Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:30, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – рассмотреть экспертные методы в оценке систем управления
Задачи данной работы:
1. Посмотреть в чем состоят экспертные методы;
2. Посмотреть основные этапы проведения экспертизы;
3. Рассмотреть виды экспертных методов;
Анкетирование может быть очным и заочным. Недостаток очного анкетирования - возможность влияния анкетирующего руководителя на ответы эксперта. Недостаток заочного анкетирования - в возможности неправильного истолкования вопросов экспертом, затяжки в ответах и т.п. Достоинство заочного анкетирования - простота его организации, возможность привлекать без больших затрат экспертов, живущих в разных городах, и т.п.
Кроме анкет - вопросников, экспертам должна быть дана пояснительная записка, имеющая целью предопросную ориентировку экспертов и содержащая информацию о целях экспертизы, задачах опроса, объектах экспертизы, необходимые организационные сведения и инструкцию по заполнению анкет, в которой проводятся примеры порядка и способа заполнения.
Сущность метода Дельфи состоит в последовательном анкетировании экспертов различных областей науки, техники и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные на строго логическом опыте. Данный метод предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержаться информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты.
Область применения метода: прогноз развития науки и техники, будущих открытий и изобретений, для которых нет достаточной теоретической базы в момент составления прогноза, а также составление картины будущего мира, долгосрочного прогнозирования, изучения ряда экономических и социальных проблем. Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта исследования производится исходя из следующих принципов [6]:
вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов;
опрос экспертов проводится в нескольких этапов, на каждом последующем этапе вопросы и ответы все более уточняются;
после каждого этапа всех опрашиваемых экспертов знакомят с результатами опроса;
эксперт обосновывают оценки и мнения, отклоняющие от мнения большинства;
статическая обработка ответов производится последовательно, от этапа к этапу, с целью получения обобщающих характеристик.
Опрос экспертов производится в четыре этапа с промежутками в два месяца. [4]
Разумеется, еще до первого этапа должны быть проведены подготовительные мероприятия с экспертами.
Первый этап. Целью первого этапа является составление перечня событий для прогноза в определенной области науки и техники.
Первая анкета может быть полностью бесструктурной и допускать любые ответы.
Эксперты в письменной форме называют изобретения или научные открытия, которые, по их мнению, должны быть сделаны в последующие 50лет (можно взять и другой период). При этом требуется доказать, что потребность в данных открытиях ощущается уже в настоящее время, поэтому их реализация должна осуществиться в течение 50лет. В результате этого этапа эксперты называют определенное число событий (изобретений и открытий).
После того как прогнозы группы возвратились к организатору, он должен объединить их, идентифицировать и составить перечень, который становится основой второй анкеты.
Второй этап. Экспертам направляют свободный перечень событий и просят оценить даты, когда могут произойти эти события. Эксперты приводят соображения, по которым они считают свои оценки правильными, т.е. указать причины того, почему, по их мнению, то или иное событие не должно произойти раньше или позже прогнозируемой ими даты.
После того как прогнозы и оценки дат, сделанные членами группы, вернулись к организатору, последний должен подготовить статическую сводку мнений, упоминая аргументы и доводы в пользу того, что рассматриваемое событие произойдет раньше или позже средней оценки.
Затем аналитики
проводят статическую обработку
полученных оценок: уточняют перечень
событий и анализирует
Под медианой понимается такое значение прогнозируемого признака, которым обладает центральный член ряда, составленного в порядке возрастания значений признака. Под модой понимается наиболее часто встречающееся в ранжированном ряду значение прогнозируемого признака. Квартилем называется значение прогнозируемого признака, которым обладают члены ряда под номером, представляющим ¼ всего ряда (нижний квартиль) и ¾ от всего ряда (верхний квартиль). Аналогично определяются децили.
Предположим, что от экспертов получено какое - либо число оценок. Эти оценки упорядочиваются, скажем, в порядке убывания. За медиану принимается средний член ряда (при нечетном числе экспертов), по отношению к которому число оценок с начала и с конца ряда будет одинаковым.
При четном числе
экспертов медиана равна
Рис.2. Медиана и квартили в методе Дельфи
Каждому эксперту сообщаются значения этих характеристик. Экспертов, чьи оценки оказались в крайних квартилях, просят их мотивировать, т.е. обосновать причины расхождения с групповым мнением. Эксперты могут приводить любые аргументы или возрождения, такие же, какие они приводят во время дискуссии. Разница заключается лишь в том, что эти аргументы анонимны. Они могут пересмотреть свои мнения и при желании исправить оценки.
С полученными обоснованиями знакомят остальных экспертов, не указывая при этом, чьи они. Такая процедура позволяет всем экспертам принять в расчет обстоятельства, которые они могли случайно пропустить или которыми пренебрегли во время первого и второго этапа.
Третий этап. Третья анкета состоит из перечня событий, групповой медиана дат наступления события, верхнего и нижнего квартилей для каждого события, а также сводных данных о причинах более ранних или поздних оценок. Участники экспертизы вновь рассматривают аргументы и формулируют новые оценки по каждому событию. Если их новая оценка не попала в интервалы между квартилями, полученными на втором этапе опроса, то их просят обосновать свою точку зрения.
