Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:23, курсовая работа
Эффективность деятельности организаций, компаний, холдингов, народного хозяйства в целом в значительной степени зависит от исследования создаваемых систем управления, их рационального построения и необходимых при этом инвестиций.
Существует ряд методов исследования и оценки эффективности систем управления. Основными методами, используемыми при исследовании, являются системный анализ, исследование операций, имитационное моделирование, планирование экспериментов, распознавание объектов, , экспертные оценки.
Введение_________________________________________2
Глава 1 Сущность, методы и процесс экспертных оценок
Сущность экспертных оценок ________________________4
1.2. Роль экспертов в управлении _______________________ 9
1.3. Метод экспертных оценок _________________________12
1.4. Организация экспертного оценивания _____________ __16
1.5. Подбор экспертов ____________________________ __ 18
1.6. Опрос экспертов _________________________________ _20
Глава 2 Методы экспертных оценок
2.1. SWOT-анализ _____________________________________23
2.2. Метод SMART _________________________________26
2.3. Метод ранжирования и оценивания ________________28
2.4 Метод непосредственного оценивании_______________29
Заключение_______________________________________30
Список используемой литературы_____________________32
Содержание
Введение______________________
Глава 1 Сущность, методы и процесс экспертных оценок
1.2. Роль экспертов в управлении _______________________ 9
1.3. Метод экспертных оценок
_________________________12
1.4. Организация экспертного оценивания _____________ __16
1.5. Подбор экспертов ____________________________
__ 18
1.6. Опрос экспертов _____________
Глава 2 Методы экспертных оценок
2.1. SWOT-анализ ______________________________
2.2. Метод SMART
______________________________
2.3. Метод ранжирования и оценивания ________________28
2.4 Метод непосредственного оценивании_______________29
Заключение____________________
Список
используемой литературы_______
Введение
Эффективность деятельности организаций, компаний, холдингов, народного хозяйства в целом в значительной степени зависит от исследования создаваемых систем управления, их рационального построения и необходимых при этом инвестиций.
Существует ряд методов исследования и оценки эффективности систем управления. Основными методами, используемыми при исследовании, являются системный анализ, исследование операций, имитационное моделирование, планирование экспериментов, распознавание объектов, , экспертные оценки.
Экспертные методы представляют собой точки зрения (мнения, суждения) высококвалифицированных специалистов в определенных предметных областях - экспертов, сформулированные в виде оценок объекта в содержательной, качественной или количественной форме.
Экспертные методы широко используются при синтезе процессов управления сложных систем, в менеджмент е, при разработке и принятии решений, для получения различного вида оценок. Например, качества труда, надежности банка, ситуаций на финансовых рынках, исследовании систем управления и других случаях.
Существенным фактором повышения научного уровня управления является применение при подготовке решений математических методов и моделей. Однако, полная математическая формализация технико-экономических задач часто неосуществима вследствие их качественной новизны и сложности. В связи с этим все шире используются экспертные методы, под которыми понимают комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для подготовки и выбора рациональных решений.
Экспертные методы применяют сейчас в ситуациях, когда выбор,
обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании. В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно- техническом прогнозировании, в планировании народного хозяйства, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления.
Глава 1 Сущность, методы и процесс экспертных оценок
1.1.Сущность экспертных оценок
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспериментами интуитивно - логического анализа проблемы, с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.
Метод экспертных оценок используется для решения различных сложных неформализуемых проблем. Все множество плохо формализуемых проблем можно условно разделить на два класса.
К первому классу относятся проблемы, в отношении которых имеется достаточный информационный потенциал, позволяющий успешно решать эти проблемы. Основные трудности в решении проблем первого класса при экспертной оценки заключаются в реализации существующего информационного потенциала путем подбора экспертов, построения рациональных процедур опроса и применения оптимальных методов обработки его результатов. При этом метод опроса и обработки основывается на использовании "хорошего измерителя". Это означает, что выполняются следующие условия:
Если эти условия выполнятся, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать теорию измерений и математическую статистику.
Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых информационный потенциал знаний недостаточен для выполнения указанных условий. При рении проблем этого класса экспертов уже нельзя рассматривать как "хороших измерителей". Поэтому необходимо очень осторожно проводить обработку результатов экспертизы. Применение методов осреднения, справедливых для "хороших измерителей", в данном случае может привести к большим ошибкам. Например, мнение одного эксперта, сильно отличающееся от мнения остальных экспертов, может оказаться правильным. В связи с этим для проблем второго класса в основном должна применяться качественная обработка.
Область применения метода экспертных оценок обширна и охватывает неформализуемые проблемы первого и второго классов. Перечислим типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:
Можно ориентировочно наметить следующие основные этапы проведения экспертизы, последовательность и содержание которых будут изменяться в зависимости от реальных условий и ограничений:
Объединим некоторые этапы и более подробно остановимся на подготовке, подборе и опросе экспертов,.
Сбор экспертной информации зависит от выбора метода экспертных оценок. Обычно для сбора экспертной информации составляют специальные документы, например анкеты, утверждаемые соответствующими руководителями и затем рассылаемые экспертам.
Обработка экспертной информации осуществляется с помощью выбранного метода, как правило, с использованием вычислительной техники. Полученные в результате обработки данные анализируют и используют для решения задач анализа и синтеза систем управления.
Экспертные оценки используют для анализа, диагностики состояния, последующего прогнозирования вариантов развития:
1) объектов,
развитие которых либо
2) в условиях
отсутствия достаточно
3) в условиях
большой неопределенности
4) при средне-
и долгосрочном
5) в случаях,
когда или время, или средства,
выделяемые на прогнозирование
и принятие решений, не
6) отсутствуют
необходимые технические
7) в экстремальных ситуациях.
Задачи, решаемые в процессе экспертных оценок систем управления, можно разделить на две группы:
1) задачи
синтеза новых систем
2) задачи
анализа (измерения)
К задачам первой группы относятся: формирование облика создаваемой системы; прогнозирование технико-экономических показателей стадий ее жизненного цикла; обоснование основных направлений реорганизации социальной системы управления; выбор оптимальных или удовлетворительных способов действий и исходов с использованием создаваемой системы управления и др.
Некоторая часть экспертной информации, получаемая в ходе решения данных задач, носит качественный характер и формируется в виде сложных суждений в описательном виде. Однако задачи синтеза, решаемые с помощью экспертных оценок, могут носить количественный характер, и их решение будет связано с обоснованием многочисленных параметров (характеристик) создаваемой системы.
К задачам второй группы относятся все задачи оценивания существующих или создаваемых вариантов систем управления с помощью заданных показателей и критериев эффективности. Примерами таких задач являются: определение структурных, функциональных или информационных характеристик системы; оценка её эффективности в ходе выполнения различных операций; определение целесообразности дальнейшей эксплуатации технических средств управления и связи и др. Значительная часть экспертной информации, используемой при решении таких задач, носит количественный характер или имеет форму элементарных суждений и обрабатывается с использованием различных статистических методов.
1.2.Роль экспертов в управлении
Экспертиза — это мнение, идея, решение или оценка, основанные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа.
Экспертиза бывает индивидуальная и групповая. При групповой экспертизе большое значение имеют подбор группы экспертов и методология итоговой обработки результатов ее работы.
Заключение экспертов представляет собой документ, в котором фиксируется ход исследования и его итоги. При этом выводы и мнения экспертов могут иметь как категоричную ("да", "нет"), так и вероятностную (в виде предположения, ранжирования, коэффициента предпочтительности и пр.) форму.
В организации работы экспертов необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Идеи, мнения
и оценки должны укладываться
в заранее подготовленную
2. Обработку
экспертных заключений
3. Эксперты
должны быть независимыми, т.е.
освобождены от каких-либо
4. Работа
экспертной группы должна быть
целенаправленной. Понимание, зачем
и почему проводится