Стратегия менеджмента и ее влияние на успех организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы “Стратегический менеджмент” несомненно, велика. В ус-ловиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы долж-ны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и выраба-тывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли ус-пешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ре-сурсов в текущей деятельности.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………….3

II. Основная часть:
Стратегический менеджмент:
Предпосылки развития стратегического менеджмента………….6
Сущность стратегического менеджмента…………………………9
Система стратегического менеджмента……………………….…11
Основные принципы и этапы стратегического менеджмента….13
Планирование стратегии:
2.1. Сущность стратегического планирования. Задачи и этапы стратегического планирования……………………………………………...20
Стратегия фирмы…………………………………………………. 23
Типы стратегий и эталонные стратегии развития………………25
Миссия и цели предприятия………………………………………31
Области выработки и шаги определения стратегии…………….37
Выбор стратегии…………………………………………………...42
3. Реализация стратегии:
Оценка выбранной стратегии……………………………………..46
Стадии выполнения стратегии……………………………………47
Области проведения стратегических изменений………………..49
Трудности реализации стратегии организации………………….55
Разработка стратегий мировых и российских предприятий.……57

III. Заключение……………………………………………………………...61
IV. Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Стратегия менеджмента_КР.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ

РАБОТА

 

 

Стратегия менеджмента и ее влияние  на успех организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                            Стр.

I. Введение…………………………………………………………………….3

 

II. Основная часть:

  1. Стратегический менеджмент:
    1. Предпосылки развития стратегического менеджмента………….6
    2. Сущность стратегического менеджмента…………………………9
    3. Система стратегического менеджмента……………………….…11
    4. Основные принципы и этапы стратегического менеджмента….13
  2. Планирование стратегии:

     2.1.    Сущность  стратегического планирования. Задачи  и этапы     стратегического  планирования……………………………………………...20

    1. Стратегия фирмы…………………………………………………. 23 
    2. Типы стратегий и эталонные стратегии развития………………25
    3. Миссия и цели предприятия………………………………………31
    4. Области выработки и шаги определения стратегии…………….37
    5. Выбор стратегии…………………………………………………...42

   3.  Реализация  стратегии:

    1. Оценка выбранной стратегии……………………………………..46
    2. Стадии выполнения стратегии……………………………………47
    3. Области проведения стратегических изменений………………..49
    4. Трудности реализации стратегии организации………………….55
    5. Разработка стратегий мировых и российских предприятий.……57

 

III. Заключение……………………………………………………………...61

IV. Список литературы…………………………………………………….63

V. Приложения………………………………………………………………66

 

I.Введение

Актуальность темы “Стратегический  менеджмент” несомненно, велика. В  ус-ловиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы  долж-ны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и выраба-тывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли ус-пешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ре-сурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается  задача рациональ-ного использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фир-мы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окру-жающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открывае-мых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая дос-тупность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического ме-неджмента.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, по-ведения конкурентов, характеристик производимого ее товара или оказываемых ее услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же вре-мя есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о неко-торых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Стратегия менеджмента - это сравнительно молодое,  перспективное  и необходи-мое в бизнесе направление, активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организации в условиях рынка, постепенно вводится и в России. Изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.

Целью данной темы является рассмотрение таких вопросов как: понятие  стратеги-ческого менеджмента, его  сущность, принципы и этапы, а также  определение, что такое стратегия  фирмы и как она планируется  и реализуется, и какие в связи с этим возникают проблемы. 

Стратегический аспект проблемы основывается на том, что, прежде всего необ-ходимо предусмотреть  возможные кризисные влияния, частично их оценить и иссле-довать направления  нейтрализации такого давления, как  относительно экономики го-сударства в целом, так и отдельной организации, как соотношение ресурсов на входе и ресурсов на выходе ее деятельности.

В связи с этим, при  рассмотрении проблемы  стратегического  менеджмента воз-никают некоторые  затруднительные для легкого  решения вопросы. Прежде всего, та-кие, как:

- сложные цели организации,  вследствие чего цель с позиции  эффективного вы-живания на рынке  может быть выбрана неправильно;

- несбалансированность  в стратегическом положении финансовых  потоков, что не позволит организации противостоять любым отклонениям во внешнем окружении от “благополучной”;

- необходимость и достаточность  решения существующих порогов,  определенных возникшей к настоящему  моменту времени кризисной нестабильностью,  с помощью стратегического аспекта  управления;

- определение значимости  потерь для организации, правильного  отнесения тех или иных действий  или проектов к стратегическим  и текущим;

- технические вопросы  выбора и направленности критериев,  при моделировании задач, их  нормализации и оптимизации, расчета рисков и так далее.

 Характерной чертой  антикризисного управления является  его эффективность на любой  стадии жизненного цикла товара  организации, ее технологии, в  связи с тем, что действие  внешних и внутренних факторов  носит устойчивый, но между тем слу-чайный характер.