После того как пересмотренные оценки и новые аргументы возвратились к организатору, он опять должен суммировать оценки группы, рассчитав новые медианы и новые квартили, суммировать аргументы, представленные с обеих сторон, и подготовить на этой основе новые прогнозы.
Четвертый этап. Участникам экспертизы вновь передают перечень событий, статическое описание оценок группы и аргументы обеих сторон.
Эксперты должны принять во внимание аргументы и их критику и составить новый прогноз.
Организатор рассчитывает медианы и квартили дат каждого события. На этом заканчивается работа экспертов.
Процедуры, используемые в методе Дельфи, характеризуется тремя основными чертами: анонимность, регулируемой обратной связью и групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных вопросников или другими способами индивидуального опроса, регулируемая обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких этапов опроса, причем результаты каждого этапа обрабатываются и сообщаются экспертам. С помощью статических методов группового ответа уменьшается статический разброс индивидуальных оценок и получается групповой ответ, в котором правильно отражено мнение каждого эксперта.
В последние годы разработан ряд модификаций метода Дельфи. В этих модификациях изменяются многие элементы методики, используемой в классическом методе Дельфи, но принцип группового ответа соблюдается. Метод структуризации относится к модифицированным методам Дельфи.
Сущность метода структуризации состоит в построении "дерева решений" путем многоэтапного экспертного опроса с использованием так называемой дельфийской процедуры. В результате проведения каждого этапа экспертного опроса формируются элементы одного уровня "дерева решений", производится их сравнительная оценка, отбрасываются элементы, не соответствующие принятым показателям отбора. Оставшиеся элементы подвергаются дальнейшей структуризации на более низком уровне. Такой подход дает возможность наиболее полно учесть и оценить все предложения экспертов. Каждый раз экспертам предполагаются для оценки элементы только одного уровня "дерева", что уменьшает размерность задачи и повышает обоснованность суждений экспертов. При таком подходе ускоряется процесс построения "дерева решений", так как по принятым показателям отбора элементы каждого уровня оценивают, а элементы, не соответствующие им, отбрасывают и не учитывают в дальнейшем рассмотрении.
Процедура структуризации проблемы и ее оценки предусматривает реализацию следующих этапов [2]:
этап 1 - определение и описание проблемы;
этап 2 - структуризация проблемы на уровне подпроблемы;
этап 3 - структуризация подпроблемы на уровне тем научных исследований;
этап 4 - расчет технико-экономических характеристик элементов третьего уровня "дерева решений".
Данный метод
позволяет увидеть
Порядок построения дерева целей [3]:
1. Определение
генеральной цели системы
2. Составление перечня целей, обеспечивающих достижение главной цели;
3. Их оценка и отбор для построения дерева целей;
4. Определение пересекаемости целей;
5. Построение исходного дерева целей не пересекающихся друг с другом;
6. Определение
коэффициентов относительной
7. Построение
окончательного варианта
Применяемый для анализа системы управления метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды организации. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее - установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. [5]
Матрица SWOT - анализа строится в рамках двух координат. По горизонтали отображается состояние внутренней среды организации, а по вертикали - состояние ее внешней среды.
3. SWOT-анализ туристической фирмы "Три кита"
1. Общая характеристика
Туристическая фирма ООО "Три кита" создана в 2002 году, находится в городе Омск. В качестве туроператора организация занимается продажей собственных туров по:
Краснодарскому краю: курорт Геленджик,
Белоруссии;
Калужской области.
А в качестве турагента организация продаёт туры в:
Санкт-Петербург;
Русский Север: Петропавловск, Архангельск, Вологда.
Крым;
Италию;
Тунис;
Турцию;
Испанию.
Работая на рынке Омска, "Три кита" имеет репутацию надежной фирмы.
К важнейшим
характеристикам услуг, обеспечивающим
ее способность удовлетворять
надежность;
предупредительность;
доверительность;
доступность;
внимательность;
качество услуг.
Офис турфирмы "Три кита" удачно расположен. Привлечением клиентов в офис служит красочная вывеска, которая привлекает клиентов в турфирму, а также стенд с информацией для туристов о ценах и турах, которые можно приобрести в турфирме. Фирма предлагает туры только проверенных туроператоров, являющихся старыми и надежными партнерами фирмы: турфирмы "Нева", "TEZ TOUR", "DIVA Travel", "ПАКС", "РЕГ-ТУР", "Полар Тур", "Де Визу" и т.д.
Турфирма "Три кита" специализируется на продаже собственных автобусных туров в Краснодарский край, продаже путёвок в санатории Белоруссии, а также выездном туризме по направлениям Крым, Тунис, Испания, Турция, Италия. Фирма не ведёт активную рекламную политику, ограничиваясь вывеской и рекламой на стенде возле офиса. Чтобы покупатели возвращались в фирму, предлагается разработать следующую мотивационную политику, которая включает в себя несколько положений:
1) После первой
поездки (при условии, что
2) На дальнейшие
поездки по турам от фирмы
предоставляется скидка в
3) После третьей
поездки покупатель становится
для компании VIP-персоной и получает
дисконтную карту, дающую