Сущность и содержание понятия менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:46, реферат

Описание работы

Определение менеджмента
Основные определения, производные от менеджмента
Подходы к определению менеджмента
Деятельность менеджера

Файлы: 1 файл

!Менеджмент лекции!.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Процессный подход- этот подход основывается на концепции, согласно которой управление есть непрерывная цепь функции управления, осуществляемая в результате выполнения связанных между собой действий.

 

Методы менеджмента.

 

    1. Понятие и классификация методов менеджмента
    2. Организационно-административные методы управления
    3. Экономические методы управления
    4. Социально-психологические
    5. Самоуправление

 

Элементы организации и процесса управления

  1. понятие организации
  2. формальные, неформальные организации
  3. горизонтальное, вертикальное разделение труда
  4. сущность управляемой деятельности
  5. уровни управления
  6. субъект и объект управления

 

  1. Реализация функций и принципов управления осуществляется путём примерного разделения методов.

Метод управления – совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеристики методов управления:

  • Направленность метода – ориентирование на объект управления (Фирма, отдел, подразделение, компания).
  • Содержание – специфика приемов и способов воздействия
  • Организационная форма – воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Может быть прямой и косвенной.

Все методы управления ограничивают, дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна  та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Выделяют следующие методы управления:

  1. Организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях
  2. Экономические, обуславливаемые экономическими стимулами
  3. Социально-психологические, применятся с целью повышения социальной активности сотрудников

2. Организационно-административные методы управления

Функция организации – задача организационно-административной деятельности, которая состоит в координации действий подчиненных. Никакие экономические методы не могут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает чёткость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Организационно-административные методы опираются на власть руководителя, его права и присущие организации дисциплины и ответственность. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.

В рамках организации возможно 3 формы проявления организационно- административных методов:

  1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т. д.)
  2. согласительные (консультации, компромиссы)
  3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т. д.)

Организационно-административные методы отличаются от других чёткой адресностью директив, обязательством выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение дисциплины и влечёт за собой определённые взыскания.

3 типа подчинения:

  • вынужденные и внешне навязанные
  • пассивные
  • осознанные, внутренне обоснованные

3. Экономические методы

Так как отношения определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Экономическим методам управления отводится центральное место. Поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. В управленческой практике экономические методы руководства выступают в следующих формах:

  • планирование
  • анализ
  • хозрасчёт
  • ценообразование
  • финансирование

Для решения экономических задач в управлении широко применяются математические методы экономики, так как основным свойством экономических задач является большое число экономических ограничений и множество решений. Экономическая практика обусловила появление ряда математических дисциплин : математическое программирование, теория игр, массовое обслуживание, управление запасами, исследование операций, …

 

4. Социально-психологические методы

Результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников помогает руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами.

Главной целью применения этих методов является формирование в коллективе положительных социально-психологического климата, благодаря чему в значительной степени будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Основное средство воздействия на коллектив – убеждение. Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать различные аспекты управления:

  • планирование социального развития трудовых коллективов
  • экономические соревнования
  • критику и самокритику
  • постоянно действующие производственные совещания, которые выступают, как метод управления и как форма участия трудящихся в нём
  • различного рода ритуалы и обряды компании

 

5. Самоуправление

Хозрасчёт – форма ведения хозяйства, основанная на принципах самоокупаемости, самоуправления и самофинансирования.

Самоуправление трактуется как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в организации.

Полностью самоуправляемой считается система, не имеющая над собой ни одного вышестоящего органа управления (частная форма).

 

Организационные формы и структура управления организаций

 

1) Структура и форма организационных  структур

2) Тип организационных структур

- линейная 

- функциональная

- линейно-функциональная (штабная)

- матричная 

3) Проектирование организационных  структур

 

  1. Структура и форма организаций

Организационная структура – это один из основных элементов управления организаций. Таким образом под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных  в строгой соподчинённости. И обеспечивающих взаимосвязь между управляющим и управленческими системами.

  1. Типы организационных структур

В зависимости от характера связи между подразделениями предприятия различают следующие типы организационных структур:

  • линейную
  • функциональную
  • штабную
  • матричную

Схемы структур.

Линейно организационная структура управления – это одна из простейших организационных систем управления. Характеризуется тем что во главе каждой структуры подразделения находиться руководитель единоначальник. Наделённый всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

   
Функционально организационная система управления

Где выполнение отдельных функций по конкретным  вопросам возлагается на специалистов. Функция управления существует на ряду с линейным, что создаёт двойное подчинение для исполнителей.


                                          

 

Линейно-фунуциональная или штабная система управления

При такой структуре управления всю полноту власти берёт на себя линейный руководитель возглавляющий определённый коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовки соответствующих решений программ, планов, помогает специальный аппарат состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.д.)

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матричная организационная структура управления

 

Создаётся путём совмещения структур двух видов:

  1. линейной
  2. программно целевой

В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производство, сбыт, снабжение и т.д.

В рамках программно-целевой структуры (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проектирование организационных структур

Процесс проектирования организационных структур состоит из трёх этапов:

  1. Анализ Оргструктур
  2. Проектирование
  3. Оценка эффективности

 

  1. Анализ Оргструктур оценочные критерии:

Принципы управления – соотношение между централизацией и децентрализацией управления

Аппарат управления -   перегруппировка подразделений, изменение взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответственности

Функции управления - усиление стратегического планирования (корректировка «бизнес-плана»), усиление контроля за качеством продукции, привлечение работников к управлению путём реализации акций, изменение подходов к мотивации труда и т.д.

Хозяйственная деятельность - изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организации и т.п.

 

  1. Проектирование

Методические подходы к проектированию Оргструктур:

  1. подбираются аналогии
  2. экспортный подход
  3. структуризация целей
  4. организационное моделирование – его суть состоит в разработке формализованных математических, графических, или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации.

Требования к Оргструктуре:

  1. Оптимальность.
  2. Оперативность.
  3. Надёжность.
  4. Экономичность.
  5. Гибкость.
  6. Устойчивость структур управления.

 

Принципы проектирования:

  1. целесообразное число звеньев управления
  2. чёткое обособление составных частей
  3. обеспечение способности к быстрой реакции на изменения
  4. предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу
  5. приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.

 

  1. Оценка эффективности.

Степень совершенства Оргструктур проявляется в быстродействии системы управления организацией и высоких конечных результатов её деятельности.  

 

Элементы организации и процессы управления

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1ая фаза - рождение организации (кризис стиля руководства)

2ая фаза - детство и юность (кризис автономии)

3ая фаза - зрелость (кризис контроля)

4ая фаза - старение организаций (бюрократический кризис)

5ая фаза - возрождение организации

 

 

 

Группа людей созданная по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными группами.

Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.

Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определённых целей, призноётся неформальной группой.

Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены групп связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

Неформальные или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно «возрастают» из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

Информация о работе Сущность и содержание понятия менеджмент