Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:46, курсовая работа
Актуальность темы “Стратегический менеджмент” несомненно, велика. В ус-ловиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы долж-ны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и выраба-тывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли ус-пешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ре-сурсов в текущей деятельности.
I. Введение…………………………………………………………………….3
II. Основная часть:
Стратегический менеджмент:
Предпосылки развития стратегического менеджмента………….6
Сущность стратегического менеджмента…………………………9
Система стратегического менеджмента……………………….…11
Основные принципы и этапы стратегического менеджмента….13
Планирование стратегии:
2.1. Сущность стратегического планирования. Задачи и этапы стратегического планирования……………………………………………...20
Стратегия фирмы…………………………………………………. 23
Типы стратегий и эталонные стратегии развития………………25
Миссия и цели предприятия………………………………………31
Области выработки и шаги определения стратегии…………….37
Выбор стратегии…………………………………………………...42
3. Реализация стратегии:
Оценка выбранной стратегии……………………………………..46
Стадии выполнения стратегии……………………………………47
Области проведения стратегических изменений………………..49
Трудности реализации стратегии организации………………….55
Разработка стратегий мировых и российских предприятий.……57
III. Заключение……………………………………………………………...61
IV. Список литературы……………………………………
2.2. Стратегия фирмы.
Одной из ключевых составляющих
стратегического управления является
стра-тегия. “Стратегия – это генеральная
программа действий, выявляющая приоритеты
проблем и ресурсы для
Слово “стратегия” греческого происхождения и означает “искусство разверты-вания войск в бою”. Однако этот военный термин за последние 20 лет широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управ-ленческих решений. Вместе с тем стратегию можно рассматривать как общий комп-лексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.
Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, с одной стороны, существует четко организованное комплексной стратегическое планиро-вание, с другой, структура управления фирмой адекватна “формальному” стратеги-ческому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реа-лизации этой стратегии через систему планов.[5,с.162]
Определение стратегии
фирмы принципиально зависит
от конкретной ситуации, в которой
находится фирма. Однако существуют
некоторые общие подходы к
форму-лированию стратегии и
Руководство организации
разрабатывает краткосрочные
с долгосрочными (подобно тому, как краткосрочные цели согласуются с долгосрочными).
Краткосрочные стратегии называют тактикой (конкретный игровой ход пред-ставляет собой тактику, согласованную с общей стратегией игры).
Некоторые характеристики тактических планов:
1) тактику разрабатывают в развитие стратегии;
2) в то время как
стратегия почти всегда
3) тактика рассчитана
на более короткий период
4) в то время как
результаты стратегии не могут
быть полностью обнаружены в
течение нескольких лет,
2.3. Типы стратегий
и эталонные стратегии
Крупная фирма с дивизиональной структурой имеет, как правило, три уровня стратегических решений:
Корпоративная (портфельная) стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой дея-тельности. Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сба-лансировать портфель товаров и услуг. Стратегические решения этого уровня наибо-лее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне опреде-ляется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Одной из целей кор-поративной стратегии является выбор хозяйственных подразделений фирмы, в кото-рые следует направлять инвестиции.[26,с.237]
Корпоративная стратегия включает:
Важным решением, принимаемым на
корпоративном уровне, является решение
о финансировании продуктов или
бизнес-единиц на бюджетной, а не на
чисто коммер-ческой основе. Например,
для новой продукции
На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается деловая стратегия (бизнес-стратегия) – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преиму-ществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия часто воплощается в бизнес- пла-нах и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому именно и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рек-ламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе и так далее. Поэто-му такую стратегию называют еще стратегией конкуренций. Для предприятий с од-ним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой.
Функциональные стратегии – стратегии, которые разрабатываются функциона-льными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стра-тегии. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия и так да-лее. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Примерами функциональных стратегий в сфере НИОКР могут быть технологическое лидерство или следование за лидером.[26,с.239]
Три уровня стратегий образуют их иерархическую структуру: корпоративная стратегия состоит из ряда деловых и функциональных стратегий.[Приложение № 3, Рис.6, Табл.№1]
Для достижения успеха стратегии должны
быть согласованы и тесно взаимодей-
Процесс формирования иерархии стратегий может быть различным. Различают стратегическое планирование “сверху вниз”, при котором высшие менеджеры ини-циируют процесс формирования стратегии и уполномочивают стратегические еди-ницы бизнеса и функциональные подразделения формулировать собственные стра-тегии как средства реализации корпоративной стратегии. Другой подход – это стра-тегическое планирование “снизу вверх”, при котором процесс формирования стра-тегии стимулируется предложениями хозяйственных и функциональных подразделе-ний. Для обоих подходов наиболее важным является то, насколько результативно взаимодействие между уровнями управления. Сложный и противоречивый процесс согласования стратегических решений различных уровней является важным момен-том стратегического менеджмента.
Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в ли-тературе стратегии бизнеса обычно называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением сос-тояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, по-ложение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов мо-жет находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое сос-тояние.
Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии кон-центрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить но-вый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возмож-ностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок[30,с.112].
Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
Вторую группу эталонных стратегий составляют такие стратегии бизнеса, ко-торые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интег-рированный рост не противоречит ее рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.
Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
• стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебания цен на комплектующие и зап-росов поставщиков. При этом поставки, как центр расходов для фирмы, могут прев-ратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов:
• стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фир-мы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, то есть над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда посреднические ус-луги очень расширяются или когда фирма не может найти посредников с качествен-ным уровнем работы[16,с.261].
Третьей группой эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии ди-версифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие:
• стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и исполь-зовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы.
• стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возмож-ностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, ко-торые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основ-ного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже произво-димому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предва-рительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового про-дукта.
• стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма рас-ширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых слож-ных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала, и в осо-бенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и так далее.[10,с.105]
Четвертым типом эталонных стратегий развития бизнеса являются страте-гии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в пе-регруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и так далее. В этих случа-ях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланирован-ного сокращения. Реализация данных стратегий зачастую проходит не безболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии разви-тия фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельст-вах их невозможно избежать. Более того, в определенных обстоятельствах это един-ственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большин-стве случаев обновление и всеобщее ускорение - взаимоисключающие процессы раз-вития бизнеса[1,с.354].
Информация о работе Стратегия менеджмента и ее влияние на успех организации