Сущность, особенности и содержание управленческого труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 04:41, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал. Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу низших звеньев. Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений.

Файлы: 1 файл

организация производства и предпринимательства в АПК.docx

— 661.50 Кб (Скачать файл)

• преимущественно интеллектуальная деятельность, разработка организационно-технических  и научных решений вопросов развития производства товаров и услуг  на предприятиях и в учреждениях, управление трудовыми и технологическими процессами;

• высокий уровень профессиональной подготовки, определяющий квалификацию и способность решать сложные  задачи развития производства в соответствующих  отраслях национальной экономики;

• подготовка специалистов является длительным процессом, требующим  относительно высоких затрат, поэтому  труд специалистов имеет более высокую  стоимость и оплачивается по более  высоким ставкам, чем труд рабочих;

• для специалистов характерно движение по служебной лестнице с  повышением сложности и ответственности  труда, а также перемещение по различным подразделениям в рамках одного и того же предприятия (учреждения) с соответствующими изменениями  в условиях труда и его оплаты.           Следующей неотъемлемой  группой являются Инженерно-технический работники (ИТР) – это работник, имеющий высшее или среднее инженерно-техническое образование, и осуществляющий организацию или руководство производственными процессами на предприятии.     К основному функционалу данных работников можно отнести: разработку и внедрение процессов и режимов производства, установка порядка работ и  последовательности выполнения трудовых операций, определение основных методов контроля качества, ведение технической документации, создание технологии или их внедрение (монтаж, наладка и эксплуатация оборудования, различные мероприятия по повышению эффективности производства), обслуживание имеющихся производственных линий, настройка их на выпуск той или иной продукции, ликвидация возникающих сбоев в работе, монтаж и наладка производственных линий, а также усовершенствование имеющихся.         ИТР приходится много работать с информацией (схемы, графики, программы и т. д.); кроме того, контактировать с техническими устройствами, а также общаться с другими людьми, занятыми в производстве.           К современным требованиям, предъявляемым работодателем к ИТР относится:

- узкая специализация работника;

 - знание отрасли, в которой предстоит трудиться ИТР;

 - знание рынков сбыта производимой продукции;

 - знание российских и мировых технологий, разработок в своей отрасли деятельности.

Проблемы ИТР сегодня  можно разделить на две группы:

1. Причины, не зависящие  от работника

- низкая заработная плата. Даже если работник выучится и придет на производство, нет гарантии что он не отправится в торговлю или частный бизнес, променяв любимую работу на достойную оплату своего труда. В Ярославской области высокую заработную плату ИТР предлагают на машиностроительном, металлургическом, химическом и нефтехимическом производствах. А вот на текстильных, швейных или пищевых производствах зарплата зачастую скромнее.

- технологии совершенствуются гораздо быстрее, чем модернизируется система профессионального образования. Но решить проблему путем обновления учебной базы вряд ли удастся. Как правило, технологии и оборудование современных производств очень дорогие и часто уникальные, поэтому его невозможно перенести в учебное заведение. Куда проще привести студентов учиться на производство.

- желание работодателя видеть работника не только с хорошим образованием, но и с опытом работы. Решение этой проблемы видится в более основательной практической части учебного процесса технических вузов.

2. Причины, связанные с  изначально неправильным выбором  профессии

- Существуют сложности, которые молодые люди создают себе сами. Основная проблема – это поступление не с целью стать инженером или технологом, а с целью избежать службы в армии, поступить за компанию с друзьями, либо просто получить высшее образование. Если где-то это может пройти и худо-бедно, поднабравшись опыта, получится работать по профессии, то инженером, как и, к примеру, врачом, без способностей и желания не стать.

- Поступить, и даже отучиться положенный срок, конечно, можно, но специалисты в итоге получаются соответствующие. А так как с ИТР у работодателя сегодня спрос особый, те кто оказывается профнепригодным, идут в торговлю или сферу услуг. И хорошо если будущая деятельность будет хоть отдаленно связана с полученными знаниями.    Таким образом, можно подвести итог: если соотнести общее количество выпускников технических вузов и потребность в них работодателя видно, что дело не в суммарной нехватке инженерно-технических кадров, а в несоответствии качества и специализации выпускников.

