Сущность, особенности и содержание управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 04:41, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал. Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев. Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений.

Файлы: 1 файл

организация производства и предпринимательства в АПК.docx

— 661.50 Кб (Скачать файл)

Рис. Линейно - штабная организационная  структура предприятия.  Так, штабы выполняют предварительный анализ поступающей от нижних эшелонов информации, готовят по ней аналитические отчеты и обзоры, разрабатывают проекты приказов и распоряжений. Кроме того, штабы ликвидируют один из важнейших недостатков обычной линейной структуры, осуществляя тактической и стратегическое планирование деятельности в рамках своей службы.       Штабные структуры создаются в следующих случаях:

  • ·иквидация последствий или предотвращение стихийных бедствий, аварий, катастроф. Например, штаб по ликвидации последствий наводнения, штаб гражданской обороны;
  • освоение новой продукции, новой технологии, не традиционной для данного предприятия. Так, во время Великой Отечественной войны для организации производства танков на тракторных заводах были образованы штабные подразделения;
  • решение внезапно возникшей неординарной задачи, например, связанной с агрессивным поведением конкурентов на рынке и необходимостью разработки ответной реакции. 

Штабное подразделение может  носить как временный, так и постоянный характер и выполнять консультационную роль при постановке и реализации конкретной проблемы, задачи.    При создании штаба для ведения консультационной деятельности, как на временной, так и постоянной основе, как правило, их полномочия существенно ограничены. Например, юридический отдел, отделы маркетинга и управления персоналом и т. п. Они проводят свои решения только через руководителя предприятия. В этом случае схема линейно-штабной организационной структуры несколько изменится.    Штабы и их сотрудники, как правило, не обладают правом принятия решений и руководства подразделениями. Достоинства линейно - штабной структуры:

- более глубокая, чем в  линейной, проработка стратегических вопросов;

- некоторая разгрузка  высших руководителей;

- возможность привлечения  внешних консультантов и экспертов;

- при наделении штабных  подразделений правами функционального  руководства такая структура  - хороший первый шаг к более  эффективным органическим структурам  управления.      Недостатки линейно - штабной структуры:

- нарушение принципа единоначалия;

- сложность согласования  производственных заданий и программ  штаба;

- возникновение в коллективе  социально-психологических проблем;

- преобладание организационно-распорядительных  методов управления над экономическими.            По сравнению с линейной, при линейно-штабной организационной структуре возрастают накладные расходы, но экономическая эффективность предприятия повышается за счет повышения качества принимаемых решений и сокращения времени на их принятие.       Однако при увеличении размера предприятия руководитель уже не в состоянии справляться с возрастающим потоком возникающих вопросов, которые он должен предварительно рассмотреть и направить в штаб. Экономическая эффективность предприятия начинает уменьшаться, и потребуется переход предприятия к линейно-функциональной организационной структуре управления. Основная область применения линейно-штабных организационных структур – небольшие и средние широкопрофильные предприятия.        Вывод: линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.     В заключении можно сказать, что результативность управления в значительной мере связана с выбором организационной структуры предприятия. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.   

 

18. Информация  в управлении, ее роль и предъявляемые  к ней  требования

Любые изменения, происходящие в природе, в обществе, производстве, являются источником каких-то сведений, знаний, отражающих количественную и  качественную характеристики того или  иного явления, процесса, события. Все  эти сведения в любой форме  и любого содержания представляют собой  информацию. Информация – это совокупность сведений (собранных, обработанных и  накопленных), отражающая уровень наших  знаний о процессах, явлениях, событиях, фактах и их взаимосвязи. Понятие  информации в социально-экономических  дисциплинах связывают с отражением в сознании человека окружающего  его мира. Информация характеризует  одну из важнейших сторон деятельности человека – познание мира

Примером процесса отражения  реального мира является хозяйственная  инвентаризация, отображающая на данный момент времени ситуацию с материальными  средствами (ресурсами) предприятия. Информационные модели. Трансформация отдельных  данных и событий в интегрированную  карту реального мира позволяет  построить две последовательные модели:

1) информационно-разъясняющую;

2) информационно-управляющую.      Информационо-разъясняющая модель описывает происходящие процессы и позволяет принимать управленческие решения в соответствии с определёнными целевыми установками и критериями. Информационно-управляющая модель отражает ситуацию накануне принятия решения и прогнозирует варианты её изменения на период после этого. В социально-экономической системе информация является средством коммуникации между людьми. Этим и определяется её роль в производстве, осуществление которого было бы невозможно без связей, коммуникаций. Играя важную роль в деятельности человека, информация имеет большое значение в управлении производством. С точки зрения процесса управления информацию можно определить: • как предмет управленческого труда; • как совокупность сведений о состоянии управляемой, управляющей систем и внешней среды; • как продукт управленческого труда.

