Сущность, особенности и содержание управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 04:41, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал. Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев. Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений.

Файлы: 1 файл

организация производства и предпринимательства в АПК.docx

— 661.50 Кб (Скачать файл)

1.Сущность, особенности  и содержание управленческого  труда

- Сущность управленческого  труда

Считается, что эффективность  работы в организации определяется степенью и уровнем развития вертикального  разделения труда. По сути речь идет об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей. Принцип действия процесса управления в организации представлен на рис. 1.

Рисунок 1. Принцип действия процесса управления в организации:

-сплошная линия - влияние (ход процесса), штриховая - поступление информации.         Управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. В широком понимании управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации. Т.е. управленческий труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.    Можно выделить специфические особенности управленческого труда:

1) умственный труд работников  аппарата управления, состоящий  из трех видов деятельности: организационно-административная и воспитательная работа (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения); аналитическая и конструктивная работы (восприятие информации и подготовка соответствующих решений); информационно-техническая работа (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции).       

2) участие в создании  материальных благ не прямо,  а опосредованно (косвенно через  труд других лиц);

3) предмет труда - информация;

4) средства труда - организационная  и вычислительная техника,

5) результат труда - управленческие  решения.

В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал. Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев. Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения. Вспомогательный персонал (технические исполнители) осуществляет информационное обслуживание аппарата управления. Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют и по другим признакам, в частности по составу и профилю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, занимаемому в системе управления. По данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней.

- Культура управления

Управленческая деятельность - это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность  организации производства. Отсюда и  высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это директор, сельский бригадир, губернатор или  министр, руководитель фирмы или  дирижер симфонического оркестра. В  их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения  с людьми в решающей степени зависит  успех любого дела или провалы  в работе.            Сам термин "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование и развитие. В широком смысле, термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.     Современный уровень менеджмента предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.   Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур:

-органическую;

-предпринимательскую;

-бюрократическую;

-партиципативную

Современные руководители и управляющие  рассматривают культуру своей организации  как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все  подразделения и отдельных лиц  на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся  создать собственную культуру для  каждой организации так, чтобы все  служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как  правило, представляют собой поликультурные образования.        Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения. Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером:

а) юридические нормы управленческого  труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера  в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;

б) моральные нормы - нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой важной области, как нравственность и мораль;

в) организационные нормы - устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в  любой организации;

г) экономические нормы - регулируют экономическую деятельность организации.          

Культуру управленческого  труда принято подразделять на:

1) Личную культуру руководителя, включающую в себя:

- уровень квалификации, этическое  воспитание, личную гигиену и  внешний вид, форму обращения  к подчиненным;

- рациональное распределение  рабочего времени. Рациональная  организация труда руководителя  немыслима без четкого представления  о том, что он делает, когда  он это делает, сколько времени  затрачивает на различные виды  работ. Речь идет о строгом  планировании личной работы 2) Организационную культуру, к числу процедур которой можно отнести:

- подбор и расстановку кадров:

- продолжением процесса  подбора является спецификация  кадров, то есть детализация требуемых  признаков и качеств работников (квалификация, навыки, темперамент  и т. д.);

- далее следует процесс  отбора кадров, включающий тесты,  собеседования, опросные листы  и т. д.

- последним этапом является  процесс введения или адаптации  нового работника.            Существует несколько классификаций стилей руководства. Первая и наиболее известная классификация выделяет авторитарный, либеральный и демократический стили:

- авторитарный (директивный)  стиль связан с чрезмерным  преувеличением роли руководителя. Характеризуется централизацией  власти, приверженностью к единоначалию. Руководитель обычно сам решает  все вопросы, не учитывает мнение других. Эффективность такого стиля весьма низка при наличии большого коллектива квалифицированных сотрудников, и может применяться только к ограниченному контингенту работников нетворческого психологического типа;

- либеральный стиль характеризуется  тем, что руководитель старается  не вмешиваться в работу своих  подчиненных, не требует ответственности  за невыполнение задач исполнителями,  пускает работу на самотек,  не желая принимать на себя  ответственность. Иногда этот  стиль называют попустительским;

- демократический стиль  характеризуется партнерскими отношениями  в коллективе, привлечением подчиненных  к обсуждению и подготовке  решений по основным направлениям  деятельности коллектива, взаимным  распределением прав и обязанностей, развитием самостоятельности и  инициативы подчиненных при выполнении  принятых решений, расширением  взаимного контроля. Настоящий демократичный  руководитель избегает навязывать  свою волю подчинённым.       Несомненно, с помощью стиля руководства можно значительно улучшить работу организации, подразделения, аппарата управления, но можно и существенно ухудшить. Следует помнить, что не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми.