 Научная организация  управленческого труда

Под научной следует понимать такую организацию труда административно-управленческих работников, которая основывается на использовании достижений науки  и передового опыта, прогрессивных  форм хозяйствования, применении технических  средств и позволяет наилучшим  образом устанавливать и постоянно  совершенствовать взаимодействие служащих между собой и с рабочими, а также с используемыми техническими средствами в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического и экономического обеспечения производства (коммерции). Основными целями научной организации труда являются: повышение производительности труда; сохранение здоровья работающих  Задачами НОУТ являются: сокращение затрат рабочего времени на выполнение конкретных видов работ; установление рациональных форм разделения и кооперации труда; снижение вредного влияния работы на здоровье сотрудников; разработка системы оплаты труда, стимулирующей активизацию работы, повышение ее качества и производительности; обеспечение соответствия работы квалификации, психологическим и другим особенностям работников; улучшение условий труда сотрудников; распространение передовых методов работы; повышение квалификации работников и т. д.           Научная организация управленческого труда включает следующие направления: разделение труда работников и их кооперация как в масштабах предприятия, так и в пределах каждого подразделения; подбор и расстановка работников и обеспечение их квалификационного уровня в соответствии с должностными обязанностями; организация деятельности управленческих работников в составе производственного коллектива по управлению им и по его инженерно-техническому обеспечению; организация и оснащение рабочих мест; использование прогрессивных методов работы; создание благоприятных условий труда, включающих широкий диапазон вопросов; нормирование труда; оценка индивидуального и коллективного труда; использование технических средств управления; стимулирование труда. Необходимость совершенствования управленческих процессов возникла в нашей стране и за рубежом относительно недавно — в конце 50-х — начале 60-х гг. XX века. Зарубежные авторы связывают «революцию в административном управлении» с ростом управленческого аппарата и затрат на него, ростом объемов административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность, социальное страхование, связи с общественностью и т. д.), резким увеличением объемов информации и документооборота и, как следствие, необходимостью четкой организации управленческого труда, рационализации управленческих процессов, т. е. комплексных действий по совершенствованию управленческой деятельности.     Для изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени руководителей и специалистов можно использовать следующие методы: анкетный и устный опросы, проводятся с целью изучения мнения работника о том, насколько рационально организован его труд: четко ли с точки зрения работника определены его обязанности, приходится ли ему выполнять работы, не входящие в эти обязанности (какие и сколько времени), планируется ли его работа и каков удельный вес внеплановых работ, есть ли потери рабочего времени (их величина, причины), какие применяются в работе средства механизации и оргтехники (их использование), удовлетворяют ли работника организация его рабочего места и условия труда и, наконец, какие у работника имеются предложения по совершенствованию организации и повышению эффективности труда; фотография рабочего времени, применяется для установления структуры его затрат на протяжении запланированного периода наблюдений. При этом изучение затрат рабочего времени производится путем наблюдения и замеров всех без исключения затрат времени в порядке их фактической последовательности. Фотография рабочего времени проводится специально выделенным лицом, она может быть сплошной (т. е. в течение всего рабочего дня) или выборочной. В последнем случае изучают затраты рабочего времени по отдельным функциям (видам работ), в том числе повторяющимся, а также по отдельным периодам (циклам) работ; при самофотографии рабочего времени учет затрат рабочего времени проводится непосредственно работающими под руководством служб НОТ. Он ведется с помощью специальных листов самофотографий, в которых регистрируются все выполняемые работы или перерывы в фиксажные интервалы, составляющие определенную часть часа; метод моментных наблюдений, применяется для изучения содержания труда и затрат рабочего времени различных категорий ИТР и служащих.  Кроме того, в отдельных случаях в этих целях используют: хронометраж, при котором изучается элемент процесса, циклически повторяющегося. Применяется при изучении передовых методов и приемов труда, для проверки норм действующих или разработки новых; метод упрощенных наблюдений, состоящий в фиксировании времени, затрачиваемого служащим на обработку определенного вида документов. Документы должны быть средними по сложности, а условия работы — близкими к обычным. Наблюдения производятся в течение 30–40 мин., чтобы время, затрачиваемое на подготовку и окончание операции, не повлияло на время выполнения операций.

 

5.Органы и структура  управления Агрополиса «Северо-Запад».

Агротехнопарк  Агрополис  «Северо-Запад» создаётся в виде автономной некоммерческой организации – АНО «Агрополис «Северо-Запад», учредителями которой являются: Автономная некоммерческая организация «Северо-Западное агентство развития и привлечения инвестиций».          Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации (Ассоциация «Северо-Запад»). Северо-Западный региональный научный центр Российской академии сельскохозяйственных наук.       АНО «Агрополис «Северо-Запад» берет на себя решение следующих задач:

- координация участников, организация партнерских связей, в том числе сети международных партнерских отношений с профессиональными зарубежными организациями (университеты, Агрополисы), создание консорциума зарубежных партнеров для реализации проекта;

- подготовка и реализация концепции и бизнес-плана Агрополиса «Северо-Запад»;

- нахождение финансовых ресурсов, в том числе международных, для выполнения проектных работ;

- продвижение проекта в органах государственной власти и в среде частного бизнеса;

- выполнение иных функций, несвойственных участникам проекта, как управление земельными участками и торговлей.     Основным подразделением является Инновационный центр Агрополиса «Северо-Запад».  Инновационный центр, ориентированный на интеграцию интеллектуального потенциала аграрной науки, инновационного развития образовательных и научных организаций в аграрной сфере экономики, создаётся на базе имущественного комплекса Санкт-Петербургского государственного аграрного университета в Пушкинском районе Санкт-Петербурга. Подведомственные организации Российской академии сельскохозяйственных наук представляют на взаимовыгодных условиях в Инновационный центр новую конкурентоспособную продукцию, машины и технологии, созданные на основе использования результатов фундаментальных и прикладных научных исследований и изобретений в сфере сельского хозяйства.         АНО «Агрополис «Северо-Запад»  в рамках деятельности Ассоциации «Северо-Запад» и Агентства осуществляет продвижение этой продукции и технологий на рынок, способствует её внедрению в сельскохозяйственное производство, на предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.        Предприятия агропромышленного комплекса СЗФО на условиях софинансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ приобретают патенты и новые технологии, которые применяют в собственном производстве. Государственное регулирование и контроль за деятельностью структурных подразделений агротехнопарка осуществляется в рамках действующего законодательства. Проект структуры Агрополис «Северо-Запад» приведен на схематическом рисунке. Как следует из схемы, управление имуществом и земельными участками будет осуществлять ОАО «АгроДевелопмент», одним из учредителей которого является АНО Агрополис «Северо-Запад».

Структура Агрополиса «Северо-Запад»

Правительство Санкт-Петербурга выступает инициатором создания агротехнопарка и после передачи находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков Санкт-Петербургского государственного аграрного университета предоставляет их для размещения объектов Агрополиса.           Агрополис создаётся при участии широкого круга организаций, к которым относятся:

  • исполнительные и законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах СЗФО;
  • территориальные органы федеральных органов государственной власти Российской Федерации;
  • общественные и некоммерческие организации;
  • организации агропромышленного комплекса;
  • организации торговли;
  • отраслевые научно-исследовательские институты Российской академии сельскохозяйственных наук;
  • организации, оказывающие юридические, финансовые, информационные, лизинговые, страховые, маркетинговые, логистические  и другие виды услуг;
  • бизнес-инкубаторы.

 

7. Роль и работа  диспетчерской службы на предприятии:  оперативная, плановая, контрольно-учетная,  аналитическая

Диспетчерская служба дисциплинирует всех работников, повышает ответственность  и дисциплину каждого. Однако в работе уже созданных служб сельскохозяйственных предприятий имеется много недостатков. Так, такую функцию оперативного управления, как распорядительная, выполняют не более 10% диспетчерских служб. В большинстве же случаев диспетчер является не оперативным распорядителем, управляющим ходом работ, а лишь информатором, а иногда и просто посыльным. Причин тому несколько. Первая связана с недооценкой диспетчеризации как инструмента оперативного управления, сказывается привычка работать по старинке.

Вторая заключается в недостаточной компетенции руководителей хозяйств в вопросах диспетчерского управления. Так, если в хозяйстве для диспетчерского пункта выделено отдельное, хорошо оборудованное помещение, имеются все технические средства связи, но диспетчером работает человек, только что окончивший среднюю школу, это говорит о том, что руководитель не знает, зачем он такую службу создал, как она должна работать, и заведомо ставит диспетчера в собирателя информации. Эту же роль вынужден выполнять и опытный специалист, если в хозяйстве отсутствует оперативное планирование.

Третья причина в том, что руководитель не хочет отдать диспетчерскому персоналу оперативную распорядительную власть, не доверяя ему из-за боязни, что диспетчеры с такой работой не справятся.

Очевидно, что возложить  обязанности по оперативному управлению можно только на хорошо подготовленного  специалиста, имеющего сельскохозяйственное образование и опыт работы в сельском хозяйстве, хорошо знающего местные  условия. Понятно, что и заработная плата такого диспетчера, главного или старшего, должна соответствовать  его роли и месту в управлении производством хозяйства.

Таким образом, рационально организованные диспетчерские системы управления являются одной из мер по росту эффективности сельскохозяйственного производства, повышению дисциплины, порядка, организованности на производстве, в сфере общественной жизни.   Работа диспетчерской  службы по своему содержанию подразделяется на оперативную, контрольно-учетную, аналитическую и плановую.   Оперативная работа включает решение всех текущих вопросов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, прием оперативной информации и заявок, передачу распоряжений, указаний и контроль за их выполнением.        Контрольно-учетная работа –это сбор и обработка оперативной отчетности о ходе работ, ведение диспетчерской документации, представление информации руководителям и специалистам предприятия и другим хозяйственным органам. Аналитическая работа тесно связана с плановой и контрольно-учетной. При анализе на основе плановой и отчетной информации проводится сопоставление полученных данных, выясняются причины отставания и срывов, определяются возможности роста производительности труда, вовлечения дополнительных ресурсов, устранения простоев техники, оборудования и т.д.

В сельскохозяйственных предприятиях диспетчерская служба обычно выполняет следующие виды работ:

1. обеспечивает постоянную оперативную связь руководителя и специалистов хозяйства, руководителей и других должностных лиц подразделений и служб;

2. своевременно доводит до исполнителей оперативные задания и распоряжения руководителей хозяйства и осуществляет контроль за их выполнением;

3. оказывает организационную и техническую помощь бригадам, звеньям и конкретным исполнителям в выполнении заданий;

4. принимает, обрабатывает и хранит оперативные сведения и учетные данные о ходе производства, контролирует выполнение плановых заданий отделениями, бригадами и звеньями;

5. предоставляет руководителям, специалистам и соответствующим службам хозяйства информацию о выполнении работ, производстве продукции, обеспеченности материальными средствами и т.п.;

Информация о работе Сущность, особенности и содержание управленческого труда