Стратегическое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить проблемы и возможности формирования эффективной системы стратегического управления на основе УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли». Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие стратегического управления и его процессам;
- проанализировать необходимость и предпосылки формирования эффективной системы стратегического развития и управления УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»;
- определить основные направления и проблемы в разработке стратегии развития УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие стратегического управления, его сущность
1.2 Этапы развития стратегического управления
1.3 Процесс стратегического управления
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ стратегического управления на УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»

Файлы: 1 файл

курсовая переделано.docx

— 373.51 Кб (Скачать файл)

В    своей    деятельности   Колледж    руководствуется    законодательством 

Республики Беларусь, Уставом и  функционирует в соответствии с  «Положением о профессионально-техническом  училище» (приказ Министра образования  и науки Республики Беларусь от 28.06.1993 г.№203), «Положением о профессионально-техническом  колледже» (приказ Министра образования  Республики Беларусь от 30.06.1999 г. № 425), Положением о попечительском совете учреждения образования (постановление  Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. №20).

В образовательном процессе заняты 50 преподавателей и мастеров производственного  обучения, среди которых 34 имеют  награды Министерства образования  Республики Беларусь, управления образования  Брестского облисполкома, отраслевые и колледжные награды, 11-высшую, 17-первую, 11-вторую квалификационные категории, 1-магистр экономических наук. 
          В коллективе работают преподаватели и мастера производственного обучения – выпускники колледжа. Всего 27 человек. Благодаря активной профориентационной работе, ежегодно выполняется план приема, сохраняется контингент    учащихся.  В    текущем учебном году  он  составляет  около 1,1  тыс. человек.   Обучение  ведется по  дневной   и заочной формам  обучения на уровне ПТО по  6  профессиям,  на  уровне  ССО   по  2  специальностям.  За  60  лет было подготовлено 23200 работников сферы торговли и общественного питания.

Колледж сотрудничает с тремя высшими  учебными заведениями: Белорусский  торгово-экономический университет  потребительской кооперации, Брестский  государственный технический университет, Полесский государственный университет, в которых выпускники уровня ССО могут продолжить обучение и получить высшее торгово-экономическое, технологическое образование по сокращенным программам.

Расширен спектр дополнительных образовательных  услуг, укреплена материально-техническая  база, модернизировано учебно-методическое оснащение образовательного процесса, налажены связи с социальными партнерами. Установлены контакты с Европейским Центром воспитания и образования в городе Роскоши (Республика Польша), со Школами бизнеса и ресторации в Италии.

Учащиеся и работники колледжа являются неоднократными победителями и призерами различных конкурсов, фестивалей, выставок, спартакиад, отмечались Дипломами Международного конкурса профессионального мастерства среди  европейских Школ гостиничного бизнеса  и ресторации, становились лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь, областного исполнительного  комитета по поддержке одаренных  учащихся и студентов. 
По итогам комплексного анализа постановки образовательного процесса колледж 5 лет подряд занимает призовые места в областном смотре-конкурсе «Лучшее УПТО года».

Контингент поступающих – это, в основном, жители города Бреста и  Брестской области, окончившие 11 (12) классов средней школы со средним  баллом аттестата от «3,0» до «9,2»  балла. Многие из поступающих имеют  свидетельство об окончании курсов УПК по профессии «продавец», около 7% поступающих предоставили в приемную комиссию направление на обучение с  гарантией дальнейшего трудоустройства  от различных торговых предприятий  и предприятий общественного  питания города Бреста и области.

По окончании обучения учащиеся получают диплом о профессионально-техническом  образовании с присвоением квалификации, категории (разряда).

Колледж сотрудничает с городским  Центром занятости населения. Согласно этому сотрудничеству Колледж предлагает обучение на базе Колледжа взрослому безработному населению по профессиям представленными в таблице  2.1:

 

Таблица 2.1  Профессии, предлагаемые населению Колледжем при сотрудничестве с городским Центром занятости населения

Название профессии

Срок обучения

1

2

Повар

5,5 месяцев

Кондитер

5,5 месяцев

Спецкурс «Домашняя академия»

2 недели


 

По окончании обучения учащимся выдается свидетельство с присвоением  квалификации (за исключением спецкурса  «Домашняя академия» – здесь  квалификация не присваивается).

В собственности Колледжа имеется  учебно-производственная мастерская кафе «Родник», расположенная в г. Бресте по ул. Свердлова. Согласно лицензии №14010/0125877  УПМ кафе «Родник» II наценочной категории осуществляет следующие виды деятельности:

    • розничная торговля (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий);
    • розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями с правом продажи в розлив водки, ликероводочных изделий, вин, шампанского, коньяка в течение режима работы кафе;
    • общественное питание.

 

Организационная структура управления направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения  между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные  требования к совершенствованию  систем управления, находящие выражения  в тех или иных принципах управления.

Организационная   структура  управления  УО  «Брестский  ГПТК  торговли» приведена в приложении 1.

Линейно-функциональная  структура  — это структура в основу, которой  положен принцип построения  и  специализации управленческого  персонала по функциям. Руководитель предприятия четко определяет права  и обязанности функциональных руководителей.

Преимуществами такой организационной  структуры является:

- глубокая подготовка планов  и решений, связанных со специализацией  работника;

- освобождение директора компании  от глубокого анализа проблем;

- возможность использования консультантов  и экспертов в ходе решения  управленческих проблем;

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение отдельных  функций.

Основные недостатки:

- отсутствие тесной взаимосвязи  и взаимодействий на горизонтальном  уровне между функциональными  подразделениями

- снижение гибкости во взаимоотношениях  работников аппарата управления  из-за многочисленных процедур  и правил

- чрезмерная подчиненность по  иерархии управления.