С момента возникновения  информация имеет материальный носитель. Перечислим ряд носителей информации: • документы; • чертежи; схемы, фотографии, графики; • газеты, журналы, книги; • кинофильмы, диафильмы, слайды; • записи на магнитной ленте и других запоминающих устройствах; • сигналы, табло, стенды, условные знаки; • память (мозг) человека.            Необходима так же классификация информации : • для компетентного, системного подхода к управлению; • для формирования и совершенствования информационной системы; • для анализа информационного обеспечения процесса управления. По характеру, сфере образования, назначению, формам закрепления (фиксации) применяемая в управлении информации делится на три крупных класса: 1) научно-техническая; 2) собственно управленческая; 3) учётно-статистическая. 1. Научно-техническая информация. Источником её образования являются результаты научных исследований учёных и специалистов в различных отраслях науки и практики. Они предназначены для применения в конкретно-прикладных работах проектных и производственных организаций. 2. Собственно управленческая информация. Используется непосредственно в процессе управления. Это плановая, нормативная и другая технико-экономическая информация. 3. Учётно-статистическая информация. Её источник – результаты деятельности любой административно-хозяйственной ячейки (школы, больницы, учреждения, предприятия и т. п.). Она слагается как обобщение сведений о совершившихся фактах и событиях в различных сферах хозяйственной жизни. Учётно-статистическая информация предназначена для использования в качестве исходной для принятия решений, так как на её основе формируются представления о фактическом состоянии производственно-хозяйственных и социально-экономических процессов.

 

Разнообразие форм отражения  информации имеет большое значение в информационном обеспечении управления. Визуальная информация, особенно в  виде графиков, таблиц, табло и т. д., характеризуется повышенной скоростью  её восприятия, может одновременно сообщаться группе людей, способствует аналитическому характеру восприятия информации, показывая тенденции  и зависимости и т. д. Использование  наглядных форм отображения информации способствует совершенствованию информационного  обеспечения управления. Аудиоинформация – это информация, воспринимаемая на слух путём использования портативных магнитофонов и диктофонов. Аудиовизуальная форма передачи информации совмещает в себе информацию в виде изображения и звука. Она отображается с помощью киноустановок, телевизионной аппаратуры, компьютерной техники, получающей в настоящее время большое распространение в процессе управления.

Цифровая информация, безусловно, играет важную роль в процессе управления. Считается, что цифры более ёмки в информационном отношении, они  вносят точность в предоставляемую  информацию. Но в процессе управления невозможно всё свести к цифровым формам предоставления информации. Буквенная  информация помогает понять и оценить  качественные тенденции развития управляемой  системы, содержательные аспекты её состояния, что является неотъемлемой частью процесса управления. Кодированная информация предназначена для использования  современных технических средств  управления, помогающих собирать, хранить, искать, передавать, обрабатывать информацию.

Условно-постоянная информация часто используется в форме нормативных  и регламентационных актов, долгосрочных заданий и пр. Условно-переменная информация – это текущая, оперативная, используемая сравнительно небольшой  промежуток времени (отражает свойства и количественные характеристики разовой  производственной информации). Условно-постоянная информация остаётся неизменной или  незначительно изменяется в течение  длительного промежутка времени  и многократно используется для  решения задач управления (информация о составе основных фондов, технологии производства продукции, организационной структуре предприятия и т. д.).

Исходная информация используется как основа для проведения различного рода расчётов, логической обработки. В свою очередь исходная информация разделяется на первичную и промежуточную. Производная информация получается в результате расчётов. Первичную информацию получают в результате прямого наблюдения за ходом производственного процесса, выполнения хозяйственных операций. Промежуточная информация может сразу не использоваться, а в течение некоторого периода накапливаться на каких-либо носителях. Производная информация включает результативную информацию.

Свойства и  качественные характеристики информации

 При организации информационных  процессов необходимо учитывать  свойства информации, которые носят  как общий, так и специфический  характер. Назовём основные свойства. – Способность информации быть  средством отражения событий,  процессов. Чем сложнее интересующая  нас система, чем из большего  числа элементов она состоит,  тем обширней состав и объём  сведений, её характеризующих, тем  сложней оценить состояние системы.  Отсюда требование мощности и  совершенства средства для сбора,  передачи, обработки информации, с  тем чтобы можно было понять  поведение системы, управлять  ею, оценить её перспективу. В  этом смысле наиболее сложными  параметрами характеризуются современное  производство, организация, фирма. Современное предприятие – сложный организм, включающий большое число служб, подразделений, цехов, складов и т. д. Производство на предприятии характеризуется глубиной и сложностью связей, высокой степенью разделения труда, динамизмом всех процессов – технологических, экономических, социальных, организационных и пр. Деятельность такого предприятия складывается из огромной совокупности процессов, событий, явлений, каждое из которых является источником информации.  Качественными характеристиками информации являются:

• количество и качество информации;

 • достоверность и  точность;

 • полнота; 

• актуальность;

• ценность, полезность;

 • плотность информации;

 • регулярность, ритмичность  поступления. 