-Труд линейного  руководителя, труд специалиста,  труд технического работника 

Система линейного руководства включает всех линейных руководителей, от директора до бригадира. На предприятии в состав линейных руководителей входят директор и начальники основных производственных подразделений - цехов, производств, корпусов и филиалов; на уровне цеха - это начальники цехов и начальники производственных участков, мастера и бригадиры. Всех их отличает от других работников производства их особое положение, особая роль, какую они играют в управлении производством. Они, наделенные в соответствии с законодательными актами властью, несут всю полноту ответственности не только лично за свои действия и решения, но и за деятельность доверенного участка работы и персонала в целом.      Линейные руководители в системе управления занимают центральное положение. Главнейшая обязанность - обеспечение выполнения заданий по производству того или иного продукта. Каждый линейный руководитель, прежде всего, организатор производственного процесса со всеми вытекающими требованиями к уровню его образования, знаний, культуры. Но он является и администратором, и воспитателем, и общественным деятелем.            Задачи, решаемые руководителем, весьма широки и разнообразны. В производственно-хозяйственной области они состоят в выполнении и использовании технических, экономических и организационных резервов повышения эффективности производства на основе выполнения следующих функций: четкая организация производства, ритмичности работы, равномерного выпуска продукции в заданном объеме и номенклатуре; обеспечение бездефектного изготовления продукции с заданными параметрами, повышение качества работы на каждом рабочем месте; рациональное использование всех видов ресурсов и усиление режима экономии в цехе, на каждом рабочем месте; повышение технического уровня производства, ускорение внедрения в производство научно-технических достижений; обеспечение благоприятных условий труда, соблюдение правил техники безопасности и профилактика безопасной работы, повышение творческой активности рабочих.        В области управленческой деятельности задачи состоят в выявлении управленческих резервов повышения эффективности производства в результате: улучшения функционального разделения труда; обеспечения кооперации производственных подразделений; обеспечения более глубокой специализации подчиненных производственных подразделений; более рационального сочетания централизации и децентрализации работ и функций; механизации и автоматизации управления и т.д.    В социальной области они состоят в выполнении социальных резервов повышения эффективности производства путем: повышения роли коллектива в управлении производством; усиления роли коллектива в управлении производством; воспитания сознательности; развития творчества; развития коллективных форм организации труда; улучшения внутриколлективных отношений; совершенствования трудовых традиций и т.д.     В силу своего особого положения линейные руководители в своей повседневной работе должны учитывать весь комплекс проблем, умело использовать весь спектр методов управления, проявлять предприимчивость, принимать научно обоснованные решения, внедрять все новое, прогрессивное, опираться в своей работе преимущественно на экономические и социально-психологические методы. Работа руководителя производственного коллектива требует большого умственного и нервного напряжения. Непосредственное воздействие на технологические, социально-политические, нравственно-психологические процессы в производстве связано с переработкой огромного объема информации. Как показывает практика хозяйствования, количество информации, поступающей к начальнику цеха, составляет более 120 наименований и имеет тенденцию к увеличению.         Особенности работы линейных руководителей, их высокая ответственность за результаты работы коллектива находят отражение в решениях по построению подсистемы линейного руководства.   Что касается специалистов с высшим образованием то по доле их в экономически активном населении (22,3%) Россия вышла на третье место в мире (после США и Норвегии), что требует пристального внимания к этой категории работников. Образование и квалификация превратились в ценности, удовлетворяющие потребности как личности, так и общества в целом. Рост профессионально-квалификационного уровня и эффективности труда специалистов – два способа удовлетворения потребности в работниках данной категории. Цикличность и занятость Относительно низкая безработица среди специалистов дает представление о рыночной ситуации, отличающейся от рынка труда рабочих. Однако общие закономерности рынка труда как такового присущи обоим  сегментам, что иллюстрирует движение работников под влиянием цикличности общественного производства.         Специалисты заняты во всех отраслях экономики, наибольшая «концентрация» их характерна для непроизводственной сферы (органы управления, здравоохранение, наука и научное обслуживание). Динамика удельного веса специалистов в отраслях национальной экономики отражает следующие тенденции: во-первых, более высокая закрепленность специалистов в производстве по сравнению с рабочими; во-вторых, перемещение специалистов из кризисных отраслей в более устойчивые отрасли; в-третьих, относительное повышение спроса на специалистов на рынке труда. Наибольшая закрепленность специалистов проявилась в отраслях непроизводственной сферы, таких как социальная сфера, наука, финансирование и страхование.        Труд определяет прибыльность предприятия, его успех на рынке. Наемные работники заинтересованы в получении за свой труд средств к существованию, достаточных для жизнеобеспечения как их самих, так и членов их семей. Практика многочисленных социологических исследований показывает, что уровень притязаний работников к получаемой заработной плате практически не выходит за рамки так называемой «социальной нормы» заработной платы. Понижение уровня оплаты труда не влечет за собой адекватного расширения спроса на труд, действует ряд ограничивающих факторов.              Рынок труда специалистов имеет свою специфику, определяемую их ролью в производстве. Из всего многообразия функций специалистов в общественном производстве мы выделяем следующие три:

