Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:46, реферат
Определение менеджмента
Основные определения, производные от менеджмента
Подходы к определению менеджмента
Деятельность менеджера
Содержание
1. Менеджмент – управлять, принимать решения (management)
Менеджмент – управление производством и совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.
В современной теории и практике под М. понимается процесс руководства отдельным работником, рабочей группой или организацией в целом. То есть М. – процесс достижения цели организации руками других людей, и субъектом данного процесса является менеджер.
Принципы управления – руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджера и органы управления.
Функции управления отвечают на вопросы кто и что делает в системе управления:
Методы управления – способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект.(Менеджера на организацию).
Методы управления предлагают вариантность, выбор пути и действий, отвечают на вопрос, каким образом воздействовать на объект управления.
Виды управления:
Существуют:
- Вертикальная структура управления (пирамидальная).
- Горизонтальная структура управления (зонтичная)
Специфика решаемых задач определяет преимущественно умственный творческий характер управленческого труда. У менеджера особый предмет труда :
Менеджмент существовал
всегда, там, где люди работали
группами в трех сферах
- политической (необходимо
установление и поддержание
- экономической (необходимо в изыскании, в производстве и распределении ресурсов).
-оборонительной (защита от врагов и диких зверей).
Рассмотрим развитие теории и практики менеджмента, выделяют
несколько исторических периодов.
1.Древний период- наиболее длительный, с 9-7 тыс. до н.э. до 18 века. Древний Египет 2800 г. до н.э. опыт в управлении государственным хозяйством.
Платон (428-348) , дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функцию управления.
Александр Македонский (356-323 до н.э.) развил теорию и практику
управления войсками.
Сократ – идея универсальности принципов управления.
2.Индустриальный (1776-1890г.г.)
Адам Смит - сделал анализ различных форм разделения труда.
Р.Оуэн- признание необходимости обучения, улучшения условия труда и быта рабочих актуально и сегодня. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» с помощью, которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
3. Период систематизации (1856-1960г.г.) наука об управлении находится в постоянном движении, формируются новые направления, школы течения. Наконец меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры, от потребности своей конкретной организации на изучение сил управления действующих в их окружении.
2. Школы управления.
2.1. Школа научного управления (1885-1920), появление этой школы связано с теоретической и практической системой управления. Формирование этой школы базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:
-рациональная организация труда;
-разработка формальной структуры организации;
-разграничение исполнительных и управленческих функций.
Представители:
Ф. Тейлор
Френк и Лилия Гилберт
Генри Гантт
2.2. Административная или классическая (1920-1950)
Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которой обязательно приведет к успеху.
Гамельтон Эмерсон (1853-1931)
Анри Файоль (1841-1925)
Линдалл Урвик (1891-1983)
Макс Вебер (1864-1920)
Генри Форд (1863-1944)
П. М. Керженцев (1881-1940)
Существовал эмпирический подход, лучшие представители практики получали идеи из наблюдения. «Истинная производительность всегда дает максимальные результаты лишь при усилиях ненормальных. Напряжение и производительность- это не только не одно и тоже, но вещи прямо противоположные. Работать напряженно – значит прилагать к делу максимальные усилия, а работать производительно- значит прилагать к делу усилия минимальные».
Понятие производительность или эффективность есть то основное, что внес Эмерсон в науку управления. Эффективность означает максимальное, выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.
12 принципов Эмерсона:
четкое зарепление всех направлений выполнения работ;
Эмерсон применил штабной принцип в управлении.
2.3. Школа человеческих отношений (1930-1949). В 20-30х годах под влиянием начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования, появляется необходимость в поиске новых форм управления, более чутких человеческих факторов. Исследователи этой школы исходили из того, что если руководство проявляют большую заботу из своих работников, то уровень удовлетворенности у них возрастает, что ведет к увеличению производительности. Лишь человеческие ресурсы способны производить экономические результаты . Эта школа явилась попыткой менеджмента рассматривать каждую организацию, как социальную систему.
Представители:
Элтон Мейо (1880-1948)
А. Маллоу (1908-1970)
Д. Макгрегор.
2.4. Математическая школа управления (1950-…). Управление войсками во Второй Мировой Войне, затем колличественные методы были перенесены на направление гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследованием операций и моделирования. По существу, эта школа использует колличественные методы для решения управленческих и производственных проблем. Она акцентирует свое внимание на принятие решений экономической эффективности формальных, математических моделях с использованием компьютеров. Ключевой характеристикой этой школы является замена словестных рассуждений и описательного анализа – моделями, символами и колличественными значениями.
Представители:
Р.Акофф
С.Бир
Д.Форрестер.
Развитие менеджмента в России.
17 в. В это время объединились вес княжества ,образовался единый общенациональный рынок. Особая эпоха в развитии рос. менеджмента- Петровские реформы. По совершенствованию управления экономической стороной жизни их круг весьма широк от изучения изменения лето исчесления до создания нового государственного управленческого аппарата.
Можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:
-развитие крупной промышленности;
-государственная поддержка решения производств;
-содействие развитию сельского хозяйства;
-укрепление финансовой системы;
-активизация развития внешней и внутренней торговли.
Управленческие идеи Н.Т. Посошкова (1652-1726)- разделение богатства на вещественное и невещественное.
18 в. В. Н. Патищев (1686-1750)-
идеолог крепостничества. А в
области управления хоз. делами
России особое значение придавал
управлению … политикой. По указу
Екатерины 2 было издано учреждение
для управления Российской
19 в. Основные преобразования
управления экономикой
-законодательную;
-исполнительную;
-судебную.
В 1864г. Александр 2 утвердил положение о губернских и уездных, земских учреждениях, которым утверждалось всесословное самоуправление.
20в. Вначале 20 в. управленческие преобразования осуществляются под руководством личностей: Витте и Столыпин. Советский менеджмент берет отсчет с 7 ноября 1917г. В поисках накопительных форм управления на микро- и макро-уровнях ВЦИК
осуществил ряд мер.
Основные:
4.Методологические подходы к управлению.
Существует 3 основных подхода:
-системный;
-ситуационный;
-процессный.
Системный- является
главным подходом к управлению.
С его помощью организация
рассматривается как единое
Применительно к проблемам управления в системном подходе важнейшим является выполнение следующих действий:
Ситуационный- при
его использование
Ситуационный подход- это концепция, согласно которой оптимальное решение, есть функция факторов среды в самой организации и в окружающей среде. В данном подходе концентрируется основные положения известных школ управления, путем сочетания определенных приемов.
Информация о работе Сущность и содержание понятия менеджмент