Стратегия и тактика антикризисного управления на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы-комплексно проанализировать все аспекты и направления антикризисной стратегии предприятия. Предложить решения повышению эффективности управления антикризисного управления предприятием.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить понятие стратегии и рассмотреть основные этапы разработки антикризисной программы предприятия.
2. Рассмотреть антикризисную стратегию, как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия.
3. Провести анализ финансового состояния ОАО «КРАСНОЯРСКНЕФТЕПРОДУКТ».
4.Провести анализ антикризисной стратегии ОАО «КРАСНОЯРСКНЕФТЕПРОДУКТ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ антикризисной деятельности 5
1.1 Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления 5
1.2 Признаки и особенности антикризисного управления 7
1.3 Эффективность антикризисного управления 9
1.4 Стратегия и тактика антикризисного управления 12
2 .Анализ Финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Красноярскнефтепродукт» 21
2.1 Общие сведения о предприятии 21
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей 26
2.3 Анализ финансового состояния 29
2.4 СВОТ-анализ 39
3. РЕКОМЕНДАЦИИ по совершенствованию АНТИКРИЗИСНОЙ деятельности. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 187.22 Кб (Скачать файл)

 

Кпа =Ф.№1[стр.190]/ стр. [490+640+650],     (2.3)

 

4. Коэффициент реальной  стоимости имущества – показывает, какую долю в стоимости имущества  организации составляют средства  производства.

 

Крси = Ф.№1 стр. [120+211+213]/ [стр. 300],    (2.4)

 

5. Коэффициент автономии  – показывает, долю собственного  капитала в общей сумме средств вложенных в имущество организации. Финансовое положение можно считать устойчивым, если не менее 50% финансовых ресурсов покрываются его собственными средствами. Понижение коэффициента автономии свидетельствует о понижении финансовой независимости компании.

 

Ка = Ф.№1(стр.490) / [стр.300],      (2.5)

 

6. Коэффициент финансовой  устойчивости – показывает, какая  часть активов организации финансируется  за счет источников средств. 

 

Кфу = Ф.№1 стр. [490+590] / [стр.300],     (2.6)

 

Снижение коэффициента характеризует  уменьшение финансовой устойчивости организации.

7. Коэффициент финансовой  активности (плечо финансового рычага) – показывает, сколько заемных  средств организация привлекла  на один рубль вложенных в  активы собственных средств.

 

Кфр = Ф.№1 стр. [590+690] / [стр.490],     (2.7)

 

8. Коэффициент финансирования  – показывает, какая часть деятельности  организации финансируется за  счет собственных средств, а  какая за счет заемных это  соотношения должны быть оптимальны  и каждый рубль заемных средств  должен приносить максимально  возможную прибыль иначе их  использование становится не  целесообразным и не приводит  предприятие к неэффективному  использованию заемных средств.

 

Кф = Ф.№1 стр. [490+640+650] / стр. [590+690]- стр. [640+650], (2.8)

Таблица 2.8

Анализ динамики показателей  финансовой (рыночной) устойчивости организации  на 2011 год

Показатели

Нормальное значение

На начало  года

На конец  года

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами

≥0.1

- 0,048

- 0,014

Коэффициент обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами

0,5-0,8

- 0,078

- 0,024

Коэффициент постоянства  активов

≤ 1

1,14

1,05

Коэффициент реальной стоимости  имущества

> 0,5

0,27

0,24

Коэффициент автономии

> 0,5

0,25

0,205

Коэффициент финансовой устойчивости

≥0,7

0,25

0,22

 Коэффициент финансовой  активности  (плечо финансового  рычага)

≤1

3,053

3,874

Коэффициент финансирования

≥1

0,33

0,26


 

На конец отчетного  года по сравнению с началом года коэффициенты Крси, Ка, Кфу и Кф снизились, а коэффициент Кфр увеличился, что свидетельствует об ухудшении финансового положения организации, многие коэффициенты не соответствуют нормативному значению.

Поскольку коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет  отрицательное значение, финансовое положение организации можно  характеризовать как неустойчивое.

Следует обратить внимание, что, несмотря на неудовлетворительную финансовую устойчивость, показатель на конец 2007 года немного улучшил своё значение.

Значение коэффициента обеспеченности запасов собственными источниками  за 2007 год не соответствуют норме, т. е. материально-производственные запасы не обеспечены собственными оборотными средствами организации.

Коэффициент автономии на конец 2007 года составил 0,205. Полученное значение характеризует долю собственного капитала (20,5%) в общем капитале организации как далёкую от границы нормального значения (>50%).  При этом также необходимо отметить тенденцию снижения данного показателя.

 

2.3.2 Анализ ликвидности и платежеспособности

 

Под ликвидностью понимают наличие у организации оборотных  средств для погашения краткосрочных обязательств, а под платежеспособностью понимают наличие у организации денежных средств, или их эквивалента, достаточных для расчета по кредиторской задолженности требующей немедленного погашения.

Платежеспособность предприятия  лишь на первый взгляд сводится к наличию  свободных денежных средств, необходимых  для погашения обязательств.

При отсутствии денежных средств  организация может сохранять  свою платежеспособность, если реализует  часть своего имущества и за вырученные средства расплатится по обязательствам.

Так как одни виды активов  обращаются в деньги быстрее, другие – медленнее, активы организации  группируются по степени их ликвидности, то есть по возможности обращения  в денежные средства.

При анализе ликвидности  баланса выделяют четыре группы активов:

А1 – наиболее ликвидные активы. К ним относятся денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (Ф.№1 стр.250+260).

А2 – быстрореализуемые активы. К ним относятся дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы (Ф.№1 стр.240+270).

А3 – медленно реализуемые  активы. К ним относятся запасы (за исключением расходов будущих  периодов), налог по приобретенным  ценностям, дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются более  чем, через 12 месяцев после отчетной даты) [Ф.№1 стр.210 – 216 + 220 + 230].

А4 – труднореализуемые активы. К ним относятся внеоборотные активы (Ф.№1 стр. 190).

Анализ ликвидности баланса  заключается в сравнении размеров средств по активу, сгруппированных  по степени их ликвидности, с суммами  обязательств по пассиву, сгруппированных  по срокам погашения.

Пассивы баланса группируются по степени срочности их погашения:

П1 – наиболее срочные обязательства. К ним относятся кредиторская задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства; ссуды, не погашенные в срок [Ф.№1 стр.620 – 630 + 660].

П2 – краткосрочные пассивы. Краткосрочные кредиты и займы (стр.610).

П3 – долгосрочные пассивы. Долгосрочные кредиты и займы [Ф.№1 стр.590].

П4 – постоянные пассивы. Собственные средства организации, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей [Ф.№1 стр.490 + 640 + 650 – 216].

Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы уменьшается  на величину, расходов будущих периодов.

Данные анализа ликвидности  приведены в таблице 2.10.

Таблица 2.10

 Анализ ликвидности  баланса за 2007 год

 

 

Актив

Наличие на

Пассив

Наличие на

Платежеспособный излишек  или недостаток

На начало  года

На конец  года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец  года

А 1

28085

60205

П 1

250597

358196

- 222512

-297991

А1 < П1

А1 <  П1

А 2

249551

487121

П 2

571509

824001

- 321958

- 336880

А2 < П2

А2 <  П2

А 3

501209

635894

П 3

3712

29559

497497

606335

А3  > П3

А3  > П3

А 4

314237

333517

П 4

267264

304981

46973

28536

А4  > П4

А4  > П4


 

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет соотношения:

А1  ≥   П1;   А2  ≥ П2;  А3   ≥   П3;   А4    ≤   П4.

