Сущность, особенности и содержание управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 04:41, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал. Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев. Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений.

Файлы: 1 файл

организация производства и предпринимательства в АПК.docx

— 661.50 Кб (Скачать файл)

6. учитывает запросы подразделений и организует обеспечение их необходимыми материалами (нефтепродуктами, запасными частями, семенами, удобрениями) и транспортными средствами;

7. осуществляет контроль за использованием машинно-тракторного и автомобильного парков, за выполнением графиков технических уходов и ремонтов;

8. организует диспетчерские совещания, ведет необходимую диспетчерскую документацию.

Функции диспетчерской службы в различных сельскохозяйственных предприятиях в зависимости от этапов ее развития неодинаковы. На первом этапе обычно они ограничиваются сбором и передачей различной информации. Руководители и специалисты видят в ней лишь удобное средство связи. На втором этапе подключаются контрольно-учетные и аналитические функции. При полном своем развитии диспетчерская служба выполняет различные работы по оперативному планированию и регулированию производства, наделяется правами распорядительства.

При создании диспетчерской  службы проводится ряд организационно-подготовительных мероприятий, включая сбор данных для  проектирования, разработку проекта  диспетчеризации, приобретение необходимого оборудования и материалов, подготовку работников диспетчерской службы. Диспетчерская служба организует свою работу на основе соответствующего положения, включающего следующие  разделы:

1. Назначение и задачи диспетчерской службы в предприятии, объекты диспетчерского управления.

2. Штаты, должностное положение работников диспетчерской службы.

3. Обязанности руководителей, главных специалистов и других работников по отношению к диспетчерской службе.

4. Организация работы диспетчерской службы, распорядок рабочего дня, графики передачи информации на диспетчерский пункт, порядок проведения диспетчерских совещаний.

5. Приложения: формы диспетчерской документации, копия приказа директора (решения правления) об утверждении Положения о диспетчерской службе.             На должность старшего диспетчера назначается специалист сельского хозяйства, имеющий организаторские способности и опыт работы, хорошо знакомый с условиями производства на данном предприятии. Диспетчер обязан знать технологию производства, технику и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы. 

Работники диспетчерской  службы обязаны передавать все указания руководителя предприятия и главных  специалистов, а руководители производственных подразделений должны своевременно и точно отвечать на вопросы диспетчера и выполнять все распоряжения, которые передаются через диспетчерскую. Распоряжения диспетчера могут быть отменены или изменены руководителем  предприятия, но последний должен известить  об этом диспетчера. Главные специалисты  должны своевременно информировать  диспетчера об изменениях плана работ, перестановке рабочей силы и техники.

Диспетчерская документация необходима для нормальной организации  оперативного учета, анализа выполнения планов и заданий, передачи распоряжений и заявок, контроля за их выполнением. Она делится на планово-контрольную, оперативную и наглядную.    Основным оперативным документом является Журнал диспетчерской службы, в котором фиксируются время и вид связи, кто и откуда передает информацию, ее содержание, время передачи указаний исполнителю и контроля за их выполнением. Другие журналы отражают работу отдельных отраслей, цехов, подразделений. Например, в растениеводстве используется Журнал выполненных работ, Журнал выхода и реализации продукции, в животноводстве – Журнал учета работы животноводческих ферм. Данные о работе технических средств фиксируются в Журнале учета работы машинно-тракторного парка, Журнале технического состояния тракторов, Журнале технического состояния автомашин, Журнале проведения технических уходов, Журнале работы передвижной мастерской и др. В журналах обязательно указывают причины простоев техники, что дает возможность вести более качественный анализ ее использования.

Диспетчерская служба оснащается различными техническими средствами. Необходимо выделить хорошо оборудованное  помещение, в котором обязательно  наличие компьютера, точных часов, термометра и барометра, необходимой мебели, пишущей машинки, диктофона, различных  схем и табло, справочной литературы. На животноводческих комплексах, тепличных  комбинатах, птицефабриках широко используются телеустановки, средства измерительной  техники для контроля количественных и качественных показателей состояния  производственных процессов.             Опыт работы сельскохозяйственных предприятий повсеместно показал высокую эффективность диспетчеризации. При ней достигается более оперативное маневрирование трудовыми  и материальными ресурсами, сокращаются простои техники и рабочей силы, особенно по организационным  причинам, повышается культура управления производством в целом. Затраты на организацию диспетчерской службы окупаются, как правило, за 1-2 года. У руководителей и главных специалистов, как показали результаты исследований, сокращается удельный вес затрат времени на оперативное управление на 20-35%, в связи с чем они  могут лучше выполнять другие функции, прежде всего перспективного характера.              Для расчета эффективности нужны данные о затратах на организацию и эксплуатацию технических средств диспетчерской службы. Прежде всего учитываются капитальные затраты на проектирование, приобретение оборудования и строительства линий связи, а также эксплуатационные расходы, которые складываются из фонда зарплаты работников службы с начислениями, платы за потребляемую электроэнергию, амортизационных отчислений, затрат на текущий ремонт и содержание оборудования.

