Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 08:33, курсовая работа
Цель работы - проанализировать предприятие ЗАО «Улан-Удэстальмост» в условиях нестабильности и предложить методы по улучшению стратегического управления. Исходя из этой цели, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Сравнить методы долгосрочного и стратегического планирования;
2. Рассмотреть стратегию как эффективный инструмент управления в условиях нестабильной внешней среды;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………5
Определение понятия «стратегия»…………………………………5
Сравнение методов долгосрочного и стратегического планирования……………………………………………………………………...8
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «УЛАН - УДЭСТАЛЬМОСТ»……………………………………………............................9
2.1. Краткая характеристика предприятия ……………………………...9
2.2. Анализ деятельности предприятия………………………..………...22
2.3. Стратегический анализ предприятия……………………………….35
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
3.1 Проблемы в управлении предприятием……………………………41
3.2 Стратегическое направление по улучшению управления в условиях нестабильности………………………………………………..………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………49
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «УЛАН - УДЭСТАЛЬМОСТ»……………………………………………
2.1. Краткая характеристика предприятия ……………………………...9
2.2. Анализ деятельности предприятия………………………..………...22
2.3. Стратегический анализ предприятия……………………………….35
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
3.1 Проблемы в управлении предприятием……………………………41
3.2 Стратегическое направление
по улучшению управления в условиях нестабильности…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………49
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое управление-это одна из систем менеджмента фирмы, которая создает весь комплекс конкретной профессиональной деятельности, стратегического анализа, разработки, реализации и контроля стратегии фирмы.
Создание стратегии - это одна из задач управления, которая представляет собой процесс выбора целей фирмы и путей их достижения.
Стратегия выступает не только в роли инструмента обоснования, реализации и выработки долгосрочных задач и целей производственного, экономического, научно-технического, социального и организационного характера, не только как обстоятельство, регулирующее деятельность фирмы до тех пор, пока выбранные задачи и цели не будут достигнуты, но так же и как средство соединения предприятия с внешней рыночной средой.
Остаться без стратегического управления - значит, поставить само существование фирмы в зону риска, лишить ее возможности строить планы и прогнозировать, обречь лишь на краткосрочные или запоздалые решения.
Опыт показывает что фирмы, которые применяют комплексное стратегическое управление и планирование, работают успешнее, и получают доход намного выше средней по отрасли. Для достижения успеха необходимы точно выбранная стратегия и целенаправленное сосредоточение сил, так как, кто лучше устраивает свою стратегию, тот скорее приходит к успеху.
Цель работы - проанализировать предприятие ЗАО «Улан-Удэстальмост» в условиях нестабильности и предложить методы по улучшению стратегического управления. Исходя из этой цели, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Сравнить методы долгосрочного и стратегического планирования;
2. Рассмотреть стратегию как эффективный инструмент управления в условиях нестабильной внешней среды;
3. Проанализировать организационно-экономическое состояние предприятия;
4. Дать анализ стратегического управления на предприятии ЗАО «Улан-Удэстальмост»;
5. Выявить проблемы стратегического подхода и пути их решения;
6. Провести анализ факторов внутренней среды ЗАО «Улан- Удэстальмост»;
7. Сделать выводы и разработать предложения
Предмет исследования – разработать стратегию, как эффективный инструмент управления в условиях нестабильности на примере ЗАО «Улан-Удэстальмост».
При написании курсовой работы были использованы метод изучения документации и теоретический метод.
Структура курсовой работы состоит из: введения, 3-х глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Стратегия – простое и потенциально сильное оружие, с помощью которого фирма может противостоять переменчивым условиям. Недешево обходятся внедрение и использование, однако есть веское доказательство того, что использование стратегического управления с лихвой себя оправдывает, особенно для фирмы, оказавшейся в условиях нестабильности.
Стратегия дополняет естественное поведение людей, работающих на предприятиях, и требует его изменения. Поэтому сотрудники относятся к нему без особого энтузиазма.
Понятие «стратегия», очень древнее, и происходит оно от греческого слова strategia. Поначалу оно представляло собой часть военного искусства и объясняло вопросы подготовки и проведения сражений, быть полководцем искусство или наука. История показывает, что из ста самых талантливых и успешных военачальников придавали большое значение правильному формированию обеспечения армии, и решениям, в какое время вступать в битву, а в какое вступать в переговоры с народом, политиками, дипломатами.
Однако же употребление понятия стратегии не является не только исключительной прерогативой древних греков. В Древнем Китае в период с 480 по 221 год до н.э. была написана книга под названием «Искусство стратегии». Все споры по такому поводу как, кому приписывать авторство – одному человеку или это народное творчество, продолжаются, по сегодняшний день.
Хоть у большинства исследователей считается, что Сунь-Цзы (от его имени написана данная книга) – является настоящим историческим персонажем. Конечно, историческая ясность в вопросах авторства, безусловно, важна. Но для нас наиболее важным является сам факт того, что уже 23 века тому назад понятие стратегии стало неотъемлемым элементом мировоззрения людей. Стратегии придавался смысл, который сегодня можно назвать нормой оптимального поведения – фирмы лили же отдельного человека.
Долгое время под стратегией понималось управление ресурсами. Данная концепция зародилась во второй половине 30-х годов прошлого столетия в США. Это положило начало разработке конкретных подходов к формированию стратегии.
