Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:53, курсовая работа
деятельности туристической фирмы.
Достижение поставленной цели исследования осуществлялось через последовательность решения логически обусловленных и взаимосвязанных задач:
- выполнить теоретический анализ основ стратегического управления организацией;
- провести комплексный анализ деятельности турфирмы;
- провести анализ отрасли и конкуренции, факторов внутренней и внешней среды организации;
- разработать проект мероприятий по формированию эффективной стратегии деятельности фирмы;
- исследовать технологию разработки мероприятий по формированию эффективной стратегии.
Введение
Глава 1. Сущность и принципы стратегического управления организацией
o 1.1. Сущность стратегического управления
o 1.2. Принципы стратегического управления
o 1.3. Инструментарий стратегического управления
o 1.4. Стратегическое управление в туристской отрасли
Глава 2. Анализ деятельности туристической фирмы ООО «Септима».
o 2.1. Единый федеральный реестр туроператоров
o 2.2. Место положения, юридический адрес
o 2.3. Членство в АПИТКО и РТС
o 2.4. Сфера туроператорской деятельности
o 2.5. Миссия, цели, приоритеты и задачи
o 2.6. Номенклатура оказываемых услуг
Глава 3. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО "Септима"
o 3.1. Анализ Макросреды.
3.1.1. Государственные факторы (политико-правовые):
3.1.2. Экономические факторы
3.1.3. Социально-культурные факторы
3.1.4. Научно-технические факторы
3.1.5. Природно-географические факторы
3.1.6. Экологические факторы
3.1.7. Сезонность
o 3.2. Анализ Микросреды.
3.2.1. Стратегический анализ внешней микросреды ООО "Септима"
3.2.2. Стратегический анализ внутренней микросреды
o 3.3. SWOT-анализ турфирмы "Септима".
o 3.4. Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности
3.4.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ООО "Септима" в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке.
4. Выводы и предложения
5. Библиография
Как показывают данные таблицы фирма отправила на отдых по турпутевкам более 720 туристов за период 2009 г.
ООО «Септима» активно использует компьютерные технологии - ею используется информационная компьютерная система поиска туров. Компьютеры всех сотрудников связаны в локальную сеть, имеют подключение к Интернету. У фирмы есть базы, в которых содержится информация о турах, гостиницах, клиентах, о состоянии заявок. Базы дают информацию о: списках туристов, описаниях туров и гостиниц.
3.2.2. Стратегический анализ внутренней микросреды фирмы ООО «Септима».
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
- кадры (их
потенциал, квалификация; подбор, обучение
и продвижение; оценка
- организация
управления (коммуникационные процессы;
организационные структуры;
- финансы
(поддержание ликвидности,
- маркетинг
(стратегия туристского
Персонал предприятия и организация управления
Сейчас на туристическое предприятие работают 11 сотрудников. Каждый сотрудник выполняет полномочия, утверждённые руководством предприятия и получает ежемесячно оклад в зависимости от занимаемой должности.
В компании проводится хорошая кадровая политика. В процессе управления персоналом используется множество разнообразных способов, подходов и приёмов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия решений.
Организационная структура
В соответствии с линейно-функциональной
организационной структурой турфирма
имеет руководителя, который осуществляет
общее руководство и
Управление предприятием осуществляют генеральный директор Неудахина С. И. и директор Неудахин В. Д. в форме издания решений (приказов, распоряжений, постановлений), которые являются обязательными для исполнения всеми сотрудниками фирмы.
Таблица «Персонал предприятия». В штат фирмы входят:
Должность |
Кол-во человек |
Генеральный директор |
1 |
Директор |
1 |
Главный бухгалтер |
1 |
Менеджер отдела иностранных туристов и ГД «Вилла Лана» |
1 |
Менеджер отдела поездок за рубеж |
1 |
Менеджер отдела поездок по России |
1 |
Маркетолог |
1 |
Гид-переводчик |
3 |
Уборщица |
1 |
ИТОГО: |
11 |
Обязанности среди работников фирмы распределены следующим образом:
Генеральный директор заключает договоры, знакомиться с новинками рынка, участвует в конференциях, ведет переговоры по делам турфирмы; является главным распорядителем финансовых средств; контролирует и координирует работу фирмы, контролирует все управленческие решения на всех уровнях организации, принимает решения о приеме на работу или увольнению сотрудников, разрабатывает программы совершенствования внутрипроизводственных отношений.
Директор представляет интересы ген.директора в его отсутствие. Заключает договора, знакомиться с новинками рынка, участвует в конференциях, ведет переговоры по делам турфирмы; координирует ежедневный рабочий процесс в фирме, организовывает участие в ежегодной международной выставке туризма в Берлине (ITB BERLIN).
Главный бухгалтер ведет всю денежную работу на предприятии, оформляет и отслеживает исполнение договоров, осуществляет все денежно-кассовые расчеты, ведет всю бухгалтерскую документацию и финансовую отчетность.
Менеджеры по туризму заполняют заявки, оформляют путёвки, заключают договоры с клиентами, заключают агентские договоры с туроператорами.
Маркетолог занимается распространением рекламной продукции, обновлением сайта организации и выяснением общественного мнения.
Также руководство фирмы зачастую прибегает к услугам наёмных специалистов, которые выполняют разовые поручения за определённую плату, что обусловлено малым размером предприятия и невозможностью содержать полный штат. В этом числе, например, курьеры, водители различных категорий транспорта, системный администратор, юрист-консультант. У турагенства наработана отличная база данных высококвалифицированных узкопрофильных гидов-переводчиков, которые также бывают задействованы в экскурсионной деятельности.
Все сотрудники турфирмы имеют высшее образование и опыт работы в туристической отрасли не менее 2-х лет. Турфирма часто использует студентов-практикантов в качестве рабочей силы с минимальной оплатой труда.
Финансовое положение ООО «Септима» устойчиво, о чем свидетельствуют финансовые показатели, приведенные в таблице «Данные бухгалтерской отчетности фирмы за 2006, 2008 гг».
Таблица «Финансово-экономические показатели деятельности ООО «Септима» за 2006, 2008 гг».
Показатели |
Ед. изм. |
2006 |
2008 |
||||||
Объем реализации услуг |
Тыс. руб. |
14184,7 |
15 240,6 |
||||||
Среднегодовая заработная плата 1 работника |
Тыс. руб. |
66 |
66 |
||||||
Себестоимость услуг |
Тыс. руб. |
10745,6 |
12459,93 |
||||||
Прибыль от реализации |
Тыс. руб. |
3439,1 |
2780,7 |
||||||
Рентабельность деятельности |
% |
32,0 |
28.2 |
||||||
Рентабельность продаж |
% |
24,2 |
18,3 |
||||||
По состоянию на 2011 финансовое положение ООО «Септима» также устойчиво, но за последний год, не смотря на увеличение объема реализации туров, произошло снижение объема прибыли на 20%. Это объясняется увеличением себестоимости туров. Также снизилась рентабельность деятельности почти на 4% и рентабельность продаж на 6%. Снижение прибыли не позволило предприятию увеличить заработную плату сотрудникам.
Маркетинг
Офис турфирмы «Септима» удачно расположен на ул. Больничная, 30-2. , в 3-х минутах от центра города. Это очень проходимое место. Привлечением клиентов в офис служит красочная вывеска и наружные рекламные плакаты, которые привлекает клиентов в турфирму, а также стенд с информацией для туристов о ценах и турах, которые можно приобрести в турфирме. Офис располагается на первом этаже, имеет отдельный вход с зоной ожидания и далее составляет 4 комнаты, которые занимают генеральный директор и директор, бухгалтер и менеджеры по туризму и рекламе, которые ведут непосредственную продажу туристских путевок. Из кабинета ген. директора ведут 3 двери в каждое из помещений, которые преимущественно открыты, таким образом директора ведут прямой открытый контроль за происходящим в офисе. Каждый менеджер занимается продажей туров, его рабочее место оборудовано всем необходимым для успешной продажи, а именно компьютером с выходом в Интернет и туристическими каталогами.
Фирма предлагает туры только проверенных туроператоров, являющихся старыми и надежными партнерами фирмы. По каждому туру разработана информационная база (листовки, брошюры), дающая возможность клиенту получить достаточный объём информации для принятия решения о выборе направления и конкретного тура.
К важнейшим характеристикам услуг турфирмы «Септима», обеспечивающим ее способность удовлетворять определенные потребности, относятся:
- надежность;
- предупредительность;
- доверительность;
- доступность;
- внимательность;
- качество услуг.
Основным информационным партнёром фирмы выступает ГТРК «Янтарь», содействуя туристическому предприятию в реализации рекламной компании и освещению его деятельности. Также размещает рекламу своих услуг в журнале «Бродвей».