 

13.Системы управления

- Общие понятия о системах

-Линейная система управления

- Функциональная система  управления

- Линейно-штабная система  управления

Возрастающая роль исследования систем управления определяется развитием  двух тенденций в реальной деятельности организаций: продолжающейся интеграцией  функций развития, маркетинга, менеджмента  и контроля в их деятельности; усложнением  технико-организационной среды как  системной совокупности методов  и технических средств управления. Представление объекта в виде системы, как правило, связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при построении реальной системы управления.      В настоящее время выделяют пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное. Каждое из указанных представлений системы отражает определенную группу ее характеристик.     Микроскопическое представление системы основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов). В принципе абсолютно неделимых элементов нет, однако в каждом конкретном случае проектирования системы элемент принимается неделимым. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи. Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.      Макроскопическое представление характеризует систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среде). Это означает, что реальная система не может существовать вне системного окружения (среды), а окружающая среда представляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой.  

Понятие «связь» входит в  любое определение системы наряду с понятием «элемент» и обеспечивает возникновение и сохранение структуры  и целостных свойств системы. Это понятие характеризует одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь характеризуется  направлением, силой и характером (или видом). По первым двум признакам связи можно разделить на направленные и ненаправленные, сильные и слабые, а по характеру — на связи подчинения, генетические, равноправные (или безразличные), связи управления. Связи можно разделить также по месту приложения (внутренние и внешние), по направленности процессов в системе в целом или в отдельных ее подсистемах (прямые и обратные). Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими из названных признаков.     Система управления обладает всеми характеристиками системы, поэтому ее структурные элементы представлены следующим образом  

Рис. Общие структурные  элементы системы управления

Структура субъекта управления – это структура администрации (директор, заместители, отделы). Структура объекта управления – это подразделения, службы, цеха, отделы. Функция отражает выполняемые задачи, как субъекта, так и объекта управления. Цель связана с возможными реальными состояниями субъекта и объекта управления через определенное время, а также с желаемым состоянием объекта и субъекта управления через определенное время.          Связи управления характеризуют закономерности взаимодействия субъектов друг с другом при выполнении функций и уровень организованности управления. Все связи управления можно свести к двум видам – линейным и функциональным, которые характеризуют тип структуры управления производством.  Линейные связи – это связи непосредственного подчинения. Функциональные – это связи согласования, т.е. до субъекта управления доводят решения рекомендательного характера лица, равного с ним или высшего ранга.

Линейная система

Линейная система управления характеризуется наличием устойчивой связи «начальник – подчиненный». Руководство в линейной системе  охватывает все задачи и распространяется на всю иерархию   
Рис. Линейная система управления

Линейная система имеет  следующие характеристики:

-  наличие единого распорядительства;

- распоряжения поступают  только от одного начальника  к исполнителю;

- наличие нормы управляемости,  т.е. предельного количества людей  в прямом подчинении, которыми  можно эффективно управлять (обычно  от 4 до 6-12 человек);

- предельная граница контроля, т.е. величина отклонений, превышение  которой не позволяет справиться  своими силами и требует вмешательства  более высокого уровня руководства.

 
Достоинства

Недостатки

1. Простота взаимоотношений  между уровнями управления.

2. Легкость создания (достаточно  иметь одного специалиста и  неквалифицированных или мало- квалифицированных исполнителей).

1. Слабовосприимчива к изменениям (негибкая из-за низкой квалификации исполнителей). 
2. Сложность и длительность процедур принятия решений, так как согласование действий и решений, как на разных уровнях, так и между исполнителями одного уровня осуществляется только через вышестоящих руководителей. 
3. Каждый руководитель объективно должен обладать универсальными знаниями и способностями, но ими не обладает.


Несмотря на недостатки, линейная система организации хорошо себя показывает в сложных и чрезвычайных ситуациях, когда для выполнения несложных работ необходимо быстро организовать людей и т.п. Недостатки линейной системы частично могут  быть смягчены добавлением штабного блока.

Функциональная  система

Главной отличительной чертой функциональной системы управления является высокое качество управления на всех уровнях. Это выгодно отличает ее от линейной системы

 

Рис. Функциональная система: Ф -  функциональный руководитель, П  – подразделения          Основные характеристики функциональной системы иллюстрирует таблица

Достоинства

Недостатки

1. На каждом уровне  исполнение специфических функций  передается органу или исполнителю  с соответствующей квалификацией.

1. Противоречит закону  единства распорядительства (исполнитель  получает указания от нескольких  руководителей, к тому же нередко  противоречивых)

2. Задачи в совокупности  охватывают все аспекты управления  деятельностью объекта.

2. Специфика задач и  специализация функций каждого  элемента функциональной системы  затрудняет управление и координацию  из-за относительной автономности  функциональных руководителей.

3. Распределение работ  стремится к исключению дублирования  функций исполнителей.

3. Излишне дробится процесс  исполнения управленческих решений.

4. Специализация исполнителей  связана с достаточно однородными  работами (т.е. с конкретной функцией).

4. Субординация исполнителей  осуществляется по каждой функции  отдельно.


Недостатки функциональных структур частично могут быть устранены  с помощью «штабной» системы, где штаб состоит из высококвалифицированных  специалистов. В функционально-штабной  системе штаб не только консультирует, но и выполняет координирующую функцию.

Линейно - штабная  организационная структура предприятия

Такой вид организационной  структуры является развитием линейной и призван ликвидировать один из ее недостатков, связанный с отсутствием  звеньев стратегического планирования.        Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном, эта структура соответствует линейной.

Информация о работе Сущность, особенности и содержание управленческого труда