Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:26, курсовая работа
Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и удаление им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха любой деятельности.
Введение……………………………………………………………………….....3
1 Стресс: понятие, сущность, физиология и виды…………………………….5
2 Стресс и его влияние на эффективность трудовой деятельности…………11
2.1 Причины и признаки стрессового поведения……………………….11
2.2 Последствия стресса на рабочем месте……………………...………14
3 Синдром профессионального выгорания…………………………...………17
3.1 Понятие и факторы профессионального выгорания………………..17
3.2 Профилактика и лечение профессионального выгорания……….…21
4 Способы профилактики профессионального стресса………………..…….23
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………………30
2.1 Причины и признаки стрессового поведения.
Стресс - это совокупность защитных реакций организма, состояние напряжения, возникающее в трудных жизненных ситуациях. Стресс часто является результатом нескольких причин, например, таких, как психологическое давление на работе, плохие условия труда, неспособность эффективно организовать и управлять своим временем. Выделяют восемь групп причин стресса.
Первая группа - личностные причины. К стрессу могут привести взгляды, эмоциональные реакции и состояния, образ мышления и особенности поведения человека. Стресс может быть обусловлен нереалистичными ожиданиями и переоценкой своих возможностей, завышенными требованиями к себе. Иногда руководителей подводит неумение отказать кому-либо. К стрессу приводят также финансовые трудности и неэффективное управление собственным временем.
Вторая группа причин. К межличностным и групповым причинам стресса относятся завышенные требования отдельных людей или группы, предъявляемые к человеку, зависимость от других, отсутствие уважения со стороны окружающих, отсутствие возможности участвовать в принятии решений и тому подобное. Источником стресса являются ролевые и межличностные конфликты.
Третья группа причин
- организационные. К ней можно
отнести: неадекватные стиль и
методы управления, низкий уровень
координации совместной
Так называемая «социальная»
группа причин включает
Группа причин стресса, связанных с культурой:
В шестую группу
входят национальные причины. Стрессовыми
факторами в современной
Международные причины стресса, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться достаточно часто, связаны с трудностью понимания культурных различий и миграцией.
Причины стресса, свойственные
для человека как вида, относят
к группе глобальных. Традиционно
выделяются четыре глобальные
проблемы, которые имеют различную
значимость для различных
Признаки стресса на работе.
Как понять, что с профессиональным стрессом необходимо что-то делать? В этом вам помогут признаки профессионального стресса, ведь влияние стресса бывает воистину непредсказуемым.
Физические признаки стресса на работе: головная боли, зубная боль, боль в груди, боли в сердце, одышка. Учащение сердцебиения, высокое кровяное давление, боли в мышцах, расстройство желудка, запор или диарея. Повышенное потоотделение, усталость, бессонница, снижение иммунитета.
Психосоциальные признаки стресса на работе: беспокойство, раздражительность, печаль, гнев. Частые перепады настроения, гиперчувствительность, апатия, депрессия, замедленная реакция или скачкообразность мыслей. Ощущение тревоги, беспомощности и безнадежности.
Поведенческие признаки стресса на работе: переедание или потеря аппетита, нетерпение, раздражительность, озлобленность, увеличение употребления алкоголя, никотина или наркотиков, социальная самоизоляция (нежелание общаться с другими людьми), пренебрежение ответственностью, низкая производительность труда, несоблюдение правил элементарной личной гигиены, изменение отношений в семье.
2.2 Последствия стресса на рабочем месте.
Имеются данные, что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком низкий уровень стресса может привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров. Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам. Однако высокие уровни стресса оказывают серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.
Стресс вызывает химические и иные изменения в физическом, ментальном или эмоциональном состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо - но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов, стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, я не буду останавливаться на этом вопросе.
В то время как взаимосвязи между стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные, что имеется прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.
Высокий уровень стресса
оказывает также не всегда
заметное, но абсолютно реальное
воздействие на продуктивность
работы менеджеров, занимающих ключевые
посты в организации. Так, например,
менеджеры, постоянно подвергающиеся
воздействию стресса, становятся
жертвой резких перепадов
Еще одним аспектом
воздействия стресса является
изменение в поведении
Можно также отметить взаимосвязь между темпераментом человека и его реакцией на стресс. Специалисты указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков - типичная стрессовая реакция - гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они "нажимают" на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.
Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или неспособность восстановиться после работы». Более того, профессиональный стресс, начавшись у одного работника, может охватить целый отдел и распространиться на всю компанию. Такое «заражение» связанно с тем, что люди в состоянии стресса пессимистичны, у них сильны негативное восприятие и оценка ситуации. Постоянно взаимодействуя на работе с коллегами, находящимися под влиянием тех же стресс- факторов, они способствуют развитию у них таких же симптомов профессионального выгорания.
3 Синдром профессионального выгорания.
3.1 Понятие, этапы и факторы профессионального выгорания.
За последние годы в мире, как собственно и в России, все чаще стали упоминаться термины «профессиональный стресс» и «профессиональное выгорание». Синдром профессионального выгорания формируется на фоне постоянного стресса. Он ведет к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Такая проблема возникает из-за того, что накопившиеся отрицательные эмоции не находят выхода. Такому человеку просто необходима некоторая разрядка, которая позволит «выпустить пар». Причины профессионального выгорания могут быть самые разные.
Первая стадия данного
синдрома характеризуется
Второй этап синдрома
профессионального выгорания
Третий этап характеризуется
полнейшим личностным
Рассмотрим основные
факторы профессионального
В-первую очередь подвержены профессиональному выгоранию личности, которые по долгу службы вынуждены постоянно общаться с людьми, как знакомыми, так и незнакомыми. Сюда можно отнести руководителей, менеджеров по продажам, социальных и медицинских работников, консультантов, преподавателей, полицейских и тому подобное. Быстрее всего «выгорают» люди-интроверты, психологические особенности которых абсолютно не подходят для постоянных коммуникативных контактов с людьми. Такие личности не обладают избытком жизненной энергии, отличаются скромностью и застенчивостью, склонны концентрироваться на предмете своей деятельности. Именно такие люди, которые характеризуются относительной замкнутостью, способны постоянно накапливать эмоциональный дискомфорт, при этом, не «выбрасывая» свои переживания во внешнюю среду.
Кроме того, эмоциональное
и профессиональное выгорание
может коснуться людей, которые
постоянно испытывают
Информация о работе Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности