Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа
Цель работы – определить проблемы и возможности формирования эффективной системы стратегического управления на основе УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли». Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие стратегического управления и его процессам;
- проанализировать необходимость и предпосылки формирования эффективной системы стратегического развития и управления УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»;
- определить основные направления и проблемы в разработке стратегии развития УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли».
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие стратегического управления, его сущность
1.2 Этапы развития стратегического управления
1.3 Процесс стратегического управления
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ стратегического управления на УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.1 Понятие стратегического управления, его сущность 1.2 Этапы развития 1.3 Процесс стратегического управления 2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
НА УО «БРЕСТСКИЙ 2.1 Краткая характеристика предприятия 2.2 Анализ стратегического
управления на УО «Брестский
государственный |
6
7 7 11 13
16 16
19 |
Заключение |
29 |
Список использованных источников |
31 |
Введение
В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, а также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, учитывая то, что окружение и условия жизни организации будут меняться. Сказанное позволяет заключить, что выбранная тема работы является актуальной.
В число управленческих терминов понятие «стратегия» вошло в 60-е годы ХХ века, когда были разработаны и внедрены структуры и модели стратегического управления. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли Ф. Абрамс, И. Ансофф, С. Арджирис, П. Друкер, Дж. Куинн, Г. Минцберг, Т. Питерс, М. Портер, К. Прахалад, Г. Саймон, П. Сенге, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Хофер, Э. Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс. С их работ началась сначала классическая теория сначала стратегического планирования, а затем и стратегического управления.
Цель работы – определить проблемы и возможности формирования эффективной системы стратегического управления на основе УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли». Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие стратегического управления и его процессам;
- проанализировать
- определить основные
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие стратегического
Современная концепция управления экономическими системами разного уровня (страны - региона - компании) - это концепция стратегического управления. Она возникла как ответ на вызовы и угрозы внешней среды: усиление ее нестабильности, рост глобализации, обострение и кардинальное изменение конкурентной борьбы.
В результате эволюции систем управления, проходившей под воздействием изменений производства, в 60-70-е годы XX в. появился стратегический менеджмент. В начале его методы применялись, в основном, крупными корпорациями, работавшими в более нестабильных условиях внешней среды и имевшими средства на исследования и разработку систем стратегического управления.
В дальнейшем идеи и методы стратегического
управления стали использоваться компаниями
разных размеров и сфер бизнеса, а
также некоммерческими
В настоящее время стратегическое управление и как система управления, и как наука продолжает динамично развиваться. Возникли разные школы стратегического менеджмента, в каждой из которых преобладает тот или иной подход к стратегическому управлению.
Трансформация экономической системы Беларуси, ее интеграция в мировое хозяйство также породили бум исследований и практических разработок по стратегическому управлению: стратегий, стратегических планов, программ, проектов и т. д. Что же такое стратегическое управление?
Для того чтобы дать развернутое определение, сравним это управление с преимущественно оперативным, в основном практиковавшимся свыше 20 лет назад. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией (таблица 1.1).
Обобщая рассмотренные особенности стратегического управления и приведенные определения, будем понимать стратегическое управление следующим образом [7].
Таблица 1.1 Сравнение оперативного и стратегического управления
Характеристика |
Оперативное управление |
Стратегическое управление |
1 |
2 |
3 |
Миссия, предназначение |
Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации |
Выживание организации в долгосрочной
перспективе посредством |
Объект концентрации внимания менеджмента |
Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов |
Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении |
Учет фактора времени |
Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу |
Ориентация на долгосрочную перспективу |
Основа построения системы управления |
Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология |
Люди, системы информационного |
Подход к управлению персоналом |
Взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций |
Взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия |
Критерий эффективности |
Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала |
Своевременность и точность реакции
организации на новые запросы
рынка и изменения в |
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. В общем виде можно сказать: стратегическое управление представляет собой деятельность по разработке миссии, важнейших целей организации и способов их достижения, обеспечивающих ее развитие в нестабильной внешней среде путем изменения и самой организации, и ее внешней среды. Стратегическое управление - это непрерывный процесс выбора и реализации целей и стратегий организации.
Эффективность стратегического управления
зависит от трех стратегических макроустановок
организации: на рост, защиту и развитие.
В зависимости от среды возможно
преобладание той или иной установки.
В современных условиях кардинального
изменения экономической
Теория стратегического
При системном подходе главным является рассмотрение экономического объекта как части внешней среды. В стратегическом управлении пространство деятельности организации становится более объемным и включает в себя элементы как внутренней, так и внешней среды. Стратегическое управление осуществляется в экономических системах макро-, мезо-, и микроуровня и обозначается соответственно терминами «стратегическое управление экономикой страны (или региона, или фирмы)».
При организационном подходе во главу угла ставятся человеческие, социальные факторы и необходимость горизонтальной и вертикальной стратегической координации их деятельности. «Экономическая организация это искусственно созданные системы, в рамках которых и посредством которых люди взаимодействуют друг с другом, реализуя индивидуальные и коллективные экономические цели». Организации, как и системы, могут дифференцироваться по уровням. Организацией наивысшего уровня является экономика страны в целом.
С позиций современной теории бизнес-систем, развиваемой Ефремовым B.C., организация должна рассматриваться, как элемент системы более высокого порядка способный выполнять в ней определенную функцию (функции). Это приводит к удовлетворению определенной потребности и к образованию у организации коммерческого эффекта.
В результате важнейшее значение приобретает обеспечение развития организацией своих функций в системе более высокого уровня [16].
Рис. 1.1 Процесс стратегического управления организацией
В рыночных системах координация деятельности
осуществляется путем рыночного
саморегулирования, определяемого
и дополняемого государственным
и над государственным
1) определение миссии
2) стратегический анализ внешней
и внутренней среды
3) прогнозирование параметров
4) разработка целей;
5) формирование и выбор
6) реализация стратегий;
7) контроль, корректирование и
При процессном подходе выделяются
повторяющиеся процедуры, фазы, т. е.
функции стратегического
Каждая фаза (функция) стратегического управления заканчивается определенным результатом:
- стратегический анализ среды - оценкой существующего положения организации, ее конкурентоспособности;
- прогнозирование - прогнозом ее будущего состояния;
- выбор миссии, целей и стратегий - запланированной и адаптивной стратегией, стратегическим планом, программой;
- реализация стратегий,
1.2 Этапы развития
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.