Согласно отчетным данным списочная  численность в настоящее время  составляет 108 человек. По трудовому договору работают работники, которые приняты на время выполнения обязанностей основных работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком 3-х лет – 4 человека, из них 2 преподавателя, 1 педагог-психолог, 1 секретарь учебной части. 2 гардеробщицы и 2 преподавателя – приняты на время выполнения определенной работы.

Все остальные 100 человек работают по контракту. Контракты с работниками заключаются на определенный срок.

По истечении действия срока  контракта контракт может быть перезаключен или расторгнут. Согласно действующему законодательству работник уведомляется в письменной форме об истечении срока его контракта не позднее чем за две недели до этого дня. Все уведомления регистрируются кадровой службой в «Журнале регистрации уведомлений и предупреждений», который оформляется произвольно.

Работник, получивший уведомление, в  письменной форме (заявление) информирует  администрацию колледжа о своем  желании (не желании) продолжить работу в колледже.

Возрастной состав работающих следующий:

- от 18 до 24 лет - 9 человек;

- от 25 до 29 лет - 20 человек;

30 лет - 2 человека;

31 год - 7 человек;

- от 32 до 39 лет - 17 человек;

- от 40 до 49 лет - 19 человек;

- от 50 до 54 лет - 18 человек;

- от 55 до 59 лет - 11 человек;

- 60 лет и старше - 5 человек.

Структура рабочего персонала колледжа включает: административно-управленческий персонал, инженерно-педагогических работников, технический и обслуживающий  персонал представлен на рисунке  2.1.

 

Рис. 2.1 Структура рабочего персонала УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»

 

К административно-управленческому  персоналу относят руководство, включающее директора колледжа, его  заместителей, главного бухгалтера, заведующего  библиотекой, социального педагога, методистов, руководителя физ. воспитания, культорганизатора, воспитателя общежития и др.

Группа «Инженерно-педагогические работники» состоит из преподавателей, мастеров производственного обучения, инженера-программиста, инженера по оборудованию, лаборанта и др.

Технический и обслуживающий персонал (рабочие) включает дворников, уборщиков, водителей и др.

Остальные работники – это работники  бухгалтерии, работники, выполняющие  сезонные работы и др.

Из таблицы 2.2 видно, что штаты персонала по всем видам категорий в 2010 году по сравнению с 2008 г. увеличились на 2 человек, а по сравнению с 2009 г. на 5 человек. Среднесписочная численность рабочих увеличилась в 2010г. по сравнению с 2008 г. на 1 человек, по сравнению с 2009 г. на 2 человека; численность руководителей в 2010 г. по сравнению с 2008 г. и с 2009г. численность осталась неизменной; по специалистам в 2010 г. численность увеличилась на 1 и 3 человека, соответственно, по сравнению с 2008 г. и 2009 г.

 

 

Таблица 2.2 Структура обеспеченности работниками предприятия

Категории

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение 2010 г. от

2008 г

2009 г

Чел.

Уд.

вес, %

Чел.

Уд. вес, %

Чел.

Уд.

вес, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Численность штатных работников

93

100

90

100

95

100

+2

+5

В т. ч. рабочие

12

12,90

11

12,22

13

13,68

+1

+2

руководители

12

12,90

12

13,33

12

12,63

-

-

специалисты

69

74,19

67

74,44

70

73,68

+1

+3

Численность внештатных работников

5

100

4

100

3

100

-2

-1


 

На протяжении 2008-2010 гг. наибольший удельный вес в среднесписочной  численности персонала предприятия  УО «Брестский государственный профессионально-технический  колледж торговли» занимают специалисты: в 2008 год –74,19 %, в 2009 год – 74,44 % и 2010 год – 73,68 %.

 

 

2.2 Анализ стратегического управления на УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»

 

Разрушение географических, политических и идеологических барьеров сделало  возможным свободное перемещение  людей, капитала, материальных ресурсов и информации. Общая мировая тенденция  такова: производство товаров и предоставление услуг становится более глобальным, а университеты, а также средние учебные заведения, как поставщики знаний, интернационализируются. Они активнее сотрудничают на региональном и международном уровне, но при этом вынуждены участвовать в борьбе за ресурсы, рынки сбыта, информацию и технологию.

С усилением конкуренции радикально изменяется образовательная сфера.

В традиционной образовательной сфере  знание оставалось в стенах учебного заведения и передавалось от профессоров к студентам.

Особенность функционирования УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» заключается в том, что в новой образовательной сфере существуют разнообразные и многочисленные способы получения информации. В результате ни преподаватель, ни учащийся не привязаны к колледжу как единственному источнику приобретения знаний.

Таким образом, Образование перестает быть монополией каждой конкретной страны. Оно приобретает рыночный характер. Многочисленные поставщики знаний разрабатывают различные программы и новые способы обучения.

 

Разработкой стратегии и стратегическим  управлением УО  «Брестский  ГПТК  торговли» занимается директор. Кроме того, он осуществляет общее руководство учебным заведением, организует и контролирует работу коллектива по всем направлениям его деятельности.

Организация образовательной (учебно-воспитательной и производственной) работы колледжа;

Обеспечение административно-хозяйственной  работы колледжа;

Создание   режима   соблюдения   норм   и   правил   техники    безопасности   и противопожарной  защиты в колледже;

Отчитывается о работе колледжа перед соответствующими органами.

В разработке стратегии УО  «Брестский  ГПТК  торговли» участвуют также:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

  • - организация внеучебной и внеколледжной воспитательной работы с учащимися;
  • -   методическое руководство воспитательным процессом; 
  • Информация о работе Стратегическое управление