Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2014 в 17:46, курсовая работа
Данная цель работы поставила следующие основные задачи:
- ознакомление с основными направлениями деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
- изучение организационно-управленческой структуры, места, роли и функций экономической, коммерческой и других служб предприятия;
- ознакомление с нормативными актами, регламентирующими деятельность предприятия.
Введение……………………………………………………………...…………3
Организационная структура управления: назначение, содержание и критерии оценки…………………………………………..…6
Организационная структура управления: сущность, назначение и содержание………………………………………………………………...……6
Критерии оценки организационных структур……………...………...19
Виды организационных структур, их достоинства и недостатки……………………………………………………………………..24
Оценка эффективности организационной структуры…………………………………………………………………...…32
Анализ структурного построения организации (предприятия)………………………………………………………..……….35
Общие Сведения ОАО «Знамя Индустриализации»……………………………………………………...…….35
Производство……………………………………………………..….…36
Особенности управления………………………………………...…….37
Технико-экономические показатели…………………………..….…..38
Совершенствование организационной структуры управления………………………………………………………...….………40
Заключение…………………………………………………………...….…….48
Список использованных источников…
Организационной структурой управления называют конфигурацию системы управления предприятия. Это упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, посредством которых разделяется и координируется деятельность людей и подразделений для достижения целей организации.
И. Ансофф указывает 2 важных стимула эволюции организационных структур управления предприятия [4, стр. 103-120]:
1. Усложнившаяся среда функционирования предприятий (внутренняя и внешняя).
2. Прогрессирующее накопление
критических факторов успеха: если еще
в начале XX века успех фирмы обеспечивался
минимизацией
производственных издержек, то уже к 80-ым
годам XX века для успеха необходимо было
знать особенности рынка, социально-политическую
среду и быть способным быстро менять
задачи, обеспечивая гибкость и маневренность
производства.
И.Ансофф разработал концепцию "реакции фирмы", под которой понимал качество и типы поведения фирмы', обусловленные ее потенциалом. Он выделил пять типов реакции фирмы на рынке:
1. Производственная реакция. Ее основная цель состоит в минимизации себестоимости ниже среднеотраслевой и максимизации объема производства и продаж за счет выпуска стандартизированного однородного товара. В этой связи основное внимание уделяется организации производственных процессов, повышению производительности труда за счет эффективного разделения труда, механизации, автоматизации, увеличения загрузки производственных мощностей. Основное направления в области управления - повышение качества и организация технологического процесса таким образом, чтобы издержки производства и сбыта были минимальны;
2. Конкурентная реакция - ее основная
цель состоит в максимизации прибыли в
краткосрочном периоде за счет использования
доступных преимуществ перед
конкурентами: Это обусловливает
организацию постоянного обновления
выпускаемого ассортимента,
постпродажного обслуживания, формирование
производственной программы с учётом
колебаний спроса на продукцию (сезонность,
мелкосерийность, широкий и гибкий
ценовой диапазон). Основные научно-исследовательские
работы сконцентрированы на улучшении
конкурентоспособности товара и его
потребительских свойств, изучении конъюнктуры
рынка. В области управления это материализуется в координации производственной и маркетинговой служб предприятия, организации на среднем
уровне управления отделов и служб, занимающихся производством я сбытом
одного товара (или группы товаров) либо работающих по определенным сегментам
рынка.
Первая и вторая реакции характерны для поведения предприятия на сегодняшних; рынках. Однако, как писал А. Морита (экс-вице-президент «Сони корпорейшн») в книге «Сделано в Японии»: «разумеется, мы должны получить прибыль, но должны получать прибыль длительное время, а не только в течение короткого периода. Это значит, что необходимо осуществлять капиталовложения в научные исследования и опытно-конструкторокие работы (они составляют около 6% от объема продаж «Сони»), а также в техническое обслуживание. Получать прибыль важно. Но необходимо вкладывать деньги, чтобы делать накопления, которые можно будет превращать в наличные в будущем [5, с. 15]». Для этого существуют следующие два типа реакции фирмы на рынке.
3. Инновационная реакция - ее цель состоит в разработке новой продукции и стратегии маркетинга, которые позволяют поддерживать предприятию стратегические позиции в пределах выбранных видов деятельности. Центральное место в данном случае занимает функция НИОКР. Для управления важным является организация координации сферы НИОКР, производства и маркетинга для того, чтобы достаточно точно прогнозировать перспективный спрос и минимизировать время цикла «разработка производство - сбыт».
