Структурное построение организации, оценка эффективности и направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

Данная цель работы поставила следующие основные задачи:
- ознакомление с основными направлениями деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
- изучение организационно-управленческой структуры, места, роли и функций экономической, коммерческой и других служб предприятия;
- ознакомление с нормативными актами, регламентирующими деятельность предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...…………3
Организационная структура управления: назначение, содержание и критерии оценки…………………………………………..…6
Организационная структура управления: сущность, назначение и содержание………………………………………………………………...……6
Критерии оценки организационных структур……………...………...19
Виды организационных структур, их достоинства и недостатки……………………………………………………………………..24
Оценка эффективности организационной структуры…………………………………………………………………...…32
Анализ структурного построения организации (предприятия)………………………………………………………..……….35
Общие Сведения ОАО «Знамя Индустриализации»……………………………………………………...…….35
Производство……………………………………………………..….…36
Особенности управления………………………………………...…….37
Технико-экономические показатели…………………………..….…..38
Совершенствование организационной структуры управления………………………………………………………...….………40
Заключение…………………………………………………………...….…….48
Список использованных источников…

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 252.73 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по менеджменту

 

на тему: «Структурное построение организации, оценка эффективности и направления совершенствования »

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка  гр. Э-93

  Лахмыткина Мария  Андревна

 

 

Руководитель Черненкова Анна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИТЕБСК

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………...…………3

  1. Организационная структура управления: назначение, содержание и критерии оценки…………………………………………..…6
    1. Организационная структура управления: сущность, назначение и содержание………………………………………………………………...……6
    2. Критерии оценки организационных структур……………...………...19
    3. Виды организационных структур, их достоинства и недостатки……………………………………………………………………..24
    4. Оценка эффективности организационной структуры…………………………………………………………………...…32
  2. Анализ структурного построения организации (предприятия)………………………………………………………..……….35
    1. Общие Сведения ОАО «Знамя Индустриализации»……………………………………………………...…….35
    2. Производство……………………………………………………..….…36
    3. Особенности управления………………………………………...…….37
    4. Технико-экономические показатели…………………………..….…..38
  3. Совершенствование организационной структуры управления………………………………………………………...….………40

Заключение…………………………………………………………...….…….48

Список использованных источников…………………………..............…….50

Приложения…………………………………………………………..……….52

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Организационная структура в общем понятии имеет два значения.

Во-первых, организационная структура — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Генри Минцберг, «Структура в кулаке»). По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).

Во-вторых, организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

Важность изучения и оценки эффективности структуры управления нужно для того, чтобы спроектировать такую структуру, которая отвечает поставленным задачам и решает определённые проблемы.

Объектом исследования в данной курсовой работе является ОАО «Знамя Индустриализации», а предметом – информация организационной и производственной структуры  предприятия. 
В соответствии с объектом и предметом исследования курсовая работа имеет совей целью знакомство с основными принципами работы предприятия и его подразделений, на основе теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных дисциплин.

Данная цель работы поставила следующие основные задачи:

- ознакомление с основными  направлениями деятельности предприятия  в условиях рыночной экономики;

- изучение организационно-управленческой структуры, места, роли и функций экономической, коммерческой и других служб предприятия;

- ознакомление с нормативными  актами, регламентирующими деятельность  предприятия.

При написании работы применялась учебно-метадическая литература, периодические издания, статистическая отчётность организации, средства интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ: НАЗНАЧЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

 

    1. Организационная структура управления: сущность, назначение и содержание

 

Структура — строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, форма организации системы. Каждый материальный объект обладает многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходу из одного состояния в другое. Когда количественные изменения системы выходят за пределы меры и вызывают ее качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике части и целого. Изменение структурных отношений в системе вызывает изменения свойств элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого. Таким образом, структура характеризует взаимозависимость частей системы.

Организационная структура имеет отношение непосредственно к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учета, анализа, т.е. процессов управления. Возникает понятие организационная структура управления как единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы управления фирмами, осуществляющими производственно-хозяйственную и социальную деятельность.

Основными элементами организационной структуры управления (ОСУ) выступают: цели и стратегии системы; иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности; горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность, — менеджеры и руководители, управленческие работники; субъекты внешних связей — потребители, поставщики, партнеры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации; связи — отношения, коммуникации, информация.[1, С. 512]

Определяющим элементом структуры выступают связи — отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание. Прежде всего отношения по управлению имеют социально-экономическую природу, поэтому при формировании способа связей между людьми и коллективами, осуществляющими совместную деятельность, учитывается совокупность интересов — экономических, социальных, психологических. Следует также отметить, что основное внимание уделяется связям, отражающим характер разделения труда.

Выделяют функциональные связи (вертикальные и горизонтальные); линейные (отношения руководства и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные). Если принять во внимание особенности и многогранность связей и отношений управления, становятся понятными сложность категории организационной структуры управления и ее значимость в управлении экономикой.

Целевое назначение организационной структуры управления — обеспечить устойчивое развитие социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы. С целевым назначением связана и способность адаптации структуры к изменяющимся условиям среды с наименьшими затратами временных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Устойчивость, рациональность, адаптивность, гибкость, управляемость, коммуникативность, надежность, организационная культура — основные характеристики, обусловленные сущностью, свойствами и целевым назначением структуры управления.

Устойчивость и рациональность выступали приоритетными параметрами при формировании классических, структур управления организациями уже в начале XX в. Концепция бюрократии, сформулированная тогда немецким социологом Максом Вебером, содержит следующие характеристики рациональной структуры:

  • четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;
  • иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками их обязанностей и скоординированность различных задач;
  • формальная обезличенность выполнения официальными лицами должностных обязанностей;
  • осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

По мнению зарубежных специалистов в области менеджмента, данные характеристики в определенной степени сохраняются для современных промышленных предприятий, организаций сферы услуг, всех видов государственных учреждений. При этом принимается во внимание, что объективность управленческих решений позволяет организациям приспосабливаться к происходящим изменениям, а продвижение сотрудников по службе на основе компетентности обеспечивает потребность в высококвалифицированных специалистах и менеджерах.[2, С.312]

Развитие бюрократических структур осуществлялось последовательно от более простых к более сложным. На рисунке 1.1 даны схемы линейной, функциональной, линейно-функциональной и матричной структур, отражающих данный процесс.

В линейных структурах четко проявляется иерархия: в каждом звене сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управление конкретными производственными подразделениями (исполнительный директор — производственный менеджер — мастер) в функциональных структурах создаются функциональные звенья, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности, т.е. принятие решений и контроль их исполнения. Линейные звенья отличаются от функциональных интеграцией функций управления объектом, набором полномочий и ответственности. В такого рода структурах нарушение принципа единоначалия может отрицательно отразиться на информационном и коммуникационной уровнях, управленческие решения могут противоречить одно другому. Например, производственный менеджер вводит в свою структуру экономиста и бухгалтера, делегировав свои полномочия и ответственность в области планирования и учета. Такая структура, как и предыдущая, может использоваться лишь в малом бизнесе.

Рисунок 1.1 – Типы структур управления*:

 - линейные звенья,  - - - функциональные звенья,


                      - целевые звенья

 

На предприятиях крупного и среднего бизнеса применима линейно-функциональная структура. Типичными уровнями управления выступают:

  • высший — институциональный уровень (генеральный директор, директор, президент). Деятельность руководителя данного звена обусловлена целями и стратегиями развития системы в целом. На этом уровне реализуется большая часть внешних связей. Здесь велика роль личности и ее профессиональных качеств;
  • средний — управленческий уровень, объединяющий руководителей среднего звена и их аппарат (менеджеры отделов — производственного, финансового, маркетингового, сбытового, внешнеэкономических связей). Менеджеры среднего звена решают задачи, вытекающие из функциональной специфики. Например, производственный менеджер в крупной промышленной организации решает вопросы реализации программы технологического и материально-технического обеспечения, координации деятельности низовых производственных подразделений;
  • низший — производственно-технический уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над рабочими (старший мастер, мастер).

Информация о работе Структурное построение организации, оценка эффективности и направления совершенствования