Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа
Цель работы – определить проблемы и возможности формирования эффективной системы стратегического управления на основе УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли». Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие стратегического управления и его процессам;
- проанализировать необходимость и предпосылки формирования эффективной системы стратегического развития и управления УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»;
- определить основные направления и проблемы в разработке стратегии развития УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли».
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Понятие стратегического управления, его сущность
1.2 Этапы развития стратегического управления
1.3 Процесс стратегического управления
2 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ стратегического управления на УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»
Заместитель директора по учебно-методической работе:
- методическое руководство
инженерно-педагогическим
- общее руководство
- обеспечение режима соблюдения
норм и правил техники
Заместитель директора по учебно-производственной работе:
- организация учебно-
- обеспечение режима соблюдения
норм и правил техники
Заместитель директора по производственному обучению колледжа:
- обеспечение знаний работниками, проводящими производственное обучение, технологии выполняемых работ, правил охраны труда и пожарной безопасности. Руководство процессом трудоустройства и распределения выпускников.
Заместитель директора по административно-хозяйственной работе:
Отметим, что рыночная система Республики Беларусь ориентирует УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» на предпринимательскую деятельность, предполагающую непрерывный творческий управленческий процесс в условиях неопределенности факторов внешней среды, влияющих на его развитие.
Исторически сложившиеся особенности, неопределенность будущего средних учебных заведений Республики Беларусь, усиливающаяся конкуренция на рынке образовательных услуг, возможное вступление в ВТО и в Болонский процесс обусловливают необходимость улучшения компетентности выпускаемых специалистов УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли», что определяет неизбежность перехода к стратегическому управлению в современных его формах.
Недофинансирование, частичная неэффективность государственного управления в области образования, вынужденная самостоятельность в решении всех производственных, коммерческих вопросов при одновременном жестком контроле эффективности деятельности УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли», усиливающаяся конкурентная борьба за сокращающийся ресурс — абитуриентов с достаточным уровнем базовых знаний обусловливают индивидуальность стратегического планирования и определения стратегий развития каждым колледжем.
Организационная цель УО «Брестский
государственный
Удовлетворенность потребителей (учащихся) в качественном современном образовании достигается прежде всего качественной современной организацией и обеспечением функционирования образовательного, воспитательного и других процессов колледжа, что требует значительных денежных ресурсов для материального стимулирования качественной работы, а также информационного и технического развития (роста) колледжа.
Таким образом, для выполнения миссии
и достижения будущего желаемого
состояния, сформулированного в
стратегическом плане, УО «Брестский государственный
профессионально-технический
Достижение финансовых целей УО
«Брестский государственный
Удовлетворение потребителей образовательных
услуг осуществляется посредством
качества образовательных процессов
в УО «Брестский государственный
профессионально-технический
Поэтому начальной проекцией стратегии
УО «Брестский государственный
Рис. 2.2 Система проекций сбалансированного развития УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»
Потребители образовательных услуг УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» определяют финансовую возможность его функционирования, следовательно, следующей логически связанной проекцией будут «Финансы». Наличие денежных средств позволяет совершенствовать процессы и осуществлять развитие компонентов потенциала. Поэтому следующими логически связанными проекциями будут «Процессы» и «Развитие», ключевым элементом последнего является «Человеческий потенциал». Функционирование процессов обеспечивает производственный процесс оказания образовательных услуг, что приносит «удовлетворенность» потребителю и очередные денежные потоки УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли», которые направляются на развитие его потенциалов. Результативность всех процессов УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» обеспечивают его человеческие ресурсы, поэтому вовлечение научно-педагогических работников и обучающихся в выполнение стратегических целей колледжа — главное направление стратегического управления, в связи с чем в структуру управляемых проекций можно ввести «Человеческие ресурсы». Любая организация работает на принципах оплаты труда и различных видах финансового стимулирования своих работников, которое является рычагом развития ее трудовых ресурсов, что и определяет главенствующую роль целей увеличения внебюджетного финансирования.
Развитие любой организации невозможно без знания ожиданий ее потребителей, в отсутствии спроса потребителей на продукт деятельности организации. Потребителями услуг УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» являются обучающиеся, работодатели и государство. Процесс маркетинговых исследований, выявления ожиданий потребителей, а также формирование спроса и стимулирование сбыта продуктов деятельности УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» (ФОССТИС) является определяющим в системе его процессов и должен находиться под особым вниманием руководства. Эффективность маркетингового процесса создает возможность достижения финансовой составляющей стратегической цели — увеличения доходов УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли», необходимого для обеспечения его сбалансированного развития.
Рост доходов УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» могут обеспечить такие действия, как увеличение числа источников финансирования его деятельности и их интенсивности: увеличение объемов услуг дополнительного образования, издание учебных пособий, учебников, увеличение научных исследований с финансированием из внешних источников, а также увеличение доли образовательных услуг основного образования, осуществляемых с полным возмещением затрат, конкретное содержание которых выявляется в процессе маркетинга.