В научной литературе можно встретить много определений стратегии, понимаемой как искусство проведения больших операций, включающих их подготовку, организацию и использование имеющихся в распоряжении средств таким образом, чтобы в фактически существующих условиях достигнуть поставленной цели.
Научная дисциплина, которая занимается проблематикой стратегии деятельности, носит название стратегического управления. Помимо всего прочего стратегическое управление – это еще и трудное искусство управления развитием фирмы в течение длительного периода времени так, чтобы максимально использовать появляющиеся шансы и избегать угроз, возникающих во внешнем окружении. По этой причине стратегическое управление является объектом интереса таких научных дисциплин, как экономика, кибернетика, финансы, экономика предприятия, а также теория фирмы и менеджмент.
Эффективное функционирование предприятия в условиях рыночной экономики требует, чтобы были определены не только цели, но и способы их достижения, но и оценены шансы на успех и угрозы, которые могут возникнуть при его развитии. Таким образом, руководство фирмы должно программировать текущие, оперативные и перспективные задачи фирмы; иными словами, должно разработать целостную концепцию развития своего предприятия и его будущую позицию на рынке и во внешнем окружении, т.е. в соответствии с современной теорией управления необходимо определить стратегию фирмы.
Стратегия фирмы обязательно должна учитывать продуманные долговременные цели и задачи этой фирмы (новые ценности для ее клиентов: изделия, услуги, формы продажи и т.д.), а также направления вложения тех средств, которые имеются в ее распоряжении и предназначаются для достижения поставленных целей. Подражание стратегии других фирм вместо создания своей собственной чаще всего не приносит успеха.
В большинстве случаев фирмы не располагают ясной и четко сформулированной стратегией деятельности. На вопрос о стратегии фирмы чаще всего приходится слышать в ответ, что речь идет о развитии. А это не совсем точно. Опыт фирм, которые смогли добиться успеха, свидетельствует о том, что они располагали очень продуманной, выверенной, четко определенной стратегией деятельности.
Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные фирмы, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление сегодня должно быть более приспособленным к рыночной саморегуляции. Все чаще говорят о новой роли менеджмента, новых подходах к стратегическому планированию и управлению. [1. с.9].
Долгосрочное планирование составляет основу управления методом экстраполяции, а стратегическое планирование - основу управления методом предвидения изменений. Главное различие между ними состоит в трактовке будущего.
В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сложившихся тенденций роста. Высшее руководство фирмы обычно исходит из того, что в будущем итоги деятельности улучшатся по сравнению с прошлым, и оно принимает решение о достижении более высоких показателей. [9. с.25]
Обычный результат этой практики - постановка оптимистических целей, но с ними обычно не сходятся реальные итоги. В организациях, где управление на высоком уровне, результаты работы обычно лучше, чем прогнозирует экстраполяция. В тех же организациях, где управление на низком уровне, реальные итоги не оправдывают намеченные цели.
В стратегическом планировании нет предположений о том, что будущее обязательно должно быть лучше прошлого, и не считается, что будущее возможно изучать методом экстраполяции.
Первым шагом стратегического планирования является анализ перспектив фирмы, его задача объясняется тем, что выяснение тех шансов, опасностей, тенденций, и разных «чрезвычайных ситуаций», которые могут изменить сформировавшиеся тенденции. Выяснение перспектив предотвращает выход итогов за границы видимого.
Вторым шагом является анализ позиций в конкурентной борьбе. Его задачей является определение того, насколько можно поднять результаты работы фирмы, улучшив конкурентную стратегию в тех видах деятельности, которыми она занимается.
Третий шаг - метода выбора стратегии. Это сравнение перспектив фирмы в различных видах деятельности, установление приоритетов в распределении ресурсов между различными видами деятельности для обеспечения будущей стратегии. Фирма может удовлетвориться своими возможностями (существующим потенциалом) в качестве ориентира на будущее. Анализ пределов на этом заканчивается, и фирма переходит к составлению программ и бюджетов. Однако во многих случаях существующий потенциал компании является неприемлемым. В этом случае следующим шагом является анализ путей диверсификации. Его задачей является оценка недостатков нынешнего набора видов деятельности и анализ новых видов, к которым фирме следует перейти.
Последний шаг состоит в постановке двух групп задач: краткосрочных, рассчитанных на текущее выполнение, и стратегических. Текущие программы и бюджеты ориентируют оперативные подразделения предприятия в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, тогда как стратегические программы и бюджеты закладывают фундамент для будущей прибыльности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «УЛАН - УДЭСТАЛЬМОСТ»
2.1. Краткая характеристика предприятия и его деятельности
Концепция стратегического управления представляет стратегическое управление как неотъемлемая часть современной жизни, в фирмы, касающейся трех таких жизненно важных ключевых областях фирмы, как выработка и осуществление стратегии развития и поведения во внешней сфере, разработка и реализация стратегии созданного организацией продукта и, наконец, разработать и реализовать стратегию фирмы.
Планирование всегда опираются на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование.
Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспективу.
Основные области долгосрочного планирования:
Особое значение для предприятия имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.
Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании - производителя и ее партнеров.
Информация о работе Стратегия как эффективный инструмент управления в условиях нестабильности