Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа
Цель работы – определить проблемы и возможности формирования эффективной системы стратегического управления на основе УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли». Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие стратегического управления и его процессам;
- проанализировать необходимость и предпосылки формирования эффективной системы стратегического развития и управления УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»;
- определить основные направления и проблемы в разработке стратегии развития УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли».
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие стратегического управления, его сущность
1.2 Этапы развития стратегического управления
1.3 Процесс стратегического управления
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ стратегического управления на УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»
В своей деятельности Колледж руководствуется законодательством
Республики Беларусь, Уставом и
функционирует в соответствии с
«Положением о профессионально-
В образовательном процессе заняты
50 преподавателей и мастеров производственного
обучения, среди которых 34 имеют
награды Министерства образования
Республики Беларусь, управления образования
Брестского облисполкома, отраслевые
и колледжные награды, 11-высшую, 17-первую,
11-вторую квалификационные категории,
1-магистр экономических наук.
В коллективе
работают преподаватели и мастера производственного
обучения – выпускники колледжа. Всего
27 человек. Благодаря активной профориентационной
работе, ежегодно выполняется план приема,
сохраняется контингент учащихся.
В текущем учебном году он
составляет около 1,1 тыс. человек.
Обучение ведется по дневной
и заочной формам обучения на уровне
ПТО по 6 профессиям, на уровне
ССО по 2 специальностям.
За 60 лет было подготовлено 23200
работников сферы торговли и общественного
питания.
Колледж сотрудничает с тремя высшими
учебными заведениями: Белорусский
торгово-экономический
Расширен спектр дополнительных образовательных
услуг, укреплена материально-
Учащиеся и работники колледжа
являются неоднократными победителями
и призерами различных
По итогам комплексного анализа постановки
образовательного процесса колледж 5 лет
подряд занимает призовые места в областном
смотре-конкурсе «Лучшее УПТО года».
Контингент поступающих – это,
в основном, жители города Бреста и
Брестской области, окончившие 11 (12)
классов средней школы со средним
баллом аттестата от «3,0» до «9,2»
балла. Многие из поступающих имеют
свидетельство об окончании курсов
УПК по профессии «продавец», около
7% поступающих предоставили в приемную
комиссию направление на обучение с
гарантией дальнейшего
По окончании обучения учащиеся
получают диплом о профессионально-техническом
образовании с присвоением
Колледж сотрудничает с городским Центром занятости населения. Согласно этому сотрудничеству Колледж предлагает обучение на базе Колледжа взрослому безработному населению по профессиям представленными в таблице 2.1:
Таблица 2.1 Профессии, предлагаемые населению Колледжем при сотрудничестве с городским Центром занятости населения
Название профессии |
Срок обучения |
1 |
2 |
Повар |
5,5 месяцев |
Кондитер |
5,5 месяцев |
Спецкурс «Домашняя академия» |
2 недели |
По окончании обучения учащимся выдается свидетельство с присвоением квалификации (за исключением спецкурса «Домашняя академия» – здесь квалификация не присваивается).
В собственности Колледжа имеется учебно-производственная мастерская кафе «Родник», расположенная в г. Бресте по ул. Свердлова. Согласно лицензии №14010/0125877 УПМ кафе «Родник» II наценочной категории осуществляет следующие виды деятельности:
Организационная структура управления направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.
Организационная структура управления УО «Брестский ГПТК торговли» приведена в приложении 1.
Линейно-функциональная структура — это структура в основу, которой положен принцип построения и специализации управленческого персонала по функциям. Руководитель предприятия четко определяет права и обязанности функциональных руководителей.
Преимуществами такой
- глубокая подготовка планов
и решений, связанных со
- освобождение директора
- возможность использования
- высокая компетентность
Основные недостатки:
- отсутствие тесной взаимосвязи
и взаимодействий на
- снижение гибкости во
- чрезмерная подчиненность по иерархии управления.
Согласно отчетным данным списочная численность в настоящее время составляет 108 человек. По трудовому договору работают работники, которые приняты на время выполнения обязанностей основных работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком 3-х лет – 4 человека, из них 2 преподавателя, 1 педагог-психолог, 1 секретарь учебной части. 2 гардеробщицы и 2 преподавателя – приняты на время выполнения определенной работы.
