Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 10:46, курсовая работа
Актуальность темы “Стратегический менеджмент” несомненно, велика. В ус-ловиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы долж-ны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и выраба-тывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли ус-пешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ре-сурсов в текущей деятельности.
I. Введение…………………………………………………………………….3
II. Основная часть:
Стратегический менеджмент:
Предпосылки развития стратегического менеджмента………….6
Сущность стратегического менеджмента…………………………9
Система стратегического менеджмента……………………….…11
Основные принципы и этапы стратегического менеджмента….13
Планирование стратегии:
2.1. Сущность стратегического планирования. Задачи и этапы стратегического планирования……………………………………………...20
Стратегия фирмы…………………………………………………. 23
Типы стратегий и эталонные стратегии развития………………25
Миссия и цели предприятия………………………………………31
Области выработки и шаги определения стратегии…………….37
Выбор стратегии…………………………………………………...42
3. Реализация стратегии:
Оценка выбранной стратегии……………………………………..46
Стадии выполнения стратегии……………………………………47
Области проведения стратегических изменений………………..49
Трудности реализации стратегии организации………………….55
Разработка стратегий мировых и российских предприятий.……57
III. Заключение……………………………………………………………...61
IV. Список литературы……………………………………
Взвешенная оценка корпорации Maytag – 3.15 показывает, что реакция предпри-ятия на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды находится на среднем уровне. [22,с.44-45]
Следующая важная особенность стратегического менеджмента – его ориентация на будущее, поэтому необходимо четко определить ориентиры развития: к чему стремиться, какие цели ставить. Для этого на основании оценки стратегических фак-торов определяются корпоративная миссия и долгосрочные цели организации .[8, с.101]
Эффективная стратегия организации должна основываться на трех составляю-щих, которые являются результатом стратегического анализа:
Второй этап стратегического менеджмента – формирование альтернативных направлений развития предприятия, их оценка и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий сценариев будущего развития, портфельный анализ.
Процесс формирования и оценки альтернативных вариантов развития предприя-тия представляет самостоятельную ценность для управления, поскольку позволяет менеджерам осмыслить возможные направления развития. Этот этап должен побуж-дать к размышлениям о том, что может произойти во внешней среде и к каким пос-ледствиям для предприятия это может привести. Разработка сценариев, портфельный анализ и другие методы предвидения изменений повышают гибкость предприятия.
Когда общая стратегия
Таким образом, формирование стратегии развития предприятия является цикли-ческим процессом, который можно представить с помощью модели.[Приложение №1, Рис.4]
На основе рассмотренных главных этапов стратегического менеджмента можно сделать вывод, что это – комплексная система управления, основанная на прогнози-ровании внешней среды и разработке способов адаптации предприятия к ее измене-ниям.
Специальные методы и приемы стратегического менеджмента помогают ру-ководителям оценить и проранжировать различные виды бизнеса, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях и в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе. [22,с.29-31]
Выделим основные принципы стратегического управления:
1. Обоснованный и сознательный выбор целей и стратегий развития организации. Процесс развития организаций полон противоречий. Для их разрешения должны раз-рабатываться эффективные решения в области создания новой продукции, ее продви-жения на рынки, проектирования технологий и другие, определяющие возможности организаций;
2. Постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конку-рентоспособности организации;
3. Обеспечение соотносительности между организацией и внешней средой, уп-равляющей и управляемой подсистемами организации и ее элементами. Под соотно-сительностью понимается некоторое конкретное соотношение между отдельными частями и элементами системы, которое определяет наилучшие условия функциони-рования и развития организации;
4. Индивидуализация стратегий. Каждая организация уникальна в том смысле, что имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, материально-технической базой, культурой и другими чертами. По этому разработка стратегий должна производиться с учетом этих особенностей;
5. Четкое организационное разделение задач стратегического управления и задач оперативного управления.
Эти принципы в разной мере реализуются на предприятиях, что отражается на их конкурентных преимуществах.
Процесс стратегического управления условно можно разделить на три фазы: стратегическое планирование, стратегическая организация, стратегический контроль и регулирование. На каждой из них решаются определенные относительно самостоя-тельные задачи управления.
Вывод:
Стратегический менеджмент является процессом планирования, выбора страте-гии и ее реализации, при этом сопоставляются собственный ресурсный потенциал предприятия и возможности, угрозы внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегия – основа стратегического менеджмента и она необходима для достижения целей предприятия. Влияние стратегического менеджмента на успех организации велико. Разработка правильной стратегии менеджмента, при которой действия и внутренняя структура организации оптимально соответствуют внешним условиям является залогом успеха любого предприятия.
Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегичес-ких управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
Стратегический менеджмент можно рассматривать как динамическую совокуп-ность пяти взаимосвязанных управленческих частей, таких как анализ среды, опре-деление миссии и целей, выбор стратегии, выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения. Эти процессы логически вытекают один из другого и позволяют достичь конкретных целей предприятия.
Стратегический менеджмент уделяет внимание не только покупателям, постав-щикам, конкурентам, наличным ресурсам и процессам на предприятии, но и позволя-ет наращивать стратегический потенциал предприятия.
2.1. Сущность стратегического
Сверхзадача стратегического планирования состоит в том, чтобы побудить ме-неджеров к постоянному поиску ответов на самые актуальные вопросы. Реальная цен-ность планирования состоит не в возможности предвидения событий, а в том, чтобы поощрить в менеджерах стремление к исследованию основных факторов успеха в конкурентной борьбе и верной оценке экономических рисков. Компании, игнорирую-щие стратегическое планирование, озабочены исключительно текущими производст-венными и финансовыми вопросами. Сочетание усилий, направленных на решение текущих проблем, и действий, направленных на развитие долгосрочного стратегичес-кого мышления, необходимо для сохранения и укрепления конкурентоспособности фирмы.[20,с.254]
Стратегическое планирование стимулирует честолюбие менеджеров. Попытки заглянуть в будущее, предугадать шаги, ведущие к победе, пробуждение здоровых амбиций почти всегда повышают эффективность работы.
Как правило, успеха добиваются только те компании, которые ставят перед собой высокие цели. Хорошо продуманные, четкие стратегические планы способст-вуют пониманию сотрудниками компании путей ее развития и формируются общие устремления.
П. Друкер отметил, что планирование отнюдь не является необходимым слагае-мым успеха. На самом деле он имел в виду то, что достижение высоких результатов могут обеспечить три различных фактора: удача, талант бизнесмена, планирование. Значение планирования состоит в том, что оно является единственным средством, с помощью которого компания имеет реальную возможность повысить свои шансы на успех.[11,с.179-181]
Залог успеха компании – разработка такой стратегии менеджмента, при кото-рой действия и внутренняя структура организации оптимально соответствуют внеш-ним условиям. При этом компания должна предложить потребителям товары и услу-ги, удовлетворяющие их потребности лучше, чем продукция конкурентов. К сожале-нию, запросы покупателей постоянно изменяются, а соперничающие фирмы разра-батывают новые изделия и технологии, которые придают их предложениям допол-нительную ценность. Для многих компаний успех, который, как представлялось пред-принимателям, будет длиться вечно, оказывается преходящим явлением.[11, с. 133]
Задачи стратегического планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
1. Планирование роста прибыли.
2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.
3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
4. Улучшение социальной политики фирмы.
Таким образом, основной задачей стратегического планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.
Процесс стратегического планирования проходит четыре этапа:
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится оп-ределить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надеж-ность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Ка-чество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компе-тентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися ус-ловиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуе-мые “надбавками безопасности”, однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу состав-ления плана по конкретным направлениям производственных участков предприя-тия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в ко-личественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так на-зываемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила. [2, с.211]
Хорошо продуманная стратегия включает в себя рассмотрение следующих воп-росов:
Информация о работе Стратегия менеджмента и ее влияние на успех организации