Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 04:41, контрольная работа
В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал. Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев. Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений.
1.Сущность, особенности и содержание управленческого труда
- Сущность управленческого труда
Считается, что эффективность работы в организации определяется степенью и уровнем развития вертикального разделения труда. По сути речь идет об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей. Принцип действия процесса управления в организации представлен на рис. 1.
Рисунок 1. Принцип действия процесса управления в организации:
-сплошная линия - влияние (ход
процесса), штриховая - поступление информации.
1) умственный труд работников
аппарата управления, состоящий
из трех видов деятельности: организационно-
2) участие в создании
материальных благ не прямо,
а опосредованно (косвенно
3) предмет труда - информация;
4) средства труда - организационная и вычислительная техника,
5) результат труда - управленческие решения.
В зависимости от функциональной
роли в процессе управления организацией
выделяют: руководителей, специалистов
и вспомогательный персонал.
- Культура управления
Управленческая деятельность - это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе. Сам термин "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование и развитие. В широком смысле, термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя. Современный уровень менеджмента предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах. Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур:
-органическую;
-предпринимательскую;
-бюрократическую;
-партиципативную
Современные руководители и управляющие
рассматривают культуру своей организации
как мощный стратегический инструмент,
позволяющий ориентировать все
подразделения и отдельных лиц
на общие цели, мобилизовать инициативу
сотрудников и облегчать
а) юридические нормы
б) моральные нормы - нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой важной области, как нравственность и мораль;
в) организационные нормы
- устанавливают структуру
г) экономические нормы - регулируют экономическую деятельность организации.
Культуру управленческого труда принято подразделять на:
1) Личную культуру руководителя, включающую в себя:
- уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным;
- рациональное распределение
рабочего времени.
- подбор и расстановку кадров:
- продолжением процесса подбора является спецификация кадров, то есть детализация требуемых признаков и качеств работников (квалификация, навыки, темперамент и т. д.);
- далее следует процесс отбора кадров, включающий тесты, собеседования, опросные листы и т. д.
- последним этапом является
процесс введения или
- авторитарный (директивный)
стиль связан с чрезмерным
преувеличением роли
- либеральный стиль
- демократический стиль
характеризуется партнерскими
-Труд линейного руководителя, труд специалиста, труд технического работника
Система линейного руководства
включает всех линейных руководителей,
от директора до бригадира. На предприятии
в состав линейных руководителей входят
директор и начальники основных производственных
подразделений - цехов, производств, корпусов
и филиалов; на уровне цеха - это начальники
цехов и начальники производственных
участков, мастера и бригадиры. Всех их
отличает от других работников производства
их особое положение, особая роль, какую
они играют в управлении производством.
Они, наделенные в соответствии с законодательными
актами властью, несут всю полноту ответственности
не только лично за свои действия и решения,
но и за деятельность доверенного участка
работы и персонала в целом. Линейные руководители
в системе управления занимают центральное
положение. Главнейшая обязанность - обеспечение
выполнения заданий по производству того
или иного продукта. Каждый линейный руководитель,
прежде всего, организатор производственного
процесса со всеми вытекающими требованиями
к уровню его образования, знаний, культуры.
Но он является и администратором, и воспитателем,
и общественным деятелем. Задачи, решаемые
руководителем, весьма широки и разнообразны.
В производственно-хозяйственной области
они состоят в выполнении и использовании
технических, экономических и организационных
резервов повышения эффективности производства
на основе выполнения следующих функций:
четкая организация производства, ритмичности
работы, равномерного выпуска продукции
в заданном объеме и номенклатуре; обеспечение
бездефектного изготовления продукции
с заданными параметрами, повышение качества
работы на каждом рабочем месте; рациональное
использование всех видов ресурсов и усиление
режима экономии в цехе, на каждом рабочем
месте; повышение технического уровня
производства, ускорение внедрения в производство
научно-технических достижений; обеспечение
благоприятных условий труда, соблюдение
правил техники безопасности и профилактика
безопасной работы, повышение творческой
активности рабочих. В области управленческой
деятельности задачи состоят в выявлении
управленческих резервов повышения эффективности
производства в результате: улучшения
функционального разделения труда; обеспечения
кооперации производственных подразделений;
обеспечения более глубокой специализации
подчиненных производственных подразделений;
более рационального сочетания централизации
и децентрализации работ и функций; механизации
и автоматизации управления и т.д. В социальной
области они состоят в выполнении социальных
резервов повышения эффективности производства
путем: повышения роли коллектива в управлении
производством; усиления роли коллектива
в управлении производством; воспитания
сознательности; развития творчества;
развития коллективных форм организации
труда; улучшения внутриколлективных
отношений; совершенствования трудовых
традиций и т.д. В силу своего особого положения
линейные руководители в своей повседневной
работе должны учитывать весь комплекс
проблем, умело использовать весь спектр
методов управления, проявлять предприимчивость,
принимать научно обоснованные решения,
внедрять все новое, прогрессивное, опираться
в своей работе преимущественно на экономические
и социально-психологические методы. Работа
руководителя производственного коллектива
требует большого умственного и нервного
напряжения. Непосредственное воздействие
на технологические, социально-политические,
нравственно-психологические процессы
в производстве связано с переработкой
огромного объема информации. Как показывает
практика хозяйствования, количество
информации, поступающей к начальнику
цеха, составляет более 120 наименований
и имеет тенденцию к увеличению.
• текущее обслуживание процесса общественного воспроизводства во всех сферах деятельности общества;
• подготовка условий для расширенного общественного воспроизводства во всех сферах;
• организация и управление расширенным общественным воспроизводством.
Первую группу функций выполняют специалисты, обеспечивающие нормальный ход процесса труда рабочих. Они осуществляют техническую, технологическую и экономическую подготовку производства, занимая должности инженеров, экономистов, программистов и пр. Для этой группы специалистов характерны свободный наем и увольнение, окладная система оплаты труда, возможность профессионального и должностного роста. Являясь самой представительной частью корпуса специалистов, эта группа во многом определяет и рынок труда специалистов. Для нее более всего характерны массовая сменяемость и текучесть персонала, изменения в продолжительности и оплате труда, необходимость в профессиональной переподготовке под влиянием требований технического прогресса. Следует также отметить широкую практику применения ненормируемого рабочего дня, в соответствии с которой специалист при одной и той же плате за труд обязан в случае необходимости затрачивать большее количество труда по сравнению с условиями строго регламентированного труда. Второй группе специалистов присущ творческий характер труда. Именно от них зависят технический прогресс, экономический эффект и перспективы развития общественного производства, естественно, в рамках каждого хозяйствующего или научного образования. Можно считать данную группу элитой корпуса специалистов, которой присущ особо сложный характер труда и рыночные условия, отличные от специалистов первой группы. В условиях жесткой конкурентной борьбы каждый работодатель заинтересован в усилении своих позиций на товарном рынке или в другой сфере деятельности. Поэтому для специалистов второй группы применяются более высокие ставки оплаты труда, что имеет своим следствием меньшую текучесть. Следует заметить, что разграничение специалистов на первую и вторую группы является условным, не отражающим их нахождение в том или ином подразделении предприятия, учреждения или организации. Элита специалистов формируется в недрах первой группы, заполняя естественную и другие формы убыли специалистов второй группы, а также нацелена на увеличение их числа. Как правило, специалисты этой группы трудятся в условиях ненормируемого рабочего дня, от них ожидается, главным образом, конечный результат. Третья группа специалистов может быть представлена менеджерами всех уровней организации процесса труда. Представителями этой группы, по нашему мнению, должны быть все руководители работников – от руководителя определенной группы работников и заканчивая высшими должностными лицами в государстве. Особенностью рынка труда в этой группе является не свободный наем и увольнение, а назначение и освобождение от должности по воле вышестоящих органов управления в данной сфере деятельности. Частными случаями подбора персонала на высшие руководящие должности являются выборы. Для менеджеров характерны высокие сложность и качество труда, соответствие этим требованиям отражается на результатах деятельности возглавляемого ими участка сферы производства, обращения или самого управления. Поэтому всем руководителям присущ ненормируемый рабочий день, а оплата труда осуществляется по особым ставкам, все более высоким в зависимости от должности, включая определенные льготы и формы стимулирования. И так основными признаками труда специалистов являются:
Информация о работе Сущность, особенности и содержание управленческого труда