Сущность и содержание понятия менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:46, реферат

Описание работы

Определение менеджмента
Основные определения, производные от менеджмента
Подходы к определению менеджмента
Деятельность менеджера

Файлы: 1 файл

!Менеджмент лекции!.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

         Содержание

 

 

Сущность и содержание понятия менеджмент.

 

  1. Определение менеджмента
  2. Основные определения, производные от менеджмента
  3. Подходы к определению менеджмента
  4. Деятельность менеджера

 

1. Менеджмент – управлять, принимать решения (management)

Менеджмент – управление производством и совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

В современной теории и практике под М. понимается процесс руководства отдельным работником, рабочей группой или организацией в целом. То есть М. – процесс достижения цели организации руками других людей, и субъектом данного процесса является менеджер.

  1. Организация – группа людей, деятельность которых сознательно корректируется  для достижения общей цели или целей.

Принципы управления – руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджера и органы управления.

Функции управления отвечают на вопросы кто и что делает в системе управления:

  • Планирование
  • Организация
  • Мотивация
  • Контроль

Методы управления – способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект.(Менеджера на организацию).

Методы управления предлагают вариантность, выбор пути и действий, отвечают на вопрос, каким образом воздействовать на объект управления.

Виды управления:

  • Федеральное, местное и муниципальное
  • Частное предпринимательское
  • Инновационное (нововведениями)
  • Ситуационное
  • Оперативное
  • Конкурентное
  • Доверительное
  • Научное
  1. Существует несколько подходов к определению сущности и содержания менеджмента:
    • М. рассматривается, как вид деятельности человека.
    • М. рассматривается, как интеграционный процесс, сущность и содержание которого проявляются в его функциях.
    • М. рассматривается, как аппарат управления. Это иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления.

  Существуют: 

       - Вертикальная структура управления (пирамидальная).

       - Горизонтальная структура управления (зонтичная)

 

 

    • М. рассматривается, как категория людей, занятых управлением.
    • В XX веке М. выделялся в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои спецефические проблемы и подходы к их решению.

 

  1. Менеджер – субъект процесса управления

Специфика решаемых задач определяет преимущественно умственный творческий характер управленческого труда. У менеджера особый предмет труда :

    1. Он устанавливает цели
    2. Организует
    3. Поддерживает мотивацию и коммуникацию
    4. Менеджер занимается измерением результатов труда
    5. Способствует профессиональному росту людей, включая и себя

Основные этапы развития менеджмента

 

  Менеджмент существовал  всегда, там, где люди работали  группами в трех сферах человеческого  общества:

- политической (необходимо  установление и поддержание                порядка в группах).

- экономической (необходимо  в изыскании, в производстве и распределении ресурсов).

-оборонительной (защита  от врагов и диких зверей).

  Рассмотрим развитие  теории и практики менеджмента, выделяют

несколько исторических периодов.

 

   1.Древний период- наиболее длительный, с 9-7 тыс. до  н.э. до 18 века. Древний Египет 2800 г. до н.э. опыт в управлении государственным хозяйством.

Платон (428-348) , дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функцию управления.

Александр Македонский (356-323 до н.э.) развил теорию и практику

управления войсками.

Сократ – идея универсальности принципов управления.

 

   2.Индустриальный (1776-1890г.г.)

  Адам Смит - сделал анализ различных форм разделения труда.

  Р.Оуэн- признание  необходимости обучения, улучшения  условия труда и быта рабочих актуально и сегодня. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж  разработал проект «аналитической машины» с помощью, которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

   3. Период систематизации (1856-1960г.г.) наука об управлении  находится в постоянном движении, формируются новые направления, школы течения. Наконец меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры, от потребности своей конкретной организации на изучение сил управления действующих в их окружении.

2. Школы управления.

2.1. Школа научного управления (1885-1920), появление этой школы связано с теоретической и практической системой управления. Формирование этой школы базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:

-рациональная организация  труда;

-разработка формальной  структуры организации;

-разграничение исполнительных  и управленческих функций.

Представители:

 Ф. Тейлор

 Френк и Лилия  Гилберт

 Генри Гантт

2.2. Административная или классическая (1920-1950)

 Целью этой школы  было создание универсальных  принципов управления, реализация  которой обязательно приведет  к успеху.

   Гамельтон Эмерсон (1853-1931)

   Анри Файоль (1841-1925)

   Линдалл Урвик (1891-1983)

   Макс Вебер (1864-1920)

   Генри Форд (1863-1944)

   П. М. Керженцев (1881-1940)

Существовал эмпирический подход, лучшие представители практики получали идеи из наблюдения. «Истинная производительность всегда дает максимальные результаты лишь при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность- это не только не одно и тоже, но вещи прямо противоположные. Работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия, а работать производительно- значит прилагать к делу усилия минимальные».

