Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:26, курсовая работа
Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и удаление им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха любой деятельности.
Введение……………………………………………………………………….....3
1 Стресс: понятие, сущность, физиология и виды…………………………….5
2 Стресс и его влияние на эффективность трудовой деятельности…………11
2.1 Причины и признаки стрессового поведения……………………….11
2.2 Последствия стресса на рабочем месте……………………...………14
3 Синдром профессионального выгорания…………………………...………17
3.1 Понятие и факторы профессионального выгорания………………..17
3.2 Профилактика и лечение профессионального выгорания……….…21
4 Способы профилактики профессионального стресса………………..…….23
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………………30
Также выгоранию подвержены
те работники, над которыми постоянно
висит угроза потери рабочего
места. Например, в России это
относится к специалистам, возраст
которых перевалил за 45 лет. Страх
не найти новую работу может
стать основанием для развития
столь распространенного
Профессиональное выгорание
может коснуться также тех
работников, которые вынуждены находиться
в непривычных для них
Следует отметить, что
существует категория людей, которая
меньше подвержена синдрому
Основные симптомы
профессионального выгорания
3.2 Профилактика и лечение профессионального выгорания.
Давайте рассмотрим основные советы, которые помогут не «выгореть»:
Это основные пункты, которые включает профилактика профессионального выгорания. Давайте теперь рассмотрим, что делать, если все же человек начал эмоционально и профессионально угасать.
Как лечить уже появившийся
синдром профессионального
Постарайтесь проанализировать свою работу со стороны. Посмотрите на ситуацию под другим углом. Мыслите более глобально, рассуждая о том, что вы делаете и для чего.
Уход в смежную область может стать отличным выходом из ситуации, когда вы чувствуете, что изжили себя на старом рабочем месте. Этот принцип еще называют горизонтальной карьерой.
Используйте ваши постоянные обязанности для достижения глобальных значимых для вас целей.
Оставаясь на своем рабочем месте, постарайтесь освоить то, что ранее казалось вам проблемой. Не стоит концентрировать все усилия на том, что вы и так знаете досконально. Таким способом вы сможете разжечь интерес к своей профессии, сделав ее отличным инструментом для саморазвития.
Не существует единой
панацеи от синдрома
4 Способы профилактики профессионального стресса.
Основными этапами для профилактики профессиональных стрессов на исследуемом предприятии, по нашему мнению, должны стать:
Такая структура профилактической работы среди сотрудников исследуемого предприятия обусловлена следующими факторами: значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.
Антистрессовое руководство. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель исследуемой организации должен прислушаться к следующим рекомендациям.
Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным (по данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.).
Используйте стиль
руководства, соответствующий конкретной
производственной ситуации и
особенностям состава
При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными
компромиссы, уступки, извинения.
Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
Периодически задумывайтесь
о способах снятия уже
подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
Выполнение руководителями
этих несложных в принципе
рекомендаций может весьма
Антистрессовое подчинение. Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.
Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).
Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
Постарайтесь наладить
эффективные деловые отношения
с вашим руководителем, Оцените
масштаб его проблем и
Если вы чувствуете,
что объем поручаемой вам
Не стесняйтесь требовать
от руководства и коллег
Если возникает
При напряженной работе
ищите возможность для
Полезно также помнить
о том, что неудачи в работе
редко бывают фатальными. При
анализе их причин лучше
Обязательно разряжайте
свои отрицательные эмоции, но
в общественно-приемлемых
Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и так далее. Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо- психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и так далее. Вывод, наверное, очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.
Информация о работе Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности