предпочтение профессионализму сотрудников и качеству услуг, предоставляемых ООО "Септима". Также компания не обходит стороной и индивидуальных клиентов.
Целевой сегмент рынка, на котором работает ООО «Септима» может быть представлен так: люди различного возраста в диапазоне от 20 до 60 лет, с доходами выше средних, желающие отдыхать с комфортом, чувствовать себя защищенными и познавать новое. Приобретая туристскую путёвку, клиенты подписывают с фирмой договор, в котором указан тщательно отработанный набор условий, что позволяет предупредить возможные недочёты и конфликты в обслуживании.
Ежегодно услугами предприятия пользуются более 2000 человек. Предприятие осуществляет как групповые поездки, так и индивидуальные туры. К каждому туристическому сезону ООО «Септима» открывает новые увлекательные маршруты для своих клиентов, которые уже успели оценить качество и уровень обслуживания.
В 2007 компания организовала отдых для 2072 туристов. Из них:
585 чел. - выезжающих зарубеж.
178 чел. - иностранных туристов
и большая часть путешествующих внутри страны - 1309 чел.
Из общего числа обслуженных туристов: дети (в возрасте до 14 лет) - 158 человек, подростки - 156 человек.
Основной целью путешествий туристов в 2007 г. - был досуг и отдых. Общее количество предоставленных туродней в 2007 г. - 15 556.
В 2007 г. Туристы выезжали в Египет (818 чел.), Венгрию (348), Польшу (616), Чехию (203), Испанию (724), Турцию (792), Грецию (300), Италию (380), ОАЭ (784). Большинство туристов пользовались авиатранспортом.
Таблица « Распределение заказов по странам ежемесячно за 2009 год».
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Июнь |
Июль |
Авг. |
Сен. |
Окт. |
Нояб |
Дек. |
Итого |
|||
1 |
Чехия |
6 |
2 |
9 |
7 |
0 |
8 |
7 |
7 |
2 |
5 |
5 |
5 |
63 |
|
2 |
Словакия |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
5 |
1 |
1 |
3 |
7 |
1 |
23 |
|
3 |
Италия |
0 |
1 |
8 |
8 |
7 |
5 |
7 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
49 |
|
4 |
Финляндия |
5 |
2 |
0 |
1 |
0 |
6 |
4 |
2 |
3 |
5 |
6 |
12 |
46 |
|
5 |
Голландия |
1 |
0 |
2 |
8 |
1 |
1 |
3 |
0 |
1 |
3 |
4 |
2 |
26 |
|
6 |
Ирландия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
|
7 |
Португалия |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
7 |
8 |
10 |
1 |
0 |
0 |
0 |
30 |
|
8 |
Франция |
8 |
5 |
3 |
3 |
4 |
8 |
8 |
7 |
4 |
2 |
1 |
3 |
56 |
|
9 |
Австрия |
7 |
6 |
3 |
4 |
1 |
3 |
5 |
3 |
7 |
3 |
2 |
2 |
46 |
|
10 |
Швейцария |
6 |
5 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
4 |
22 |
|
11 |
Англия |
2 |
3 |
7 |
2 |
0 |
4 |
3 |
2 |
4 |
1 |
4 |
2 |
34 |
|
12 |
Германия |
4 |
2 |
4 |
3 |
8 |
5 |
3 |
5 |
7 |
0 |
0 |
0 |
41 |
|
13 |
Греция |
0 |
0 |
3 |
3 |
4 |
1 |
4 |
5 |
5 |
2 |
3 |
1 |
31 |
|
14 |
Турция |
6 |
4 |
1 |
3 |
7 |
8 |
21 |
19 |
5 |
2 |
1 |
0 |
77 |
|
15 |
Кипр |
1 |
2 |
1 |
3 |
0 |
7 |
1 |
2 |
6 |
3 |
1 |
1 |
28 |
|
16 |
Израиль |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
4 |
8 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
23 |
|
17 |
ОАЭ |
11 |
8 |
9 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
3 |
2 |
39 |
|
18 |
Египет |
4 |
14 |
15 |
3 |
0 |
0 |
1 |
3 |
9 |
10 |
8 |
3 |
70 |
|
19 |
Испания |
7 |
6 |
3 |
4 |
0 |
1 |
8 |
10 |
7 |
2 |
0 |
0 |
48 |
|
20 |
Таиланд |
2 |
4 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
7 |
25 |
|
21 |
Хорватия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
8 |
7 |
4 |
0 |
0 |
0 |
24 |
|
ИТОГО: |
72 |
65 |
70 |
60 |
39 |
75 |
107 |
87 |
71 |
49 |
58 |
51 |
723 |