Количество и качество информации. Является одной из основных характеристик при оценке загруженности  работников аппарата управления, а  также для определения производительности используемых при обработке информации технических средств. Оценка количества информации во многом зависит от способов её фиксации, применения различных  носителей.   Достоверность и точность информации. Достоверность информации – это комплексное число ошибочных символов на определённый объём информационного сообщения. На достоверность информации значительно влияют средства и способы отображения реальных фактов; средства и способы их хранения и передачи информационных данных.      Полнота информации. Определяется как соотношение необходимой для управления информации и полученной. Количество необходимой информации зависит от затрат времени на её сбор и передачу.      Актуальность информации. Она связана с временем, в течении которого информация устаревает. В условиях ускоряющихся процессов социально-экономического развития, научно-технической революции актуальность информации постоянно изменяется. Поэтому период, в течение которого информация является актуальной, приобретает немаловажное значение в процессе управления.           Ценность, полезность информации. Эта характеристика относительна, так как ценность информации может быть различной и относительно воспринимающих её субъектов. Вот почему нельзя строго оценить или измерить ценность информации.       Плотность информации. Это её количество, содержащееся в выбранной единице носителя. Низкая плотность информации при отсутствии соответствующей техники обработки увеличивает объём рутинных работ в процессе управления, усложняет процессы хранения и поиска информации и тем самым снижает производительность управленческого труда. Высокая плотность информации требует специальных технических средств для её использования.             Регулярность, ритмичность поступления информации. Информационное обеспечение управления характеризует и частота использования определённых видов информации. Каждое звено системы управления работает со своей специфической для выполняемой функции информацией. Можно разделить информацию по её функциональной принадлежности. Причём это деление можно произвести как по основным, так и по конкретным функциям управления. Такое классификационное деление информации имеет большое значение в проектировании системы управления, в частности при определении трудоёмкости работ по различным звеньям системы управления. Каждая из выполняемых управленческих работ требует вполне определённой, конкретной информации. Следовательно, информация, необходимая, например, для реализации функций оперативного управления и перспективного планирования, будет резко отличаться по срокам предоставления, объёмам, структуре, форме предоставления и т. д.

 

22 Организация  управления в растениеводстве

Одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся главным образом возделыванием  культурных растений для производства растениеводческой продукции. Обеспечивает население продуктами питания, животноводство — кормами, многие отрасли промышленности (пищевую, комбикормовую, текстильную, фармацевтическую, парфюмерную и др.) — сырьём растительного происхождения. Тесно связано с животноводством. Растениеводство включает: полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство, цветоводство.     Растениеводство как учебную дисциплину отождествляют с полеводством. Растениеводство входит в комплекс агрономических наук. Тесно связано с почвоведением, общим земледелием, селекцией растений, с/х. метеорологией, физиологией, биохимией, генетикой растений, с/х. микробиологией, агрофизикой, агрохимией.      Основные задачи растениеводства: разработка и совершенствование технологии возделывания сортов интенсивного типа (способных наиболее продуктивно использовать плодородие почвы, отзывчивых на высокие дозы удобрений и орошение, устойчивых к полеганию, вредителям и болезням, приспособленных к механизированному возделыванию, обладающих высоким качеством продукции); работы по исследованию устойчивости растений к засухе, низким и высоким температурам, засолению почвы; разработка и внедрение интегрированных систем защиты растений от болезней и вредителей; создание наиболее эффективных форм удобрений; мелиорация земель; дальнейшее изучение физиолого-биохимических и генетических основ иммунитета; совершенствование методов программирования высоких урожаев; разработка высокомеханизированных способов возделывания с/х. культур.

Проблемы организации  управления растениеводства

С переходом к рынку  основными направлениями в управленческой деятельности государственных структур АПК, научно-исследовательских учреждений, специалистов–практиков, руководителей аграрных организаций являлись, в основном, проблемы общегосударственного характера – экономические отношения государственных органов и аграрных организаций, система планирования и специализация производства, налогово-фискальная политика, проблемы организации закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные товары, поступаемые на село, продовольственная безопасность и угроза импорта и целый ряд других общих для села и страны проблем. Несмотря на всю сложность научного опровержения данных видов деятельности, необходимо, тем не менее отметить два аспекта:

Информация о работе Сущность, особенности и содержание управленческого труда