Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изученного и обобщенного материала, а также на основе анализа имеющейся стратегии ООО «Викинг» сформулировать основные стратегические направления ее развития.
Введение ………………………………………………………………………….. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.………………………………………………….. 5
1.1. Виды стратегического управления их характеристика ………………… 5
1.2. Стратегии предприятия, их характеристика и классификация ………… 8
1.3. Этапы стратегического планирования …………………………………... 12
1.4. Миссия, цели организации ………………………………………………. 14
1.4.1. Стратегический анализ в организации ………………………………… 15
1.4.2. Формулирование стратегии …………………………………………….. 16
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ …….. 20
2.1. Стратегическая характеристика деятельности предприятия…………… 20
2.1.2. Анализ сбыта ……………………………………………………………. 27
2.1.3. Организационная структура управления………………………………. 30
2.2. Видение, миссия и стратегические цели предприятия………………….. 32
2.3. Анализ внешней среды предприятия…………………………………….. 35
2.3.1. Анализ макросреды по STEP-факторам ………………………………. 35
2.3.2. Оценка непосредственного окружения предприятия…………………. 38
2.3.3. Анализ конкурентов …………………………………………………….. 40
2.4. SWOT – анализ…………………………………………………………….. 44
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………………... 46
3.1. Формирование стратегических альтернатив предприятия …………….. 46
Разработка стратегии развития коммерческой деятельности ………….. 47
3.3. Разработка стратегических направлений развития организации
SPACE – методом………………………………………………………………. 52
Заключение ……………………………………………………………………….. 55
Список литературы ………………………………………………………………. 56
- стратегии развития коммерческой деятельности;
- производственной стратегии;
- финансовой стратегии;
Коммерческая (хозрасчетная) деятельность ООО «Викинг» включает вывозку древесины из леса на промышленные склады или другие склады потребителей, производство продукции деревообработки, для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков, а также развитие побочного лесопользования и заготовку второстепенных лесных ресурсов.
Как отмечалось ранее, планирование коммерческой деятельности осуществляется непосредственно в лесхозе, однако объемы производства по коммерческой деятельности сильно зависят от объемов рубок, которые являются основными показателями по бюджетной деятельности доводимыми до ООО и не могут быть изменены, так как влияют на общее состояние лесной фауны, возрастного состава леса.
Таким образом, можно сказать, что ресурсы ограничены и объем производства не может быть увеличен за счет увеличения объема вырубаемой древесины для увеличения прибыли. Однако нуждается в совершенствовании структура производимой продукции, которая существенно не изменялась на протяжении многих лет и в данный момент является не вполне рациональной, не учитывает рентабельность различных видов реализуемой продукции.
Также важным резервом повышения эффективности коммерческой деятельности является побочное лесопользование, к наиболее перспективным направлениям которого относятся заготовка березового сока, новогодней ели, плодов кустарниковых растений, пчеловодство, сенокошение, а также заготовка метлы хозяйственной и веника банного.
Рассмотрим структуру реализуемой ООО «Викинг продукции на примере 2011 года на представленном далее рисунке 1.
в наибольших объемах реализуются следующие виды продукции:
- балансы березовые, сосновые, осиновые, еловые – 25 %;
- пиловочник – 23 %;
- пиломатериалы обрезные – 16 %;
- пиломатериалы необрезные – 15 %;
- техническое сырье – 8 %;
- фанерное сырье и брусок – по 4 %;
При этом известно, что балансы успешно реализуются через товарную биржу иностранным потребителям и являются основной экспортируемой продукцией. В то же время производство пиловочника, который поставляется потребителю прямо из лесосек, по своей рентабельности значительно уступает рентабельности продукции переработки в производственно-мастерском участке, где из пиловочника возможно производить пиломатериалы обрезные и необрезные а также штакетник. Поэтому необходимо значительно сократить вывозку пиловочника непосредственно из леса, а направлять на переработку в ООО «Викинг» для производства пиломатериалов обрезных и штакетника (пиломатериалы необрезные не очень рентабельны, их объемы будут постепенно сокращены).
Непосредственно из лесосек также в настоящее время вывозятся фанерное и шпальное бревно, реализация которых является низкорентабельной, поэтому рекомендуется реализация только по заявкам.
Необходимо отказаться от производства щитов заборных, так как рентабельность их производства упала до нуля. Также необходимо увеличить объемы производства бруска, за счет большего поступления древесины в ООО.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в промышленном производстве ООО «Викинг» необходимо взять направление на увеличение доли продукции переработки в общем объеме произведенной продукции.
В предыдущем 2011 году соотношение объемов вывозки лесоматериалов непосредственно из лесосеки и объема производства пилопродукции ООО «Викинг» представлено в таблице 3.1:
Таблица 3.1 – Соотношение объемов вывозки и производства пилопродукции в 2011 году
Наименование показателя |
Объем, тыс. м3 |
% |
1.Вывозка лесоматериалов |
34,3 |
93,2 |
2.Производство пилопродукции (ООО») |
2,5 |
6,8 |
Как видно из приведенных данных, производство пилопродукции по ООО составило в 2011 году всего 6,8 %. Учитывая более высокую рентабельность обработанной в цеху продукции, увеличив ее долю можно существенно повысить общую рентабельность производимой товарной продукции, а соответственно и увеличить прибыль, к тому же, как было выявлено во время анализа внутренней среды организации, производственные мощности ООО используются не полностью, существует возможность обновления парка оборудования, а также запуска второй производственной смены (подробнее будет рассмотрено при разработке производственной стратегии).
С учетом реализации предложенной стратегии, повышения уровня использования производственных мощностей, обновления оборудования был разработан план-прогноз объёмов производства до 2020 года, представленный в следующей таблице 3.2.
Таблица 3.2. Прогнозируемые объёмы производства при реализации предложенной стратегии
Наименование показателя |
2008 год |
2010-2011 |
2012-2013 |
2014-2015 |
2016-2018 |
2019-2020 | ||||||
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% | |
1.Вывозка лесоматериалов |
34,3 |
93,2 |
32,38 |
88 |
30,18 |
82 |
26,87 |
73 |
24,3 |
66 |
22,08 |
60 |
2. Произв. пилопродукции (ООО Викинг |
2,5 |
6,8 |
4,42 |
12 |
6,62 |
18 |
9,94 |
27 |
12,5 |
34 |
14,72 |
40 |
Как видно из приведенной таблицы 3.2, объемы производства пилопродукции в ООО к 2019-2020 году увеличатся до 40 % в общем объеме произведенной продукции и составит 14,72 м3, что в 5,9 раз больше чем в 2008 году. Вывозка лесоматериалов из лесосек значительно уменьшится, составит 22,08 тыс. м3 и будет включать только балансы, техническое сырье и пиловочник, поставляемые на экспорт через товарную биржу, а так же принятые заказы по фанерному сырью и шпальному бревну.
Далее в таблице 3.3 приведены прогнозируемые объемы производства по видам продукции, с учетом предложенных изменений в структуре продукции.
Таблица 3.3 Прогнозируемые объёмы производства при реализации предложенной стратегии по видам продукции
Наименование показателя |
2010-2011 |
2012-2013 |
2014-2015 |
2016-2018 |
2019-2020 | |||||
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% |
тыс. м3 |
% | |
1 Вывозка лесоматериалов, всего: |
32,38 |
88,0 |
30,18 |
82,0 |
26,86 |
73,0 |
24,29 |
66,0 |
22,08 |
60,0 |
- пиловоч ник |
13,48 |
36,6 |
11,28 |
30,6 |
7,96 |
21,6 |
5,39 |
14,6 |
3,18 |
8,6 |
- балансы |
14,00 |
38,0 |
14,00 |
38,0 |
14,00 |
38,0 |
14,00 |
38,0 |
14,00 |
38,0 |
- техничес кое сырье |
2,50 |
6,8 |
2,50 |
6,8 |
2,50 |
6,8 |
2,50 |
6,8 |
2,50 |
6,8 |
- дрова |
2,40 |
6,5 |
2,40 |
6,5 |
2,40 |
6,5 |
2,40 |
6,5 |
2,40 |
6,5 |
2 Произв. пилопродукции (ПМУ «Лесное»),всего: |
4,42 |
12,0 |
6,62 |
18,0 |
9,94 |
27,0 |
12,51 |
34,0 |
14,72 |
40,0 |
-пило материалы обрезные |
2,10 |
5,7 |
3,90 |
10,6 |
5,50 |
13,0 |
7,50 |
20,4 |
9,00 |
24,5 |
-пило материалы необрезные |
1,30 |
3,5 |
1,30 |
3,5 |
1,30 |
3,5 |
1,30 |
3,5 |
1,30 |
3,5 |
-штакет ник |
0,22 |
0,6 |
0,50 |
1,4 |
0,75 |
2,0 |
0,90 |
2,5 |
1,25 |
3,4 |
- брусок |
0,80 |
2,1 |
0,92 |
2,5 |
2,39 |
6,5 |
2,81 |
7,6 |
3,17 |
8,6 |
С учетом действующих в настоящее время средних отпускных цен на производимые виды продукции, был рассчитан прогнозируемый объем производства в 2019-2020 годах в стоимостном выражении (таблица 3.4).
Таблица 3.4 Прогнозируемые объёмы реализации в 2019-2020 годах
Вид продукции |
Объем производства, м3 |
Средняя цена, р./ м3 |
Выручка в 2019-2020 гг. |
Удельный вес, % |
Пиловочник |
3180 |
115000 |
365700000 |
5,43 |
Балансы |
14000 |
105000 |
1470000000 |
21,83 |
Техническое сырье |
2500 |
65000 |
162500000 |
2,41 |
Дрова |
2400 |
32000 |
76800000 |
1,14 |
Пиломатериалы обрезные |
9000 |
320000 |
2880000000 |
42,76 |
Пиломатериалы необрезные |
1300 |
190000 |
247000000 |
3,67 |
Штакетник |
1250 |
85000 |
106250000 |
1,58 |
Брусок |
3170 |
450000 |
1426500000 |
21,18 |
Итого |
36800 |
- |
6734750000 |
100 |
3.3. Разработка стратегических направлений развития организации
SPACE – методом
Матрица SPACE — ценный метод анализа конкурентного положения компании. В основе методики лежит анализ положения фирмы и условий её функционирования по четырём координатам, характеризующим непосредственное и макроокружение фирмы, а также её внутренний потенциал: стабильность обстановки (ES), промышленный потенциал (IS), конкурентные преимущества организации (CA), финансовый потенциал (FS). Каждый из этих показателей может характеризоваться набором критериев. Например, в группу «конкурентные преимущества» войдут такие критерии, как доля рынка, качество продукта, его жизненный цикл и другие. Каждый из них авторы методики предлагают оценивать по 10 - бальной шкале, а на основе этого выводить среднестатистическую оценку показателя.
Рассмотрим на примере ООО «Викинг» результаты применения данного метода (таблица 3.5).
Таблица 3.5 – Оценка влияния факторов на стратегическую позицию ООО «Викинг»
Факторы |
Оценка |
Факторы стабильной обстановки (ES) | |
1. Технологические изменения |
5 |
2. Изменчивость спроса |
7 |
3. Препятствия для доступа на рынок |
1 |
4. Давление конкурентов |
8 |
5. Ценовая эластичность спрос |
6 |
Средняя оценка |
5,4 |
Факторы промышленного потенциала (IS) |
|
1. Уровень технологии |
5 |
2. Потенциал роста производства |
3 |
3. Степень использования ресурсов |
4 |
4. Легкость доступа на рынок |
7 |
Средняя оценка |
4,75 |
Факторы конкурентных преимуществ (CA) |
|
1. Качество продукции |
9 |
2. Этапы жизненного цикла товара |
6 |
3. Лояльность покупателей |
7 |
4. Степень использования конкурентных преимуществ |
7 |
Средняя оценка |
7,25 |
Факторы финансового потенциала (FS) |
|
1. Ликвидность |
4 |
2. Денежный поток |
7 |
3. Легкость ухода с рынка |
5 |
4 Риск предприятия |
3 |
Средняя оценка |
4,75 |
Из таблиц видно, что наибольшее влияние на стратегическую позицию компании оказывают факторы стабильной обстановки и факторы конкурентных преимуществ.
Теперь по данным анализа построим матрицу SPACE (рисунок 3.1).
Финансовый потенциал организации
FS
Конкурентные
преимущества 6
организации Промышленный потенциал