Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и удаление им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха любой деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
1 Стресс: понятие, сущность, физиология и виды…………………………….5
2 Стресс и его влияние на эффективность трудовой деятельности…………11
2.1 Причины и признаки стрессового поведения……………………….11
2.2 Последствия стресса на рабочем месте……………………...………14
3 Синдром профессионального выгорания…………………………...………17
3.1 Понятие и факторы профессионального выгорания………………..17
3.2 Профилактика и лечение профессионального выгорания……….…21
4 Способы профилактики профессионального стресса………………..…….23
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Стрессы в трудовой деятельности.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

 Также выгоранию подвержены  те работники, над которыми постоянно  висит угроза потери рабочего  места. Например, в России это  относится к специалистам, возраст  которых перевалил за 45 лет. Страх  не найти новую работу может  стать основанием для развития  столь распространенного синдрома.

 Профессиональное выгорание  может коснуться также тех  работников, которые вынуждены находиться  в непривычных для них условиях. При этом они обязаны показать  максимальную результативность. Например, еще вчерашний студент, мечтающий  о высокооплачиваемой работе, попадает  на рабочее место, где на него  возлагают серьезную ответственность, к которой он еще морально  не готов. Чувствуя свою некоторую  некомпетентность, человек в таких  условиях подвержен постоянному  стрессу, и в подобных ситуациях  синдром профессионального выгорания  может дать о себе знать  уже через полгода. К примеру, сразу же после студенческой  скамьи, где вся ответственность  состояла в получении отметок  и зачетов, студент начинает рассматривать  вакансии кладовщика в Новосибирске, где работа будет связана с  материальной ответственностью. Помимо этого, синдром может коснуться жителей больших городов, которые, сами того не желая, вынуждены постоянно контактировать с огромным количеством людей, особенно в общественных местах.

 Следует отметить, что  существует категория людей, которая  меньше подвержена синдрому профессионального  выгорания, и для которой такая  проблема наносит наименьший  вред для физического и эмоционального  здоровья. Во-первых, это касается  людей, которые целенаправленно  заботятся о своем здоровье  и тщательно следят за своей  физической формой. Также сюда  можно отнести людей, которые  имеют достаточно высокую самооценку  и уверенность в своих умениях, навыках и способностях. Профессиональному выгоранию в меньшей степени подвержены те люди, которые могут проявлять гибкость в стрессовых ситуациях. Такие личности зачастую отличаются высокой подвижностью, коммуникабельностью, открытостью, самостоятельностью и умением решать проблемы, полагаясь исключительно на себя. Умение поддерживать оптимистические взгляды относительно себя и своего окружение – также отличная профилактика синдрома профессионального выгорания.

 Основные симптомы  профессионального выгорания персонала  компаний:

  • повышенная текучесть кадров;
  • сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% рабочего времени);
  • профессиональная зависимость персонала от руководителей, что проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управленческому звену, либо в чувстве беспомощности без активной поддержки со стороны начальства;
  • высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании, критика в адрес коллег;
  • падение инициативности сотрудников;
  • рост чувства неудовлетворенности работой.

 

3.2 Профилактика и лечение профессионального выгорания.

 

Давайте рассмотрим основные советы, которые помогут не «выгореть»:

  • относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию;
  • выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет вам обрести счастье в профессиональном плане;
  • не стоит искать в работе спасение или счастье. Помните, что она является деятельностью, которая хороша по определению;
  • перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни;
  • уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям;
  • трезво осмысливайте события прошедшего дня. Можете взять за правило подведение итогов;
  • перед тем, как помочь кому-то, хорошенько подумайте, действительно ли человек в этом нуждается. Если не умеете отказывать, читайте - Как научится говорить «НЕТ!»

Это основные пункты, которые включает профилактика профессионального выгорания. Давайте теперь рассмотрим, что делать, если все же человек начал эмоционально и профессионально угасать.

 Как лечить уже появившийся  синдром профессионального выгорания? Разберитесь в первую очередь с самим собой. Задумайтесь не только о своих целях в жизни и о будущем, а поразмыслите над тем, что вы делаете в данный момент, и к чему вас это приведет.

Постарайтесь проанализировать свою работу со стороны. Посмотрите на ситуацию под другим углом. Мыслите более глобально, рассуждая о том, что вы делаете и для чего.

