Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 14:12, курсовая работа
Мировая практика накопила немалый опыт функционирования гигантских корпораций и мелких фирм в условиях рыночной конкуренции. Опробованы разные варианты, сделаны определенные обобщения. В этой области не стоит "изобретать велосипед", когда можно действовать на надежном фундаменте тех инструментов и методов, которые используются в практике управления многих развитых стран.
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Волжский институт строительства и технологий
(филиал) федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
« Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»
Мировая практика накопила немалый опыт функционирования гигантских корпораций и мелких фирм в условиях рыночной конкуренции. Опробованы разные варианты, сделаны определенные обобщения. В этой области не стоит "изобретать велосипед", когда можно действовать на надежном фундаменте тех инструментов и методов, которые используются в практике управления многих развитых стран.
В централизованной экономике предприятие представляло собой "закрытую" систему, когда цели и задачи задаются извне и остаются достаточно стабильными длительный период времени, а финансовые и материальные ресурсы обеспечиваются централизованно в пределах выделяемых фондов. Такая форма функционирования предприятия не отвечает требованиям рыночной экономики.
В условиях рыночных отношений предприятие работает как "открытая" система. В его деятельности учитываются не только внутренние факторы (возможности), но прежде всего внешние факторы (реакция потребителя, влияние конкурентов, функционирование рынков сбыта). Предприятие должно своевременно выявлять научно-технические, организационно-экономические, социально-политические и другие воздействия внешней среды (как отрицательные, так и положительные) и принимать соответствующие плановые решения.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.
Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: "снизу вверх", "сверху вниз", во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).
Целью работы является рассмотрение
стратегии развития производства.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические
- провести анализ стратегии развития производства
на предприятии;
- изучить направления совершенствования
стратегии производства.
Предметом исследования работы является
стратегия развития производства.
Объектом исследования является предприятие
ООО «Дом окон».
Характеризуя степень научной
Теоретико-
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
1.1.Понятие стратегии
В основе управления бизнесом лежит разработка
стратегии, ее адаптация к специфике компании
и реализация.
Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Она включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.
В организации существует несколько уровней стратегии.
Проанализируем их.
1.«Первый уровень –
2. Второй уровень – сферы
3.Третий –
Недиверсифицированная организация имеет,
соответственно, три уровня стратегий.
Стратегия предприятия - это упорядоченная
во времени система приоритетных направлений,
форм, методов, средств, правил, приемов
использования ресурсного, научно-технического
и производственно-сбытового потенциала
предприятия с целью экономически эффективного
решения поставленных задач и поддержания
конкурентного преимущества.
В качестве отличительных черт стратегии
следует назвать следующие.
Процесс выработки стратегии не завершается
каким-либо немедленным действием. Устанавливаются
общие направления, продвижение по которым
обеспечит рост и укрепление позиций предприятий.
Стратегия должна быть использована для разработки
стратегических проектов методом поиска.
Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы помочь
сосредоточить внимание на определенных
участках и возможностях; отбросить все
остальные возможности как несовместимые
со стратегией.
Стратегия производства (производственная
стратегия) предприятия связана с разработкой
и реализацией основных направлений его
деятельности в области выпуска продукции.
При этом следует заметить, что производственный
процесс — наиболее стабильный вид практической
деятельности, а в случае возникновения
нестабильности в производственной сфере
потрясения на предприятии оказываются
наиболее сильными.
Следует отметить, что стратегию производства
предприятия в качестве самостоятельного
вида функциональной стратегии упускают
из виду даже западные специалисты по
стратегическому планированию и управлению.
Вместе с тем именно производственная
деятельность является основной функцией
предприятия, здесь создается продукт,
реализация которого приносит прибыль.
В процессе разработки стратегии производства
происходит процесс обмена информацией
между руководителями функциональных
подразделений, обеспечивающих реализацию
базовой стратегии и координацию функциональных
программ действий.
Эффективное участие работников в производственном
процессе определяется многими факторами,
включая начисление заработной платы,
производственный микроклимат, моральное
стимулирование, систему профессионального
роста и обучения кадров, оборудование
рабочего места и охрану труда, делегирование
ответственности и др.
Вместе с тем, как уже отмечалось выше,
продукция, выпускаемая предприятием,
может быть конкурентоспособной только
в том случае, если предприятие успешно
применяет на производстве новые технологические
процессы и формы организации труда.
Для того чтобы успешно решать проблемы, руководство предприятия должно осознать необходимость интегрированного подхода к технологическому менеджменту.
В зависимости от характера задач они решаются
на трех уровнях управления.
На первом, нормативном, уровне определяются
долгосрочные технологические цели развития
предприятия и нормы их учета в процессе
обоснования и разработки общей стратегии
развития предприятия.
Большое значение при этом имеет специфика
фирменной культуры, в которой проявляются
ценностные представления коллектива
предприятия. Это выражается в отношении
персонала к целям предприятия, внешней
среде, новой технологии как одному из
факторов оптимизации социальной и технической
системы предприятия, его готовности к
переменам.
На втором, стратегическом, уровне преобладает
принцип эффективности. В среднесрочном
плане производственная стратегия предприятия
— это выбор технологии. Тем самым устанавливаются
ограничения технологического потенциала,
который необходим предприятию для выпуска
продукции как в настоящее время, так и
в будущем. Далее предприятие решает, разрабатывать
технологию самостоятельно (или в сотрудничестве
с определенными партнерами) или прибегнуть
к услугам специальных организаций.
Кроме того, на этом уровне целесообразно
определить, какую технологию использовать
для собственных нужд, а что предоставить
в распоряжение других предприятий.
Здесь же определяется вопрос о структурах, необходимых для реализации выбранной стратегии. Так, например, они могут касаться централизации или децентрализации процесса разработки новой технологии и внедрения в производственный процесс.
На третьем, оперативном, уровне предусматривается,
чтобы выбранные стратегические наметки
осуществлялись в соответствии с краткосрочными
целями развития предприятия. В этом случае
оперативное управление должно сосредотачиваться,
например, на конкретных научно-исследовательских
и конструкторских проектах с их кадровым
и финансовым обеспечением.
Инновационная стратегия предприятия
В рамках инвестиционной стратегии предприятия процесс выбора технологий для производственной деятельности может осуществляться в несколько этапов.
На первом этапе предприятие знакомится со всеми представляющими интерес технологическими процессами, включая собственные, и выбирает технологии, которые наилучшим образом отвечают его целям.
На втором этапе предприятию необходимо учесть и новые, еще только разработанные, технологические процессы и оценить их с точки зрения возможности внедрения в производство.
Кроме того, динамичность технологического
развития предопределяет неотложность
принятия решений. Выигрыш во времени
имеет принципиально важное значение,
так как он становится критическим фактором
конкурентоспособности современного
предприятия. Вместе с тем динамизм технологического
развития резко увеличивает число альтернатив,
которые необходимо достаточно быстро
и правильно оценить.
Необходимо особо отметить, что существует
достаточно тесная взаимосвязь между
Как следует из схемы, обоснованная разработка
и успешная реализации производственной
стратегии в решающей степени определяется
умением применять в процессе производственной
деятельности различного рода инновации
(технологические, маркетинговые, воспроизводственные).
1. Базовая стратегия производства.
Основное содержание данной стратегии заключается в установлении интегрированного баланса между используемым оборудованием, рабочей силой и выпускаемой продукцией.
В процессе формирования стратегии производства предприятию необходимо учитывать следующие факторы:
• технический уровень
• квалификационный потенциал и уровень обеспеченности производственного процесса трудовыми ресурсами;
• возможности быстрой
В качестве основных стратегических альтернатив базовой стратегии производства можно назвать:
• полное удовлетворение спроса — предприятие производит столько продукции, сколько требуется ее на рынке. В этом случае запасы продукции являются минимальными, а затраты на ее производство могут быть высокими в силу постоянного изменения объема выпуска;