Реализовать намеченные действия по извлечению доходов способен человеческий потенциал УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли». Обеспечить повышение производительности труда как научно-педагогических работников, так и обучающихся можно с помощью вовлечения их в процесс достижения стратегических целей, принятия философии качества, а также рядом взаимообусловленных действий.
Намеченные действия по увеличению доходов осуществляются посредством выполнения бизнес-процессов колледжа, процессов, обеспечивающих сформированный платежеспособный спрос на услуги колледжа.
Возможные направления повышения качества функционирования процессов в УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» также обеспечиваются вовлечением в достижение целей человеческого потенциала, разумной стандартизацией процедур, внедрением СМК, новых технологий, компьютеризации, реинжинирингом процессов (рис. 2.3).
Рис. 2.3 Направления повышения качества функционирования процессов в УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли»
По причине продолжительности
жизненного цикла образовательных
услуг удовлетворенность
Удовлетворенность работодателей
берет начало в процессе маркетинга
и достигается последующим
Удовлетворение ожиданий и требований государства также заключается в улучшение компетентности выпускников, увеличении внебюджетных доходов УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли», уменьшении необходимости бюджетного финансирования и исполнении бюджета расходов государственных денежных средств.
Согласно стратегическому
Направления осуществления миссии УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли», цели, обеспечивающие достижение агрегированной стратегической цели, а также действия и измеримые показатели их достижения приведены в табл. 2.3.
Таблица 2.3 Стратегические цели сбалансированного развития УО «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли», стратегии и измеримые показатели их достижения
Направ ления |
Цели |
Инструменты достижения |
Измеримые показатели |
Потребители |
1. Улучшение базовых знаний поступающих 2. Увеличение доли образовательных услуг с полным возмещением затрат 3. Увеличение спроса на НИР научно-педагогических работников колледжа 4. Увеличение спроса на услуги дополнительного образования |
1. Инжиниринг маркетингового процесса для повышения его эффективности 2. Адекватная организация процесса приема на 1-й курс 3. Инжиниринг процесса востребованных научных исследований и трансфера НИР в бизнес 4. Управление процессом повышения квалификации работников промышленных организаций 5. Инжиниринг интеграции колледжа с производственными организациями 6. Инжиниринг международной образовательной кооперации |
1. Рост числа маркетинговых мероприятий 2. Рост доли абитуриентов с более лучшими базовыми знаниями 3. Рост числа поступивших с полным возмещением затрат 4. Увеличение числа договоров на НИР 5. Увеличение объема реализованных услуг дополнительного образования |
Финансы |
Увеличение доходов |
Управление привлечением наиболее существенных источников внебюджетного финансирования |
1. Рост числа источников доходов 2. Увеличение интенсивности источников финансирования |
Человеческий потенциал |
1. Увеличение отдачи 2. Повышение квалификации 3. Вовлечение студентов в НИРС |
1. Вовлечение человеческого потенциала колледжа в достижение поставленных целей 2. Принятие философии TQM 3. Оптимальная стандартизация процессов колледжа |
1. Рост числа образовательных процессов по дисциплинам, использующим новые технологии трансляции знаний и ТСО 2. Увеличение научных статей, опубликованных студентами 3. Увеличение дипломов за НИРС 4. Рост конкурса в аспирантуру. Рост числа аспирантов, обучающихся на основе полного возмещения затрат 5. Рост объема НИР, финансируемых работодателями |
Процессы |
Организация обеспечения выполнения процессов с улучшающимся качеством результатов |
1. Стандартизация процессов 2. Внедрение и улучшение СМК и СМН 3. Инновации 4. Реинжиниринг процессов |
1. Улучшение компетентности выпускников 2. Сбалансированное развитие колледжа 1. Наличие улучшений в СМК 2. Полнота стандартизации процессов 3. Увеличение числа образовательных процессов по дисциплинам, использующим новые технологии трансляции знаний 4. Увеличение числа образовательных процессов по дисциплинам, использующим новые ТСО 5. Повышение результативности и эффективности процессов |
Удовлетворение потребностей, учащихся, предприятий, государства |
Студенты 1. Компетентность выпускников 2. Условия обучения и досуга Работодатели 1. Улучшение компетентности выпускников 2. Улучшение качества услуг дополнительного образования 3. Улучшение производственной направленности НИР Государство 1. Увеличение самофинансирования развития колледжа 2. Улучшение компетентности выпускников |
Студенты 1. Повышение комфортности инфраструктуры колледжа 2. Управление пассионарностью корпоративной культуры и воспитательными воздействиями 3. Улучшение парка ПК и ПО 4. Управление вовлечением студентов в НИРС 5. Управление СРС 6. Обновление содержания рабочих программ 7. Управление процессом производственной подготовки Работодатели 1. Управление процессом интеграции 2. Привитие экономической грамотности работодателям Государство 1. Улучшение компетентности выпускников 2. Сбалансированное развитие колледжа |
1. Рост подготовки специалистов 2. Рост востребованности выпускников экономикой отрасли 3. Рост удовлетворенности потребителей |