• текущее обслуживание процесса общественного воспроизводства  во всех сферах деятельности общества;

• подготовка условий для  расширенного общественного воспроизводства во всех сферах;

• организация и управление расширенным общественным воспроизводством.

Первую группу функций  выполняют специалисты, обеспечивающие нормальный ход процесса труда рабочих. Они осуществляют техническую, технологическую  и экономическую подготовку производства, занимая должности инженеров, экономистов, программистов и пр. Для этой группы специалистов характерны свободный  наем и увольнение, окладная система  оплаты труда, возможность профессионального и должностного роста. Являясь самой представительной частью корпуса специалистов, эта группа во многом определяет и рынок труда специалистов. Для нее более всего характерны массовая сменяемость и текучесть персонала, изменения в продолжительности и оплате труда, необходимость в профессиональной переподготовке под влиянием требований технического прогресса. Следует также отметить широкую практику применения ненормируемого рабочего дня, в соответствии с которой специалист при одной и той же плате за труд обязан в случае необходимости затрачивать большее количество труда по сравнению с условиями строго регламентированного труда.  Второй группе специалистов присущ творческий характер труда. Именно от них зависят технический прогресс, экономический эффект и перспективы развития общественного производства, естественно, в рамках каждого хозяйствующего или научного образования. Можно считать данную группу элитой корпуса специалистов, которой присущ особо сложный характер труда и рыночные условия, отличные от специалистов первой группы. В условиях жесткой конкурентной борьбы каждый работодатель заинтересован в усилении своих позиций на товарном рынке или в другой сфере деятельности. Поэтому для специалистов второй группы применяются более высокие ставки оплаты труда, что имеет своим следствием меньшую текучесть.            Следует заметить, что разграничение специалистов на первую и вторую группы является условным, не отражающим их нахождение в том или ином подразделении предприятия, учреждения или организации. Элита специалистов формируется в недрах первой группы, заполняя естественную и другие формы убыли специалистов второй группы, а также нацелена на увеличение их числа. Как правило, специалисты этой группы трудятся в условиях ненормируемого рабочего дня, от них ожидается, главным образом, конечный результат. Третья группа специалистов может быть представлена менеджерами всех уровней организации процесса труда. Представителями этой группы, по нашему мнению, должны быть все руководители работников – от руководителя определенной группы работников и заканчивая высшими должностными лицами в государстве.     Особенностью рынка труда в этой группе является не свободный наем и увольнение, а назначение и освобождение от должности по воле вышестоящих органов управления в данной сфере деятельности. Частными случаями подбора персонала на высшие руководящие должности являются выборы. Для менеджеров характерны высокие сложность и качество труда, соответствие этим требованиям отражается на результатах деятельности возглавляемого ими участка сферы производства, обращения или самого управления. Поэтому всем руководителям присущ ненормируемый рабочий день, а оплата труда осуществляется по особым ставкам, все более высоким в зависимости от должности, включая определенные льготы и формы стимулирования.            И так основными признаками труда специалистов являются:

Информация о работе Сущность, особенности и содержание управленческого труда