Несмотря
на отдельную штатную единицу
по маркетингу, маркетинговая политика
фирмы разработана слабо. Рекламные
компании являются статьёй экономии
бюджета фирмы. Широко применяются
листовки, буклеты, фирменный журнал
и нерегулярная реклама в СМИ.
Официальный сайт фирмы требует
дизайнерской доработки. Тоже относится
к столь популярному
3.3. SWOT-анализ внешней среды турфирмы "Септима".
SWOT-анализ (strengths, weaknesses, opportunities, threats) представляет собой оценку сильных и слабых сторон организации, ее внешних возможностей и угроз. Целью его проведения является исследование фактического положения и стратегических перспектив фирмы на основе изучения ее сильных и слабых сторон, рыночных возможностей и факторов риска. Важно учесть, что при их определении следует руководствоваться мнением потребителей, а не сотрудников компании. Именно клиенты знают сильные и слабые стороны лучше всех. При этом стратегия организации должна быть направлена на максимально эффективное применение имеющихся ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз.
Проведём SWOT-анализ ООО "Септима".
«Сильные и слабые стороны» |
«Возможности и угрозы» |
1. Хорошее впечатление сложившееся об организации у потребителя 2. Накопленный многолетний опыт работы на рынке 3. Удобное месторасположение 4. Квалифицированный персонал 5. Наличие необходимых финансовых ресурсов; |
1. Развитие системы маркетинга 2. Пути расширения ассортимента услуг. 3. Улучшение качества и скорости обслуживания клиентов. 4. Увеличение темпов роста рынка |
||||||
1. Отсутствие четкой стратегии; 2. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности; 3. Отсутствие базы постоянных клиентов 4. Значительное влияние фактора сезонности на прибыль |
1. Спад в экономике страны, вызванный мировым кризисом 2. Неблагоприятные изменения в темпах роста в курсах валют 3. Высокая зависимость от снижения спроса и снижение платежеспособности населения; 4. Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками; 5. Растущая требовательность потребителей. |
||||||
В результате формулирования SWOT-анализа в общей форме мы получим проранжированный список сильных и слабых сторон ООО "Септима", возможностей и угроз внешней среды. Раскрытие матрицы SWOT-анализа заключается в построении взаимосвязей между сильными и слабыми сторонами и возможностями и угрозами.
Таблица «Развёрнутая форма SWOT-анализа ООО "Септима"»
Список сильных сторон: 1. Хорошее впечатление сложившееся об организации у потребителя; 2. Накопленный многолетний опыт работы на рынке; 3. Удобное месторасположение; 4. Квалифицированный персонал; 5. Наличие необходимых финансовых ресурсов |
Список слабых сторон: 1. Отсутствие четкой стратегии; 2. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности; 3. Отсутствие базы постоянных клиентов 4. Значительное влияние фактора сезонности на прибыль |
||
Список возможностей: 1. Развитие системы маркетинга 2. Пути расширения ассортимента продукции. 3. Улучшение качества обслуживания клиентов. 4. Увеличение темпов роста рынка |
Сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке |
Разработка маркетинговой |
|
Список угроз: 1. Спад в экономике страны, вызванный мировым кризисом 2. Неблагоприятные изменения в темпах роста в курсах валют 3. Высокая зависимость от снижения спроса и снижение платежеспособности населения; 4. Выход на рынок конкурентов с более низкими издержками; 5. Растущая требовательность потребителей. |
Удержание своих позиций на рынке |
Если столкнутся слабые стороны и угрозы то произойдет крах фирмы. |
|
3.4. Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности
3.4.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ООО "Септима" в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке.
Технология
разработки мероприятий по формированию
конкурентных преимуществ ООО "Септима"
Сохранение доли рынка - является одной из главных целей деятельности ООО "Септима" в настоящее время. Фирма уже несколько лет работает на рынке и является одним из лидеров среди туроператоров г.Калининграда.
В результате анализа деятельности, выявлении сильных и слабых сторон, ООО "Септима" целесообразно выбрать оборонительную фокусированную стратегию деятельности. Основная цель оборонительной стратегии - формирование конкурентных преимуществ и укрепление позиций компании.
Назначение оборонительной стратегии - снизить риск атаки со стороны конкурентов, выдержать атаку с минимальными потерями, вынудить атакующих переключиться на борьбу с другими конкурентами.