Для комплексной оценки ликвидности  баланса рассчитывается общий показатель ликвидности:

 

Кл = А1+0,5 А2+0,3 А3 / П1+0,5 П2+0,3 П3,    (2.17)

 

Но общий показатель ликвидности  не дает представления о возможностях организации в плане погашения  краткосрочных обязательств. Поэтому  для оценки платежеспособности используются три относительных показателя ликвидности:

1. Коэффициент абсолютной  ликвидности – показывает, какая  часть краткосрочных обязательств  организации, может быть погашена  денежными средствами и краткосрочными  финансовыми вложениями.

 

Каб.л = [Ф.№1 ∑[стр.250,260]]/ [Ф.№1 ∑[стр.610,620,630,660]], (2.18)

Теоретически коэффициент  абсолютной ликвидности означает, что  не менее 20% обязательств организации  должно погашаться ежедневно. Все обязательства  должны погашаться за пять дней.

Для повышения коэффициента абсолютной ликвидности необходимо равномерно и своевременно следить  за погашением дебиторской задолженности.

2. Промежуточный коэффициент  покрытия  (коэффициент критической  ликвидности) – показывает, какую  часть краткосрочных обязательств  организация может погасить, за  счет денежных средств и поступлений  от дебиторов.

3. Коэффициент текущей  ликвидности – показывает, какая  часть краткосрочных обязательств  организации может быть погашена  всеми текущими активами.

 

Динамика коэффициентов  ликвидности представлена в таблице 2.11.

 

Из приведенных данных таблицы 2.11 следует, что ни один из показателей  не соответствует нормальному ограничению  и является ориентировочным индикатором  сложного финансового состояния  организации.

 

Таблица 2.11

Динамика коэффициентов  ликвидности за 2007 год

 

Показатель

Нормальное ограничение

На начало года

На конец года

Коэффициент абсолютной ликвидности

≥ 0,2

0,03

0,05

Промежуточный коэффициент  покрытия

≥ 1

0,34

0,46

Коэффициент текущей ликвидности

≥ 2

0,95

1,01


 

Коэффициент абсолютной ликвидности  на конец года практически не изменился  и находится ниже нормального  ограничения данного показателя. Это говорит о невозможности  погашения части краткосрочной  задолженности организации в  ближайшее время.

Не удовлетворяя нормальным ограничениям на начало и конец года, коэффициент покрытия на конец года увеличился с 0,34 до 0,46.

Наблюдается позитивное изменение  коэффициента текущей ликвидности  с 0,95 до 1,01 пункта, но значение показателя ниже нормального ограничения. Коэффициент  характеризует ожидаемую платежеспособность на период равный средней продолжительности  одного оборота всех оборотных активов.

 

2.4 СВОТ-анализ

 

СВОТ-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной  работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.

Классический СВОТ–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.

 

Таблица 2.12

СВОТ – анализ

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

    1. Многолетний опыт.
    2. Охват всех районов края.
    3. Высокое качество нефтепродуктов.
    4. Наличие собственных сертифицированных лабораторий.
    5. Наличие крупных железнодорожных, водных и автомобильных терминалов.

1. Недостаточное финансирование  маркетинга.

2. Низкий уровень подержания  баз данных компании, отсутствие их анализа.

3. Неэффективная внутренняя информационная  система.

1. Совершенствование технологий.

2. Увеличение спроса.

3. Неудачное поведение конкурентов.

1. Нестабильность цен.

2. Изменение политики поставщиков.

3. Давление ФАС.

4. Высокая конкуренция.

 

 

Как видно из СВОТ матрицы, у компании хорошие позиции благодаря  поддержке со стороны администрации  Красноярского края и  многолетнему опыту работы в данной отрасли, сильными сторонами являются  качество нефтепродуктов и налаженная система сбыта. При  этом, недостаточно уделяется внимания внутренним коммуникациям и маркетингу. Компании есть куда стремится, существует возможность увеличения доли рынка.

Информация о работе Стратегия и тактика антикризисного управления на предприятии