Все остальные 100 человек работают по контракту. Контракты с работниками заключаются на определенный срок.
По истечении действия срока контракта контракт может быть перезаключен или расторгнут. Согласно действующему законодательству работник уведомляется в письменной форме об истечении срока его контракта не позднее чем за две недели до этого дня. Все уведомления регистрируются кадровой службой в «Журнале регистрации уведомлений и предупреждений», который оформляется произвольно.
Работник, получивший уведомление, в письменной форме (заявление) информирует администрацию колледжа о своем желании (не желании) продолжить работу в колледже.
Возрастной состав работающих следующий:
- от 18 до 24 лет - 9 человек;
- от 25 до 29 лет - 20 человек;
30 лет - 2 человека;
31 год - 7 человек;
- от 32 до 39 лет - 17 человек;
- от 40 до 49 лет - 19 человек;
- от 50 до 54 лет - 18 человек;
- от 55 до 59 лет - 11 человек;
- 60 лет и старше - 5 человек.
Структура рабочего персонала колледжа включает: административно-управленческий персонал, инженерно-педагогических работников, технический и обслуживающий персонал представлен на рисунке 2.1.
Рис. 2.1 Структура рабочего персонала УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»
К административно-
Группа «Инженерно-
Технический и обслуживающий персонал (рабочие) включает дворников, уборщиков, водителей и др.
Остальные работники – это работники бухгалтерии, работники, выполняющие сезонные работы и др.
Из таблицы 2.2 видно, что штаты персонала по всем видам категорий в 2010 году по сравнению с 2008 г. увеличились на 2 человек, а по сравнению с 2009 г. на 5 человек. Среднесписочная численность рабочих увеличилась в 2010г. по сравнению с 2008 г. на 1 человек, по сравнению с 2009 г. на 2 человека; численность руководителей в 2010 г. по сравнению с 2008 г. и с 2009г. численность осталась неизменной; по специалистам в 2010 г. численность увеличилась на 1 и 3 человека, соответственно, по сравнению с 2008 г. и 2009 г.
Таблица 2.2 Структура обеспеченности работниками предприятия
Категории |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение 2010 г. от | ||||
2008 г |
2009 г | |||||||
Чел. |
Уд. вес, % |
Чел. |
Уд. вес, % |
Чел. |
Уд. вес, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Численность штатных работников |
93 |
100 |
90 |
100 |
95 |
100 |
+2 |
+5 |
В т. ч. рабочие |
12 |
12,90 |
11 |
12,22 |
13 |
13,68 |
+1 |
+2 |
руководители |
12 |
12,90 |
12 |
13,33 |
12 |
12,63 |
- |
- |
специалисты |
69 |
74,19 |
67 |
74,44 |
70 |
73,68 |
+1 |
+3 |
Численность внештатных работников |
5 |
100 |
4 |
100 |
3 |
100 |
-2 |
-1 |
На протяжении 2008-2010 гг. наибольший
удельный вес в среднесписочной
численности персонала
2.2 Анализ стратегического управления на УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»
Разрушение географических, политических
и идеологических барьеров сделало
возможным свободное
С усилением конкуренции
В традиционной образовательной сфере знание оставалось в стенах учебного заведения и передавалось от профессоров к студентам.
Особенность функционирования УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» заключается в том, что в новой образовательной сфере существуют разнообразные и многочисленные способы получения информации. В результате ни преподаватель, ни учащийся не привязаны к колледжу как единственному источнику приобретения знаний.
Таким образом, Образование перестает быть монополией каждой конкретной страны. Оно приобретает рыночный характер. Многочисленные поставщики знаний разрабатывают различные программы и новые способы обучения.
Разработкой стратегии и стратегическим управлением УО «Брестский ГПТК торговли» занимается директор. Кроме того, он осуществляет общее руководство учебным заведением, организует и контролирует работу коллектива по всем направлениям его деятельности.
Организация образовательной (учебно-воспитательной и производственной) работы колледжа;
Обеспечение административно-хозяйственной работы колледжа;
Создание режима соблюдения норм и правил техники безопасности и противопожарной защиты в колледже;
Отчитывается о работе колледжа перед соответствующими органами.
В разработке стратегии УО «Брестский ГПТК торговли» участвуют также:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: