Стратегия и конкурентное преимущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

При подведении итогов деятельности организации за прошедшие 3 года было выявлено, что доходность организации снизилась на 16%. Дальнейшее исследование причин снижения доходности позволило заключить, что выявленная проблема появилась в результате не правильного выделения конкурентного преимущества организации. Этот факт позволил сделать вывод о неправильной конкурентной стратегии, что и позволило определить тему исследования как «Стратегия и конкурентной преимущество компании».

Файлы: 1 файл

Введение.Света.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Долгосрочная  эффективная работа любого предприятия, его экономический рост определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим  образом реализовать потенциально-технический  и человеческий капитал и другие ресурсы.

При подведении итогов деятельности организации за прошедшие 3 года было выявлено, что доходность организации снизилась на 16%. Дальнейшее исследование причин снижения доходности позволило заключить, что выявленная проблема появилась в результате не правильного выделения конкурентного преимущества организации. Этот факт позволил сделать вывод о неправильной конкурентной стратегии, что и позволило определить тему исследования как «Стратегия и конкурентной преимущество компании».

Объект исследования – ООО «Филиас».

Предмет исследования: формирование стратегии конкурентных преимуществ сети ресторанов «Кофейка».

Цель работы: разработать и обосновать предложения  по выбору стратегии конкурентных преимуществ ООО «Филиас».

Задачи исследования:

1) обобщить и обусловить термины, характеризующие конкуренцию и конкурентоспособность;

2) определить в чём сущность конкурентных преимуществ;

3) определить  в чём сущность стратегии создания  конкурентных преимуществ;

4) дать общую  характеристику исследуемой организации; 

5) проанализировать существующие конкурентные преимущества ООО «Филиас» и обосновать их совершенствования;

6) сделать анализ  конкурентных сил предприятия;

7) разработать предложения по совершенствованию конкурентных преимуществ предприятия ООО «Филиас» для конкурентных должностных лиц;

8) дать оценку эффективности предложенных мероприятий.

Раннее данной проблемой занимались такие учёные как Виханский О.С, Наумов А.И., Томпсон  А.А., Стрикленд А.Дж., Мескон М.Х. и другие. [3, с.22]

Методологической  базой исследования были труды отечественных и зарубежных учёных, таких как Виханский и Мескон М.Х.

В курсовой работе использовались следующие методы –  обобщения, морфологический, дифференциации.

Теоретическая значимость исследования заключается  в обобщении отечественного и зарубежного опыта изучения выработки стратегии конкурентных преимуществ.

Практическая  значимость исследования заключается  в разработке предложений по совершенствованию конкурентных преимуществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  конкуренции и конкурентных преимуществ

1.1 Термины, характеризующие конкуренцию и конкурентоспособность

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих  в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух  соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной  деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.

Конкуренция возникает  в том случае, если на одном и  том же рынке продается много  близких по своим потребительским  свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или  сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Конкуренция - это жесткое соперничество людей (предприятия), прежде всего в экономической, а также и в других сферах жизни общества. С позиции экономики, конкуренция - это борьба продавцов (производителей) за лучшее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях. Конкуренция, с одной стороны, является залогом непрерывного прогресса общества, препятствует застою в экономике, с другой - неотъемлемыми спутниками конкуренции являются конфликтность, нестабильность, банкротство, увольнение работников.

В разных литературных источниках по-разному трактуется понятия  конкуренции.

На пример, английский экономист Адам Смит предлагал понимать под конкуренцией поведенческую  категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Так же А. Смит считал, что конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность участников рынка и главной её целью является борьба за получение возможно большей прибыли.

Известный отечественный  экономист Фатхутдинов Р.А. в своем  учебном пособие «Стратегический  маркетинг» предлагает следующее определение: "Конкуренция-процесс управления субъектом своими конкурентными  преимуществами для достижения победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях». Конкуренция - состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание

в условиях действия жесткого закона конкуренции как  объективного процесса "вымывания" некачественных товаров в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей»

Современный американский экономист П. Хайгне считает: «Конкуренция есть стремление как можно лучше  удовлетворить критерием доступа  к редким благам».

Одним из синонимов  к слову конкуренция является слово соперничество. Как известно из психологии соперничество является одним из основных инстинктов человека. Соперничество побуждает человека к лучшему использованию своих способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получены именно путем соперничества, конкуренции.

Австрийский экономист  Й. Шумперет определил конкуренцию  как соперничество старого с  новым, с инновациями.

Австрийский ученый экономист и социолог, виднейший  представитель неолиберализма Ф.А. Хайек отмечал, что конкуренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции, скрытое становится явным. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции.

В некоторых  литературных источников встречается  упоминание о том, что конкуренция  может быть поведенческой, структурной  и функциональной.

Под поведенческой  конкуренцией понимают борьбу за деньги покупателя путем удовлетворения его  потребностей.

Структурная конкуренции - это анализ структуры рынка для  определения степени свободы  продавца и покупателя на рынке (формы  рынка) и способа выхода из него.

Соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным  можно обозначить как функциональную конкуренцию.

Как было доказано многими экономистами и на практики как зарубежного, так и отечественного бизнеса, конкуренция является движущей силой развития общества, главным  инструментом экономии ресурсов, повышения  качества товаров и уровня жизни населения.

Конкуренцию можно  классифицировать по географическому  признаку. Можно выделить местную, региональную, национальную, межнациональную и  глобальную конкуренцию.

Конкуренция является элемент рыночного механизма, который  реализуется в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики.

На рынке  конкуренция может выступать  в различных формах и осуществляться различными методами. Она может под разделятся на внутриотраслевую и межотраслевую.

Под внутриотраслевой конкуренцией следует понимать соперничество  между предпринимателями одной  отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Это происходит вследствие того, что предприятия одной и той же отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства, сырья, технической оснащенности и квалифицированной рабочей силы, вследствие чего возникают различия по стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции. Несмотря на данные различия, внутриотраслевая конкуренция приводит к уравнению цен и прибылей предприятий.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренции между  производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе данного вида конкуренции находится стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, к поиску наиболее выгодной сферы вложения капитала.

Исходя из экономической  теории, можно оценивать уровень конкуренции на той или иной отрасли рынка по семи признакам:

1) число фирм-производителей;

2) различие ("дифференциация") товаров;

3) уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы  в производстве и реализации  данного товара);

4) способ формирования цены товара;

5) возможности  для появления новой фирмы  на данном рынке;

6) степень информированности  покупателей и продавцов о  ценах и качестве товаров;

7) в какой  мере покупка осуществляется  без принуждения.

На данном этапе  развития международных торгово-экономических отношениях постепенно сформировались правила конкуренции. Это, прежде всего международные согласованные нормы по контролю и защите конкуренции. Наиболее конкретно правила конкуренции изложены в ст. 85, 86 и 91 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Говоря о  классификации конкуренции можно  выделить такие виды конкуренции  как чистая, монополистическая и  олигополистическая.

Под чистой конкуренцией можно понимать то, что рынок чистой конкуренции образуют множество продавцов и покупателей какого-либо схожего либо взаимозаменяемого товара.

Говоря о  конкуренции, не стоит забывать о  том, что ни один из покупателей или  продавцов в отдельности не оказывает  решающего влияния на уровень  текущих рыночных цен товара. Продавец так же не в силах устанавливать цену выше рыночной цены из-за того, что покупатель может свободно приобрести любое необходимое количество товара по рыночной цене.

Монополистическая конкуренция - это когда рынок  монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей и продавцов, которые совершают сделки в широком диапазоне цен. Данная возможность обусловлена, способностью продавцов предлагать покупателям разнообразные товары. Изделия могут отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему оформлению, и даже по ассортименту сопутствующих услуг. Из-за этих различий покупатели готовы платить за товары вплоть до самых высоких цен, фиксируемых на рынке.

Под олигополистической конкуренцией понимают то, что олигополистический рынок составляет небольшое число продавцов, которые крайне чувствительны к политике ценообразования и маркетинговой стратегии. Незначительность количества участников олигополистического рынка в обусловлена жесткими условиями проникновения на такой рынок. Одно из существующих признаков олигополистического рынка является том, что его участники не могут рассчитывать на долговременный позитивный результат повышения цен из-за того, что конкуренты в любом случаи вынудят снизить их.

Что касается юридической  точки зрения, то в Российской Федерации конкуренция регулируется Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 01.01.96 в ст. 4 , в котором «Определение основных понятий конкуренция рассматривается как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Рассмотрев  понятие и сущность конкуренции  теперь можно перейти к неимению важному понятию к такому как конкурентоспособность.

1.2. Понятия конкурентных преимуществ

Конкурентные  преимущества - активно действующие  на рынке факторы, составляющие суть конкурентной борьбы на нем.

Конкурентные  преимущества можно ранжировать по степени их влияния на конкуренцию следующим образом:

1. соперничество  уже имеющихся конкурентов между  собой;

2. влияние государства  на рынке;

3. свойства покупателей;

4. угроза появления  товаров или услуг-заменителей;

5. влияние поставщиков  комплектующих изделий и т.п.;

6. угроза появления  новых конкурентов.

На рынке  все преимущества действуют не изолированно, а в очень сложной взаимосвязи, которая реализуется в состоянии  конъюнктуры рынка. Поэтому анализ конкурентных преимуществ можно  проводить несколькими способами:

Информация о работе Стратегия и конкурентное преимущество