Уход в смежную область может стать отличным выходом из ситуации, когда вы чувствуете, что изжили себя на старом рабочем месте. Этот принцип еще называют горизонтальной карьерой.

Используйте ваши постоянные обязанности для достижения глобальных значимых для вас целей.

Оставаясь на своем рабочем месте, постарайтесь освоить то, что ранее казалось вам проблемой. Не стоит концентрировать все усилия на том, что вы и так знаете досконально. Таким способом вы сможете разжечь интерес к своей профессии, сделав ее отличным инструментом для саморазвития.

 Не существует единой  панацеи от синдрома профессионального  выгорания. Несмотря на то, что  эта проблема более чем решаема, этим самым решением нужно  целенаправленно заниматься. Любому  человеку нужно время от времени  останавливаться для осознания, что он делает в данный момент, куда идет и к чему стремится. Взглянув на свою деятельность  со стороны, есть шанс увидеть  множество новых возможностей.

 

4 Способы профилактики профессионального стресса.

 

Основными этапами для профилактики профессиональных стрессов на исследуемом предприятии, по нашему мнению, должны стать:

  • разработка рекомендаций по антистрессовому руководству;
  • разработка рекомендаций по антистрессовому подчинению.

Такая структура профилактической работы среди сотрудников исследуемого предприятия обусловлена следующими факторами: значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

  Антистрессовое руководство. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель исследуемой организации должен прислушаться к следующим рекомендациям.

Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.

Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным (по данным одного из американских исследований, сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.).

 Используйте стиль  руководства, соответствующий конкретной  производственной ситуации и  особенностям состава сотрудников.

 При неудачах сотрудников  оценивайте в первую очередь  обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

 Не исключайте из  арсенала средств общения с  подчиненными

компромиссы, уступки, извинения.

 Запретите себе использовать  сарказм, иронию, юмор, направленные  на подчиненного.

 Если возникла необходимость  кого-то покритиковать, не упускайте  из виду правил конструктивной  и этичной критики.

 Периодически задумывайтесь  о способах снятия уже накопленных

подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

 Выполнение руководителями  этих несложных в принципе  рекомендаций может весьма существенно  повлиять на уровень стрессов  в коллективе.

 Антистрессовое подчинение. Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

 Обсудите ваши проблемы  с коллегами, с руководством. Позаботьтесь  при этом, чтобы не выглядеть  обвинителем или жалующимся - вы  просто хотите решить рабочую  проблему, которая, возможно, касается  не только вас.

 Постарайтесь наладить  эффективные деловые отношения  с вашим руководителем, Оцените  масштаб его проблем и помогите  ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной  связи», но не всегда в состоянии  ее наладить.

 Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы  явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать  «нет». Позаботьтесь при этом  о взвешенном и тщательном  обосновании своего отказа. Но  не «захлопывайте двери»: объясните, что вы совсем не против новых заданий, если только вам позволят освободиться от части старых.

 Не стесняйтесь требовать  от руководства и коллег полной  ясности и определенности в  сути поручаемых вам заданий.

 Если возникает производственный  «конфликт ролей», то есть заведомая  противоречивость предъявляемых  требований (вам, к примеру, поручили  составить важный отчет, но и  не сняли обязанности отвечать  на беспрестанные телефонные  звонки клиентов), не доводите  дело до печального финала, когда  придется оправдываться в невыполнении  того или другого задания. Ставьте  на обсуждение проблему несовместимости  порученных вам дел сразу, фокусируя  внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

 При напряженной работе  ищите возможность для кратковременного  отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10 - 15-минутных периодов  расслабления в день вполне  достаточно, чтобы сохранить высокую  степень работоспособности.

 Полезно также помнить  о том, что неудачи в работе  редко бывают фатальными. При  анализе их причин лучше сравнивать  себя не с канатоходцем, не  имеющим права на ошибку, а  с футбольным форвардом, у которого  из десятков попыток обыграть  защитников удачными оказываются  от силы одна-две, но и такого  их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных  ошибках - ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).

 Обязательно разряжайте  свои отрицательные эмоции, но  в общественно-приемлемых формах. Социально - одобряемое управление  своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку — лучше такую, где надо по чему- нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).

 Старайтесь не смешивать  личные и служебные отношения и так далее. Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо- психологической мыслью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с общепринятыми представлениями. Так, например, широко распространено убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, получаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказалось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них, скажем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и так далее. Вывод, наверное, очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Информация о работе Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности