Стратегия развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, а также на основе анализа имеющейся стратегии ООО «Викинг» сформулировать основные стратегические направления ее развития.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.………………………………………………….. 5
1.1. Виды стратегического управления их характеристика ………………… 5
1.2. Стратегии предприятия, их характеристика и классификация ………… 8
1.3. Этапы стратегического планирования …………………………………... 12
1.4. Миссия, цели организации ………………………………………………. 14
1.4.1. Стратегический анализ в организации ………………………………… 15
1.4.2. Формулирование стратегии …………………………………………….. 16
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …….. 20
2.1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия…………… 20
2.1.2. Анализ сбыта ……………………………………………………………. 27
2.1.3. Организационная структура управления………………………………. 30
2.2. Видение, миссия и стратегические цели предприятия………………….. 32
2.3. Анализ внешней среды предприятия…………………………………….. 35
2.3.1. Анализ макросреды по STEP-факторам ………………………………. 35
2.3.2. Оценка непосредственного окружения предприятия…………………. 38
2.3.3. Анализ конкурентов …………………………………………………….. 40
2.4. SWOT – анализ…………………………………………………………….. 44
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………... 46
3.1. Формирование стратегических альтернатив предприятия …………….. 46
Разработка стратегии развития коммерческой деятельности ………….. 47
3.3. Разработка стратегических направлений развития организации
SPACE – методом………………………………………………………………. 52
Заключение ……………………………………………………………………….. 55
Список литературы ………………………………………………………………. 56

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Викинг (исправлено) .doc

— 482.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический  университет

имени академика М.Ф. Решетнева»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине:

«Стратегический менеджмент»

 

на тему:

«Разработка стратегических направлений

 развития организации:

торгово-посредническая компания ООО «Викинг»»

 

 

 

 

 

 Выполнил:

                                                                                      студент гр. ЭЗУ-82

                                                                                      Иванов. А.А.    

               

                                     

 Проверил:

                                                                                      Лобков К.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Железногорск  2012 г. 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..  3                                                                                                                1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.………………………………………………….. 5

1.1. Виды стратегического  управления их характеристика ………………… 5 

1.2. Стратегии предприятия,  их характеристика и классификация ………… 8

1.3. Этапы стратегического  планирования …………………………………... 12

1.4.  Миссия, цели организации ………………………………………………. 14

1.4.1. Стратегический анализ в  организации ………………………………… 15

1.4.2. Формулирование стратегии …………………………………………….. 16

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……..  20

2.1. Стратегическая характеристика  деятельности предприятия…………… 20

2.1.2. Анализ сбыта …………………………………………………………….  27

2.1.3. Организационная  структура управления………………………………. 30

2.2. Видение, миссия и стратегические  цели предприятия………………….. 32   

2.3. Анализ внешней среды предприятия……………………………………..  35

2.3.1. Анализ макросреды по STEP-факторам ……………………………….  35

2.3.2. Оценка непосредственного  окружения предприятия…………………. 38

2.3.3. Анализ конкурентов …………………………………………………….. 40

2.4. SWOT – анализ…………………………………………………………….. 44

3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ  ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………... 46

3.1. Формирование стратегических  альтернатив предприятия …………….. 46

    1. Разработка стратегии развития коммерческой деятельности ………….. 47

3.3. Разработка  стратегических направлений развития  организации

SPACE – методом………………………………………………………………. 52

Заключение ………………………………………………………………………..  55

Список литературы ………………………………………………………………. 56

Введение

 

      Актуальность данного исследования:    На сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке, фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Разработка стратегии развития предприятия активно опирается на стратегическое планирование и управление, которое позволит предприятию добиться больших экономических результатов и позволит правильно планировать свою дальнейшую деятельность.

Таким образом, актуальность выбранной темы очевидна, так как  ни одна организация не может успешно  выжить в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.

 Объектом исследования курсовой работы - является  общество с ограниченной ответственностью «Викинг». В свою очередь предмет исследования- это разработка стратегии на примере конкретной организации.

          Цель  исследования состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, а также на основе анализа имеющейся стратегии ООО «Викинг» сформулировать основные стратегические направления ее развития.

Достижение поставленной цели обуславливает необходимость  решения следующих задач:

    • проанализировать состояние внутренней и внешней среды предприятия  по средствам специальных  методов;
    • выявить конкурентные преимущества;
    • оценить стратегию предприятия, ее преимущества и недостатки;
    • выбрать и обосновать свою стратегию, направленную на достижение более высоких результатов.

Предмет исследования: раскрыть стратегическое планирование предприятие.

Методологическая  база исследования: Исследованию проблемам теории и практики стратегического планирования и управления развитием фирм посвящено много публикаций российских и зарубежных авторов. Идеи, теория стратегического планирования и управления стали известны благодаря таким авторам, как И. Ансофф ,Ф. Котлер, М. Портер и другие. В России многое сделано для их интерпретации и адаптации.

Среди российских ученых своими трудами известны такие как  Г.Л. Азоев, Ю.А Александров, В.А. Баринов, В.А. Винокуров, О.С. Виханский, Т.В. Григоревская, М.С. Соловьева, А. Серпилин, Н.Н.Терещенко и многие другие.

Практическая  значимость  курсовой работы заключается в том, что написаны рекомендации, представляющие интерес для формирования оптимальной стратегии развития предприятия Основные теоретические положения и выводы доведены до уровня конкретных предложений и могут применяться при построении эффективной стратегии развития  организации.

В ходе выполнения курсовой работы применялись следующие методы:

группировки и систематизации исходных данных об объектах исследования; метод сравнения; метод графического моделирования; метод изучения документов, SPACE- метод и другие.

