Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 17:46, курсовая работа
Данная цель работы поставила следующие основные задачи:
- ознакомление с основными направлениями деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
- изучение организационно-управленческой структуры, места, роли и функций экономической, коммерческой и других служб предприятия;
- ознакомление с нормативными актами, регламентирующими деятельность предприятия.
Введение……………………………………………………………...…………3
Организационная структура управления: назначение, содержание и критерии оценки…………………………………………..…6
Организационная структура управления: сущность, назначение и содержание………………………………………………………………...……6
Критерии оценки организационных структур……………...………...19
Виды организационных структур, их достоинства и недостатки……………………………………………………………………..24
Оценка эффективности организационной структуры…………………………………………………………………...…32
Анализ структурного построения организации (предприятия)………………………………………………………..……….35
Общие Сведения ОАО «Знамя Индустриализации»……………………………………………………...…….35
Производство……………………………………………………..….…36
Особенности управления………………………………………...…….37
Технико-экономические показатели…………………………..….…..38
Совершенствование организационной структуры управления………………………………………………………...….………40
Заключение…………………………………………………………...….…….48
Список использованных источников…
Теория и практика менеджмента предполагают два типа структур управления: иерархическую и органическую, основные характеристики которых показаны в Таблице 1.1.
Таблица 1.1. – Характеристика иерархической и органической структур управления*
Признак |
Иерархический тип |
Органический тип |
Основа построения структуры |
Чётко определённая иерархия |
Отсутствие иерархии |
Тип руководства |
Моноцентрический, постоянный |
Полицентрический, смена руководства, исходя из ситуации |
Преобладающий тип связей |
Вертикальные |
Горизонтальные |
Формализация отношений |
Чётко определённые обязанности и права |
Изменяющаяся система норм и ценностей |
Организация труда |
Жесткое разделение функций |
Временное закрепление функций за группами |
Основания для получения желаемого результата |
Рационализация в спроектированной структуре управления |
Инициатива персонала и самоорганизация |
*Источник: [10, с. 445].
К иерархическому типу структур относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная организационные структуры управления.
К органическому типу структур относятся: проектная и матричная структуры управления.
Дадим подробную характеристику
каждому из видов структуры управления.
Первым рассмотрим иерархический тип
организационных структур управления:
а) Линейная организационная структура
управления характеризуется тем, что
во главе каждого подразделения стоит
руководитель, наделенный всеми полномочиями
и осуществляющий единоличное руководство
подчиненными ему работниками (рис. 1.2).
Недостатками линейной организационной
структуры управления являются:
1) предъявление жестких требований к руководителю,
который должен обладать исключительной
компетентностью во всех сферах (бухгалтерия,
производство, сбыт и т.д.);
2) концентрация власти в руках управляющей
верхушки.
б) Функциональная организационная структура управления предполагает деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свои четко определенные задачи и обязанности (производство, сбыт, финансы, научные исследования и т.д.) (рис. 1.3).
Недостатками функциональной организационной
структуры управления являются:
1) трудности в поддержании постоянных
взаимосвязей между различными функциональными
службами;
2) длительность процедур принятия решения;
3) чрезмерная заинтересованность в реализации
целей и задач «своих» подразделений.
в) Линейно-функциональная организационная структура управления предполагает «шахтный» принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, финансы и т.д.) (рис. 1.4). По каждой из них создается иерархия служб, пронизывающая организацию сверху донизу.
Недостатками линейно-функциональной организационной
структуры управления являются:
1) недостаточно четкая ответственность,
т.к. готовящий решения сотрудник, как
правило, не участвует в их реализации;
2) невозможность быстрого реагирования
на меняющиеся условия внешней среды;
3) опасность конфликтов линейных и функциональных
структур;
4) отсутствие гибкости во взаимоотношениях
между подразделениями организации из-за
применения формальных правил и процедур,
что сказывается на скорости и своевременности
принятия управленческих решений;
5) слишком развитая система связей по
вертикали, т.е. тенденция к чрезмерной
централизации.
г) Дивизиональная организационная структура управления предполагает функционирование нескольких пространственно отделенных друг от друга самостоятельных подразделений (предприятий) (рис. 1.5). Каждое из них имеет свою сферу деятельности (работает с определенными группами клиентов, географическими регионами или выпускает определенные продукты), самостоятельно решает текущие производственные и хозяйственные вопросы, при этом все подразделения объединены между собой и с общим центром производственными, финансовыми и административными связями.
К преимуществам дивизиональной организационной
структуры управления относятся:
1) ориентация на источник прибыли;
2) децентрализация, повышающая самостоятельность
принимаемых решений и их обоснованность;
3) скоординированное управление;
4) обеспечение более тесной связи производителя
с потребителем;
5) быстрое реагирование организации на
изменения во внешней среде и адаптация
к новым условиям.
Недостатками дивизиональной организационной
структуры управления являются:
1) сложность, обусловленная большим количеством
уровней иерархии, необходимостью создания
промежуточных уровней управления для
координации работы подразделений;
2) дублирование функций управления на
разных уровнях и рост затрат на содержание
управленческого аппарата.[11, С. 334]
Теперь охарактеризуем органический
тип организационных структур управления:
а) Проектная организационная
структура управления формируется,
если организация разрабатывает новый
проект, и предполагает создание работающего
на временной основе подразделения (проектной
группы) (рис. 1.6). В ее состав входят необходимые
специалисты, в том числе и управленцы,
которые по завершении проекта переходят
в новую проектную группу или возвращаются
на старое место работы.
К недостаткам проектной организационной
структуры управления относятся:
1) рассредоточение персонала по разным
направлениям при работе над несколькими
проектами;
2) усложнение поддержания и развития деятельности
организации как единого целого.
б) Матричная организационная структура управления представляет собой синтез проектной и функциональной организационных структур, она формируется в расчете на какой-то проект (рис. 1.7). Руководитель проекта создает коллектив, обычно состоящий из представителей функциональных подразделений. При этом используется принцип двойного подчинения исполнителя: во-первых, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и другую помощь руководителю проекта; во-вторых, руководителю проекта. При таком подходе руководитель проекта имеет в своем подчинении две группы сотрудников: постоянных членов группы и работников функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов.
К преимуществам матричной организационной
структуры управления относятся:
1) повышение эффективности использования
персонала;
2) гибкость организационной структуры;
3) повышение компетентности принятия
решений на различных уровнях;
4) обеспечение высокой целевой ориентации
работы и ее быстрой адаптации к меняющимся
условиям.
Недостатками матричной организационной
структуры управления являются:
1) дуализм управления;
2) возможность возникновения конфликтов
во временных группах;
3) сложность и громоздкость структуры,
ее плохая приспособленность к работе
в критических ситуациях.
На практике рассмотренные типы организационных структур могут пересекаться и дополнять друг друга. Одни из составных единиц организации остаются стабильными, другие могут создаваться или упраздняться по мере необходимости. [12]
Методы проектирования структур. Организационная
структура сочетает в себе как технологические,
экономические, информационные, административно-
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно-качесвенная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.
Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.
Существуют взаимодополняющие методы:
Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно- хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.
Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отливаются от чётко сформулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.