    Понятие  производительность или эффективность есть то основное, что внес Эмерсон в науку управления. Эффективность означает максимальное, выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

12 принципов Эмерсона:

  1. точно поставленные идеалы или цели;
  2. здравый смысл;
  3. компетентная результация;
  4. дисциплина подчинения всех членов коллектива установленного правилам и распорядку;
  5. справедливое отношение к персоналу;
  6. быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
  7. диспетчирование;
  8. нормы и расписание;
  9. нормализация операций;
  10. нормализация условий;
  11. письменные, стандартные инструкции, обеспечивают   

четкое зарепление всех направлений выполнения работ;

  1. вознаграждение за производительность. 

Эмерсон применил штабной принцип в управлении.

2.3. Школа человеческих отношений (1930-1949). В 20-30х годах под влиянием начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования, появляется необходимость в поиске новых форм управления, более чутких человеческих факторов. Исследователи этой школы исходили из того, что если руководство проявляют большую заботу из своих работников, то уровень удовлетворенности у них возрастает, что ведет к увеличению производительности. Лишь человеческие ресурсы способны производить экономические результаты . Эта школа явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию, как социальную систему.

Представители:

Элтон Мейо (1880-1948)

А. Маллоу (1908-1970)

Д. Макгрегор.

2.4. Математическая  школа управления (1950-…). Управление  войсками во Второй Мировой  Войне, затем колличественные методы были перенесены на направление гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследованием операций и моделирования. По существу, эта школа использует колличественные методы для решения управленческих и производственных проблем. Она акцентирует свое внимание на принятие решений экономической эффективности формальных, математических моделях с использованием компьютеров. Ключевой характеристикой этой школы является замена словестных рассуждений и описательного анализа – моделями, символами и колличественными значениями.

Представители:

Р.Акофф

С.Бир

Д.Форрестер.

 

 Развитие менеджмента  в России.

17 в. В это время объединились  вес княжества ,образовался единый  общенациональный рынок. Особая эпоха в развитии рос. менеджмента- Петровские реформы. По совершенствованию управления экономической стороной жизни их круг весьма широк от изучения изменения лето исчесления до создания нового государственного управленческого аппарата.

Можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:

-развитие крупной  промышленности;

-государственная поддержка  решения производств;

-содействие развитию  сельского хозяйства;

-укрепление финансовой  системы;

-активизация развития  внешней и внутренней торговли.

Управленческие идеи Н.Т. Посошкова (1652-1726)- разделение богатства на вещественное и невещественное.

  1. казна (богатство государства и народа)
  2. эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Он был сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни.

18 в. В. Н. Патищев (1686-1750)- идеолог крепостничества. А в  области управления хоз. делами  России особое значение  придавал  управлению … политикой. По указу  Екатерины 2 было издано учреждение  для управления Российской империей.

19 в. Основные преобразования  управления экономикой произошли  в период царствования Александра 1. В 1801 г. был издан манифест об  учреждении министерств, которые  были построены на началах  личной власти и ответственности. Особую роль в развитии менеджмента сыграл Спиранский М. М. (1772-1839). Цель преобразований он видел в предании самодержавию внешней форме конституционной монархии опирающуюся на силу закона. Систему власти он предложил разделить на 3 части:

  -законодательную;

  -исполнительную;

  -судебную.

В 1864г. Александр 2 утвердил положение о губернских и уездных, земских учреждениях, которым утверждалось всесословное самоуправление.

20в. Вначале 20 в. управленческие  преобразования осуществляются  под руководством личностей: Витте  и Столыпин. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. В поисках накопительных форм управления на микро- и макро-уровнях ВЦИК

осуществил ряд мер.

Основные:

  • введение рабочего контроля;
  • создание высшего совета народного хозяйства;
  • образование местных органов экономического управления.

4.Методологические  подходы к управлению.

Существует 3 основных подхода:

-системный;

-ситуационный;

-процессный.

 Системный- является  главным подходом к управлению. С его помощью организация  рассматривается как единое целое, со всеми сложнейшими связями  и отношениями. А также согласованиям  деятельности всех ее подсистем. Системный подход требует использование принципа обратной связи между частями и целым, целым и окружением. Четкое функционирование организации влияет на множество факторов. Наиболее важными являются:

  1. психологические;
  2. социально-психологические феномены.

 Применительно к проблемам управления в системном подходе важнейшим является выполнение следующих действий:

    • выделение объектов исследования;
    • определение иерархии цели системы и ее отражение в целях от систем;
    • описание влияние каждой из-под системна систему, в которой они функционируют и обратного влияния системы на объекты подсистем;
    • определение возможных утерь совершенствования деятельности изучения подсистем.

 Ситуационный- при  его использование руководители  исходят из того, что конкретная  ситуация является основой применения возможных методов управления, при этом наиболее эффективным считают метод, который в большей степени соответствуют в данной управленческой ситуации.

Ситуационный подход- это концепция, согласно которой оптимальное решение, есть функция факторов среды в самой организации и в окружающей среде. В данном подходе концентрируется основные положения известных школ управления, путем сочетания определенных приемов.

Информация о работе Сущность и содержание понятия менеджмент