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Виды стратегического управления их характеристика 

 Управление путем  ранжирования стратегических задач  ориентируется на тактическую  выживаемость, в основе которой  лежит сохранение позиций предприятия  в базовых сфер. Ни одна совершенная стратегия не может учесть всех ситуаций, которые возникают в результате изменений во внешней среде, а также развития самой организации. В ответ на их появление предприятие формирует и решает стратегические задачи, с помощью которых осуществляется необходимая корректировка его деятельности (проводимой политики, планов). Примером таких задач является достижение высоких темпов роста, улучшение внутреннего климата в коллективе, привлечение новых партнеров и клиентов и т.д.

Управление на основе решения стратегических задач используется в том случае, когда события, которые могут произойти, полностью или частично предсказуемы, но для реакции на них менять общую линию поведения предприятия невозможно или нецелесообразно. Решая стратегические задачи, организация имеет возможность своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, в значительной степени смягчить ее негативные последствия либо с максимальной выгодой для себя использовать открывающиеся возможности.

Существует два источника, генерирующие возникновение стратегических задач:

* тенденции изменений  во внешней среде организации;

* внутренние тенденции,  характеризующие развитие организации.

Внешние тенденции отражают политические (военные действия), экономические (состояние рыночной конъюнктуры), технологические (появление и распространение новых видов технологии) и социальные (усиление требований поддержания уровня занятости) аспекты среды функционирования предприятий.

Внутренние тенденции  по своей природе аналогичны внешним. Они могут быть естественными (рост заболеваемости персонала, нарушающий нормальный ход работы), технологическими (устаревание оборудования, технологии), экономическими (диверсификация производства, рост капиталоемкости и финансовой нестабильности), социальными (развитие механизма мотивации трудовой деятельности).

Процесс управления путем  решения вновь возникающих стратегических задач предусматривает:

* Постоянное наблюдение  за всеми тенденциями.

* Анализ и обнаружение  опасностей и новых возможностей.

* Оценку важности и  срочности решения вновь возникающих задач на основе их классификации:

а) самые срочные и  важные задачи, требующие немедленного решения; б) важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового цикла;

в) важные, но несрочные  задачи, требующие постоянного контроля; г) задачи, представляющие собой ложную тревогу и не заслуживающие внимания.

* Подготовку решений  (ее осуществляют специально созданные  оперативные группы).

* Принятие решений  с учетом возможных стратегических  и тактических последствий (осуществляет руководство).

- Обновление списка  проблем и их приоритетности.

Управление по слабым сигналам. Очевидные и конкретные проблемы, выявленные в результате наблюдения, называют сильными сигналами. Другие проблемы, известные по ранним и неточным признакам, принято называть слабыми сигналами. Чем сильнее сигнал, тем меньшим временем располагает предприятие для ответной реакции.

По сильному сигналу  предприятие может действовать  решительно, например прекратить дальнейшее наращивание мощностей и переориентироваться на использование их по другому назначению. Ответная реакция на слабый сигнал может быть растянута во времени и усиливаться по мере нарастания сигнала.

При наличии неточных признаков опасности (уровень 1) необходимо постоянное наблюдение за внешней средой и определение относительной силы сигнала. Когда источники опасности или новой возможности становятся ясными (уровень 2), принимаются меры к снижению внешней стратегической уязвимости и повышению внутренней гибкости предприятия (например, в случае угрозы снижения спроса из-за создания товара-заменителя разрабатываются предварительные меры по уходу на другой рынок, расширению ассортимента и т.д.). Дальнейшее усиление сигнала (уровень 3) позволяет оценить масштабы опасности (например, спрос на продукцию в краткосрочном периоде будет быстро уменьшаться) или уровень новых возможностей. Такой сигнал свидетельствует о необходимости приступать к разработке подготовительных сигналов, технико-экономическому обоснованию проектов или программ, выполнение которых позволит сократить время реализации практических мероприятий.

Наконец, когда сущность проблемы раскрыта и пути ее решения  установлены (уровень 4), разрабатываются  планы практических мероприятий, и  начинается их осуществление.

Управление в условиях стратегических неожиданностей. Система чрезвычайных мер при стратегических неожиданностях используется в экстренных ситуациях, возникших внезапно; когда поставлены новые задачи, не соответствующие прошлому опыту, и отсутствие решений (например) приводит к крупному ущербу. Эта система предполагает следующие действия:

* использование коммутационной  сети связей для чрезвычайных  ситуаций;

* перераспределение обязанностей  высшего руководства: контроль  и сохранение морального климата;  обычная работа с минимальным  уровнем срывов; принятие чрезвычайных мер;

* создание групп гибкого  ранжирования из наиболее опытных  специалистов, наделенных необходимыми  полномочиями; в их обязанности  входит постоянное наблюдение, анализ  и оценка ситуации, выработка  необходимых оперативных решений с учетом их возможных последствий; такие группы имеют особый статус и действуют вразрез с существующей в организации иерархией.

Рассмотренные системы (виды) стратегического управления не заменяют друг друга. Каждая из них применяется  в определенных условиях, зависящих от степени нестабильности внешней среды.

Готовность предприятия  к использованию адекватной системы  стратегического управления определяется в первую очередь кадровым потенциалом  и ресурсами организационной  структуры управления.

Эффективность управления в условиях стратегических неожиданностей зависит от понимания сути происходящих событий, правильной оценки ситуации, способности руководства вовремя распознать надвигающуюся опасность.

1.2. Стратегии  предприятия, их характеристика  и

классификация

В последнее время  возросло значение стратегического  поведения, позволяющего организации  выживать в конкурентной борьбе в  долгосрочной перспективе. Все предприятия  в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. [5.23]

Информация о работе Стратегия развития предприятия