4. Креативная реакция (в некоторых изданиях - предпринимательская или стратегическая). Ее цель состоит в создании условий для долгосрочного роста фирмы. Это означает перенос акцента в сфере исследований с выбранного направления деятельности на освоение принципиально новых видов деятельности, самостоятельный поиск новых технологий и их адаптация к производственным возможностям предприятия. Основной акцент переносится на творчество персонала, стимулирование предпринимательской активности всех подразделений и работников. С точки зрения управления это означает, «что полномочия и ответственность по каждому важному стратегическому решению передаются тому уровню иерархии управления, где действительно сосредоточены все факторы и ресурсы, необходимые именно для данного решения» [4, стр. 126].
5. Административная реакция - означает способность эффективно и своевременно обеспечить первые 4 типа реакций. Ее реализация определяется общим управленческим потенциалом предприятия. Потенциал управления - это интегральная характеристика возможностей аппарата управления предприятия по достижению общих целей. Потенциал управления формируется из следующих компонентов:
В зависимости от реакции фирмы формируется соответствующий тип ее поведения, который лежит в основе построения и эволюции организационной структуры управления предприятия. Цель организационной структуры управления - поддержать поведение фирмы. Таким образом, организационная структура управления - это не застывшая форма, подобная каркасу здания. Ей присуща изменчивость в зависимости от целей и стратегии развития организации.[6, С. 145]
Организационная структура управления предприятия представляет собой логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, т.е. конструкцию организации, достроенную в такой форме, которая обеспечивает достижение целей организации.
Эта конструкция включает:
Создание организационной структуры управления предполагает
распределение работы среди работников и подразделений и координацию их деятельности. Звено управления - это обособленное по определенным
критериям подразделение организации. Звеном управления может быть подразделение (отдел, цех, бюро и т.д.). Уровень иерархии (ступень управления) - это совокупность равнозначных звеньев управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, которые могут быть горизонтальными и вертикальными. Горизонтальные связи - это связи кооперации и координации в рамках одного уровня иерархии. Вертикальные связи - это субординационные связи, возникающие между звеньями управления, находящимися на разных уровнях иерархии. Вертикальные связи формируют длину организационной структуры управления, горизонтальные связи - ее ширину. Поэтому организационная структура управления может быть высокой (если имеет относительно большое количество уровней иерархии), или плоской (если характеризуется небольшим количеством уровней иерархии и значительным размером норм управляемости, то есть когда одному руководителю подчинено достаточно большое число людей).
Традиционный вид организационной структуры управления – пирамида. Однако в настоящее время в управленческой литературе предлагается ряд модификаций вида организационной структуры управления. Так, Р, Фармер из Индианского университета в конце 60-х годов считал, что организационная структура управления будущего будет напоминать некую перевернутую пирамиду - минимум исполнителей в основании, несколько человек в середине и большинство наверху; Р.Н. Антонии из Гарвардского университета предсказывал вид будущей организационной структуры управления как ромб, то есть меньше управляющих верхнего уровня из-за объединения должностей и меньше рабочих из-за автоматизации, поэтому больше управляющих среднего звена. Ливитт и Уислер в конце 60-х годов XX века считали, что организационная структура управления будущего под влиянием компьютеризации может чем-то напоминать футбольный мяч, покоящийся на верхней части колокола: внутри футбольного мяча (высший уровень управления организацией) возрастает значимость координации, индивидуальной самостоятельности и коллективного принятия решений, а среднее звено сократится за счет компьютеризации. [5, стр. 89-91]
Существуют и другие точки зрения на эволюцию вида организационной структуры управления (шар, гибкая пирамида и пр.). Вместе с тем, общее мнение специалистов, с которым следует согласиться, заключается в том, что традиционная пирамида по-прежнему останется лучшей организационной структурой управления в формальной организации. Другие формы будут использоваться для эксперимента или демонстрации основы, но реальной структурой будет в основном пирамида. В целом принято считать, что число занятых в управлении в течение 20 лет вырастает примерно на 10-11%, хотя процентное соотношение между уровнями управления может меняться, Появление новых фирм и новых видов бизнеса приводит к росту спроса на управляющих, особенно среднего звена. Однако, очевидно, что тенденции роста числа управляющих противостоит тенденция расширения их обязанностей и круга задач.