Стратегия обслуживания производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Мировая практика накопила немалый опыт функционирования гигантских корпораций и мелких фирм в условиях рыночной конкуренции. Опробованы разные варианты, сделаны определенные обобщения. В этой области не стоит "изобретать велосипед", когда можно действовать на надежном фундаменте тех инструментов и методов, которые используются в практике управления многих развитых стран.

Файлы: 1 файл

производственный менеджмент курсач.docx

— 70.61 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Волжский институт строительства и технологий 
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального образования

« Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»

 

Кафедра экономики

 

 

  • КУРСОВАЯ РАБОТА
  •  

    По дисциплине: «Производственный менеджмент»

    Тема: «Стратегия обслуживания производства»

     

     

     

    Выполнил: студент

    уч. гр. ЭМ -2-12 СЗ

                                                                                             Бредихина А.А.                                                                

                                                                             Зачетная книжка №12203

    Проверил: к.э.н. Иванова Ю.А.

     

     

     

     

    Волжский 2014

    Введение

     

         Мировая практика накопила немалый опыт функционирования гигантских корпораций и мелких фирм в условиях рыночной конкуренции. Опробованы разные варианты, сделаны определенные обобщения. В этой области не стоит "изобретать велосипед", когда можно действовать на надежном фундаменте тех инструментов и методов, которые используются в практике управления многих развитых стран.

     

         В централизованной экономике предприятие  представляло собой "закрытую" систему, когда цели и задачи задаются извне и остаются достаточно стабильными длительный период времени, а финансовые и материальные ресурсы обеспечиваются централизованно в пределах выделяемых фондов. Такая форма функционирования предприятия не отвечает требованиям рыночной экономики.

     

         В условиях рыночных отношений предприятие  работает как "открытая" система. В его деятельности учитываются  не только внутренние факторы (возможности), но прежде всего внешние факторы (реакция потребителя, влияние конкурентов, функционирование рынков сбыта). Предприятие должно своевременно выявлять научно-технические, организационно-экономические, социально-политические и другие воздействия внешней среды (как отрицательные, так и положительные) и принимать соответствующие плановые решения.

     

         Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.

     

         Принятие  решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: "снизу вверх", "сверху вниз", во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).

     

         Целью работы является рассмотрение стратегии развития производства. 
          Задачами  работы являются:

     

          - рассмотреть теоретические основы  разработки стратегии развития  производства; 
          - провести анализ стратегии развития производства на предприятии; 
          - изучить направления совершенствования стратегии производства. 
         Предметом исследования работы является стратегия развития производства. 
         Объектом  исследования является предприятие ООО «Дом окон». 
         Характеризуя  степень научной разработанности  проблематики, следует учесть, что  данная тема уже анализировалась  у различных авторов в различных  изданиях: учебниках, монографиях, периодических  изданиях. 

     

          Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

     

           Работа  состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы. 

         

     

     

          1. Теоретические основы разработки стратегии развития производства

     

         1.1.Понятие стратегии   
          В основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация.     

          Стратегия – это долгосрочное качественно  определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств  и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. 

     

         Стратегия организации – это генеральный  план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. 

     

        По  своему существу стратегия есть набор  правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в  своей деятельности. Она включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.

     

         В организации существует несколько  уровней стратегии. Проанализируем их. 
         1.«Первый уровень – корпоративный – присутствует в компаниях,  действующих в нескольких сферах  бизнеса».

          Здесь принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами.

     

         2. Второй уровень – сферы бизнеса  – уровень первых руководителей  недиверсифицированных организаций,  или совершенно независимых, отвечающих  за разработку и реализацию  стратегии сферы бизнеса. На  этом уровне разрабатывается  и реализуется стратегия, базирующаяся на корпоративном стратегическом плане, основной целью которой является повышение конкурентоспособности организации и ее конкурентного потенциала.

     

         3.Третий – функциональный –  уровень руководителей функциональных  сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д. Четвертый – линейный – уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.

     

         Недиверсифицированная организация имеет, соответственно, три уровня стратегий. 
         Стратегия предприятия - это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества.

     

         В качестве отличительных черт стратегии  следует назвать следующие. 
         Процесс выработки стратегии не завершается  каким-либо немедленным действием. Устанавливаются общие направления, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций предприятий. 
         Стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит  в том, чтобы помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией. 

     

     

         

         1.2. Стратегия производства

     

         Стратегия производства (производственная стратегия) предприятия связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции. При этом следует заметить, что производственный процесс — наиболее стабильный вид практической деятельности, а в случае возникновения нестабильности в производственной сфере потрясения на предприятии оказываются наиболее сильными. 
         Следует отметить, что стратегию производства предприятия в качестве самостоятельного вида функциональной стратегии упускают из виду даже западные специалисты по стратегическому планированию и управлению. Вместе с тем именно производственная деятельность является основной функцией предприятия, здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль. В процессе разработки стратегии производства происходит процесс обмена информацией между руководителями функциональных подразделений, обеспечивающих реализацию базовой стратегии и координацию функциональных программ действий. 
              Эффективное участие работников в производственном процессе определяется многими факторами, включая начисление заработной платы, производственный микроклимат, моральное стимулирование, систему профессионального роста и обучения кадров, оборудование рабочего места и охрану труда, делегирование ответственности и др. 
         Вместе  с тем, как уже отмечалось выше, продукция, выпускаемая предприятием, может быть конкурентоспособной только в том случае, если предприятие успешно применяет на производстве новые технологические процессы и формы организации труда.

     

         Для того чтобы успешно решать проблемы, руководство предприятия должно осознать необходимость интегрированного подхода к технологическому менеджменту.

     

         В зависимости от характера задач  они решаются на трех уровнях управления. 
         На  первом, нормативном, уровне определяются долгосрочные технологические цели развития предприятия и нормы их учета в процессе обоснования и разработки общей стратегии развития предприятия. 
         Большое значение при этом имеет специфика  фирменной культуры, в которой проявляются ценностные представления коллектива предприятия. Это выражается в отношении персонала к целям предприятия, внешней среде, новой технологии как одному из факторов оптимизации социальной и технической системы предприятия, его готовности к переменам. 
         На  втором, стратегическом, уровне преобладает принцип эффективности. В среднесрочном плане производственная стратегия предприятия — это выбор технологии. Тем самым устанавливаются ограничения технологического потенциала, который необходим предприятию для выпуска продукции как в настоящее время, так и в будущем. Далее предприятие решает, разрабатывать технологию самостоятельно (или в сотрудничестве с определенными партнерами) или прибегнуть к услугам специальных организаций. 
         Кроме того, на этом уровне целесообразно  определить, какую технологию использовать для собственных нужд, а что предоставить в распоряжение других предприятий.

     

         Здесь же определяется вопрос о структурах, необходимых для реализации выбранной  стратегии. Так, например, они могут  касаться централизации или децентрализации процесса разработки новой технологии и внедрения в производственный процесс.

     

         На  третьем, оперативном, уровне предусматривается, чтобы выбранные стратегические наметки осуществлялись в соответствии с краткосрочными целями развития предприятия. В этом случае оперативное управление должно сосредотачиваться, например, на конкретных научно-исследовательских и конструкторских проектах с их кадровым и финансовым обеспечением. 
         Инновационная стратегия предприятия непосредственно  связана с оптимизацией его технологического потенциала. Она должна предусматривать обоснованный выбор технологии, которая соответствует потребностям предприятия. Решения могут быть направлены на выполнение заранее определенной производственной функции или формирование технологического потенциала на будущее.

     

         В рамках инвестиционной стратегии предприятия  процесс выбора технологий для производственной деятельности может осуществляться в несколько этапов.

     

         На  первом этапе предприятие знакомится со всеми представляющими интерес технологическими процессами, включая собственные, и выбирает технологии, которые наилучшим образом отвечают его целям.

     

         На  втором этапе предприятию необходимо учесть и новые, еще только разработанные, технологические процессы и оценить их с точки зрения возможности внедрения в производство.

         На  третьем этапе целесообразно расширить диапазон принимаемых технологических решений с учетом долгосрочной перспективы. В этом случае можно говорить о формировании «технологического потенциала»предприятия, имея в виду решения о технологиях, функциональное предназначение которых еще неочевидно, но которые могут быть использованы для более продуктивного выполнения уже известных функций, либо вновь появляющиеся функции на перспективу. 
         Общепризнанно то, что новая технология дает предприятию  конкурентные преимущества, поскольку  позволяет дифференцировать производственную программу.

     

         Кроме того, динамичность технологического развития предопределяет неотложность принятия решений. Выигрыш во времени имеет принципиально важное значение, так как он становится критическим фактором конкурентоспособности современного предприятия. Вместе с тем динамизм технологического развития резко увеличивает число альтернатив, которые необходимо достаточно быстро и правильно оценить. 
         Необходимо  особо отметить, что существует достаточно тесная взаимосвязь между инновационной  и производственной стратегиями предприятия. 
         Как следует из схемы, обоснованная разработка и успешная реализации производственной стратегии в решающей степени определяется умением применять в процессе производственной деятельности различного рода инновации (технологические, маркетинговые, воспроизводственные). 
          1. Базовая стратегия производства.

     

         Основное  содержание данной стратегии заключается  в установлении интегрированного баланса между используемым оборудованием, рабочей силой и выпускаемой продукцией.

     

         В процессе формирования стратегии производства предприятию необходимо учитывать следующие факторы:

     

         • технический уровень производственного  процесса и возможность модернизации оборудования;

     

         • квалификационный потенциал и уровень  обеспеченности производственного  процесса трудовыми ресурсами;

     

         • возможности быстрой переналадки  оборудования и другие необходимые  действия, связанные с вероятными рекомендациями покупателей продукции.

     

         В качестве основных стратегических альтернатив  базовой стратегии производства можно назвать:

     

          • полное удовлетворение спроса — предприятие  производит столько продукции, сколько требуется ее на рынке. В этом случае запасы продукции являются минимальными, а затраты на ее производство могут быть высокими в силу постоянного изменения объема выпуска;

    Информация о работе Стратегия обслуживания производства