На основании этого  целесообразно оптимизировать существующие громоздкие системы управления деятельностью, представляющие собой последовательную цепо-чку этапов: планирования, организации, мотивации и контроля и нестабильную об-ратную связь между целями и достигнутыми результатами. Стратегическое управ-ление должно быть ориентировано на параллельную организацию своего процесса, с целью сокращения времени на разработку и внедрение (в том числе преодоление сопротивления нововведениям) антикризисной защиты управления организацией и повышения общей эффективности ее деятельности.

Обязательному учету  при построении и корректировке  стратегической системы управления, в том числе и антикризисного, является учет уникальности экономичес-ких  событий, то есть невозможность проведения одних и тех же операций при неиз-менных условиях среды. Это условие определяется – во-первых, ограниченностью ресурсов (материальных, трудовых, финансовых); во-вторых, постоянным измене-нием рынка (развитие конкуренции и спроса на товар организации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Стратегический менеджмент.

 

1.1. Предпосылки  развития стратегического менеджмента.

 

Термин “стратегический менеджмент”  был введен в обиход на стыке 60-70-х  гг. для того, чтобы отражать отличие  управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическо-му менеджменту от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствую-щим образом и  своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своев-ременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

“Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления  стратеги-ческих решений, центральным  звеном которого является стратегический выбор, ос-нованный на сопоставлении  собственного ресурсного потенциала предприятия с воз-можностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хо-чет достичь – ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих це-лей.”

Стратегия должна стать  “нитью времени”, связывающей прошлое  и будущее, од-новременно обозначившей путь к развитию. В самом общем  виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополнен-ная  набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться дли-тельное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преи-муществ.[17,с.213]

В командной экономике  при разработке своих планов предприятие  получало сверху информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках  и пот-ребителях, ценах на свою продукцию, много других показателей и нормативов, ко-торые автоматически закладывались в основу разработки планов. Сама плановая ра-бота сводилась к поиску прогнозируемой внешней среды. Такая задача остается и в переходной экономике, но в условиях рынка это только часть плановой работы.

Теперь предприятие  должно само определять и прогнозировать параметры внеш-ней среды, ассортимент  продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное  – свои долгосрочные цели и стратегию  их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана.

Быстрые изменения внешней  среды стимулируют появление  новых методов, сис-тем и подходов  к управлению. Если внешняя среда  практически стабильна, то нет особой нужды заниматься стратегическим менеджментом. Однако в настоящее время большинство российских предприятий работают в быстро изменяющемся и трудно предсказуемом окружении, следовательно, нуждаются в методах стратегического ме-неджмента.

Также важной предпосылкой развития стратегического менеджмента  является процесс глобализации бизнеса, который затронул и нашу страну. Глобальные фирмы рассматривают мир как единое целое, в котором стираются национальные различия и предпочтения, происходит стандартизация потребления. Противостоять натиску това-ров глобальных фирм можно, только действуя аналогичными методами, то есть, раз-рабатывая стратегию работы в конкурентной среде.

Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегичес-ких управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления раз-вития.[9,с.125]

И.Ансофф рекомендует рассматривать стратегическое управление как состоящее из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. Таким образом, стратегичес-кий менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии – это ключе-вая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализа-ции стратегический план остается лишь фантазией.[22,с.11]

Стратегический менеджмент ориентируется на будущее и на конкурентный стиль управления, а  также это процесс, охватывающий информацию, коммуникацию, принятие решений и планирование, в котором высшее руководство, штабной аппарат и линейный вместе устанавливают конкретные бизнес - цели. Все это опирается на внешние и внутренние источники информации и ее оценки, находит отражение в стратегической ориентации всех служащих корпорации и в синхронизированных планах подразделений, которые должны достичь поставленных целей.[Приложение № 1,Рис.1] [5, с.36-37]

Часто стратегическое управление называют рыночным стратегическим управ-лением. Включение в определение слова  “рынок” означает, что стратегические реше-ния должны в большей степени учитывать развитие рынка и внешнего окружения, чем внутренние факторы. Фирма, реализующая стратегическое управление, должна иметь внешнюю ориентацию (на потребителей, конкурентов, рынок и др.). Это так называемый маркетинговый, или рыночный, подход к организации управления в от-личие от производственного подхода, ориентированного на внутренние возможности производства.

Стратегическое управление означает также, что процесс управления должен быть упреждающим, а не реактивным. При упреждающей стратегии менеджеры пы-таются воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них. Необходимость таких воздействий определяется двумя причинами:

  • для быстрой реакции на изменения внешней среды важно участвовать в их создании;
  • изменения могут быть столь значительными, что важно, по возможности, влиять на них.

Указанные факторы объясняют стремление крупного бизнеса влиять на приня-тие  политических, экономических, законодательных  и иных изменений на макро- и микроуровне.

 

 

1.2.Сущность  стратегического менеджмента.

 

Сущность стратегического менеджмента  заключается в ответе на три важнейших  вопроса:

  • В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  • В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
  • Каким способом достигнуть желаемого положения?[22,с.13]

Для ответа на первый вопрос менеджеры  должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться  дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегического решений соответствующими данными для анализа прош-лых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особен-ность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важней-шими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, ко-торый будет реализовывать выбранную стратегию.

Информация о работе Стратегия менеджмента и ее влияние на успех организации