Сущность заработанной платы и ее формирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, так же учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использование средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия.

Файлы: 1 файл

экономика организации.docx

— 109.21 Кб (Скачать файл)

1.4. Государственное  и договорное регулирование 

оплаты труда. Индексация заработной платы в зависимости от инфляции.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой и постсоциалистических государств свидетельствует о необходимости сохранения регулирующих воздействий со стороны органов государственной власти и управления на заработную плату.

Механизм регулирования заработной платы включает в себя:

1. Государственное регулирование, осуществляемое работодателями  и профессиональными организациями.

2. Договорное регулирование, осуществляемое работодателями  и профессиональными организациями.

3. Рынок труда, подчиняющийся  закону стоимости рабочей силы.

К основным элементам механизма государственного регулирования оплаты труда относятся:

· Тарифная система оплаты труда;

· Минимальный потребительский бюджет (МБП);

· Минимальная заработная плата (МЗП);

· Система налогообложения.

Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отводится тарифной системе, состоящей из тарифной ставки 1-го разряда, определенной на основе минимальной заработной платы; единой тарифной сетки; тарифно-квалификационных справочников. Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда состоят в следующем:

· Во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда;

· Во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не ниже минимума) как ставок и окладов, так и других составляющих заработка (доплат, премий, надбавок, единовременных вознаграждений), а также выплат компенсационного характера исходя из следующих условий: фактически достигнутого уровня заработной платы работника неквалифицированного (простого) труда; прогнозной оценки роста стоимости жизни в регионе в индексах динамики потребительского бюджета на ближайший период (1 – 2 года); наличие целевых источников сохранения фактически достигнутого уровня оплаты труда за счет роста эффективности производства; фактически достигнутого уровня сельского самофинансирования на предприятии; особенностей кадровой структуры предприятий и др.

Определенный интерес представляет сравнительная характеристика факторов, формирующих тарифную систему (табл. 1.4.1)

 

Таблица 1.4.1.

Тип тарифной системы

Факторы, формирующие тарифную систему

Белорусский,

российский

Сложность работы

Квалификация (уровень образования)

Стаж работы по специальности

Американский

Сложность работы

Уровень образования

Условия труда

Западноевропейский

Квалификационные группы в зависимости от времени обучения, производственного опыта

Японский

Анкетные данные: возраст, пол, образование, стаж, формы работы по найму (постоянные, временные, поденные, командировочные)


 

Уровень образования присутствует в каждом из типов тарифных систем. Производственный опыт является одним из определяющих факторов для русского, белорусского, западноевропейского, японского типов. Сложность работы учитывают американская и, в некоторой степени, русская и белорусская тарифные системы. Сложность труда рабочих оценивается аналитическим методом в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС). При этом учитывается сложность технологического процесса; предмет и средства труда; самостоятельность и разнообразность работ и др. В зависимости от суммы баллов, определенных для каждого фактора, производится распределение работ по разрядам.

В квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих (КСДС) указаны их должностные обязанности, а квалификационные требования сводятся к уровню образования и стажу работы по специальности, то есть сложность их труда не учитывается. В связи с этим в начале 1990-х гг. была разработана методика количественной оценки сложности труда служащих. Эта методика позволяет соотнести сложность работы по любой должности с соответствующим разрядом ЕТС.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой денежную оценку минимальных благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных членов общества. Именно этот показатель является социальным нормативом, стандартом, включающим научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, важнейшим непродовольственным товаром и услугам.

Минимальный потребительский бюджет рассчитывается на основе потребительской корзины. Потребительская корзина бывает двух видов: минимальной и рациональной. Минимальная потребительская корзина включает в себя минимальный потребительский набор жизненных средств, удовлетворяющих первичным потребностям человека. Рациональная потребительская корзина устанавливается исходя из всесторонних различных потребностей человека.

На основании стоимости минимальной потребительской корзины устанавливается понятие черты бедности – это тот порог, ниже которого минимальный потребительский бюджет не должен опускаться. Международная организация труда рекомендует считать этот показатель на уровне 60% от МПБ.

Существует два метода разработки минимального потребительского бюджета – статистический и нормативный. Статистический метод для определения потребительских расходов населения пользуется данными обследованиями бюджетов семей. Однако этот метод не может быть взят за основу по причине недостаточной репрезентативности данных. Поэтому в большей мере используется второй метод – нормативный. Для разработки минимального потребительского бюджета используются нормы и нормативы по продовольственным товарам. По непродовольственным товарам и услугам таких нормативов нет, здесь используется статистический метод. Поэтому потребительская корзина рассчитывается нормативно-статистическим методом, то есть по продовольственным товарам – по минимальным нормативам, а по непродовольственным товарам и услугам – формируется по структуре (доходу) той группы семей, потребление которой соответствует минимальной продовольственной корзине.

Минимальная заработная плата – норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных или (и) натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работающего к производительному труду и воспроизводству рабочей силы. В отличие от минимального потребительского бюджета минимальная заработная плата подлежит обязательной выплате при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении работником трудовых обязанностей (норм труда). Установление минимальной заработной платы – своего рода форма вмешательства государства в жизнедеятельность рынка с тем, чтобы, во-первых, обеспечить защиту некоторых наиболее уязвимых категорий трудящихся, чьи возможности участия в коллективных переговорах по каким-либо причинам ограничены; во-вторых, определить низший уровень заработной платы, «стартовые» позиции участников коллективных переговоров, ниже уровня, которых соглашения не возможны.

Государственное регулирование заработной платы осуществляется путем периодического пересмотра ее минимального размера с учетом реальных условий воспроизводства рабочей силы и ее стоимости. Минимальная заработная плата является основной для определения тарифной оплаты труда, пенсии, стипендий, пособий и других социальных выплат.

Основные недостатки минимальной заработной платы сводятся к следующему:

1. За ряд последних  лет минимальная заработная плата  по отношению к минимальному  потребительскому бюджету значительно  уменьшилась, ее размер не обеспечивает  выполнения воспроизводственной  функции оплаты труда.

2. Поскольку минимальная  заработная плата систематически  пересматривается, она перестает  быть базой и теряет свою  нормативность.

3. Минимальная заработная  плата стимулирует инфляцию.

Регулирование средств, направляемых на оплату труда, осуществляется путем налогообложения доходов (прибыли) предприятий и организаций в соответствии с действующим законодательством. Налогом, базой расчета и источником выплаты которого является фонд заработной платы, служит подоходный налог. Кроме того, существует, например, чрезвычайно чернобыльский налог, отчисления в фонд социальной защиты населения.

Договорное регулирование оплаты труда основано на отношениях социального партнера. Социальное партнерство следует рассматривать как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников, работодателей государства оптимальный баланс и реализацию их основных интересов.

Базовая правовая конструкция социального партнера определяется двумя Конвенциями МОТ: № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948) и № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949).

Система социального партнерства включает в себя следующие элементы субъекты, объекты, формы, уровни и механизм реализации.

Субъектами (сторонами) социального партнерства являются социально-трудовые отношения между его субъектами и реализация согласованной социально-экономической политики, исходя из норм законодательства, оценок уровня жизни и заработной платы в целом на национальном уровне и в регионах. Основной формой реализации социального партнерства является заключаемые в организациях коллективные договоры, а также тарифные соглашения.

Регулирование оплаты труда на основе соглашений осуществляется на четырех уровнях.

На национальном уровне правительство, объединения нанимателей и профсоюзов при разработке и заключении Генерального соглашения могут договариваться:

· О совершенствовании нормативных и правовых актов по заработной плате;

· Минимальном размере тарифной ставки первого разряда;

· Приближении минимального размера заработной платы к минимальному потребительскому бюджету;

· Перечне надбавок и доплат, носящих компенсационный характер, величина которых устанавливается на государственном уровне;

· Порядки компенсации трудящимся потерь от несвоевременной выплаты заработной платы;

· Основных критериях и социальных стандартов, характеризующих уровень жизни.

На отраслевом уровне при заключении отраслевых тарифных соглашений стороны могут договорится:

· О минимальном размере тарифной ставки первого разряда по основным категориям работников (работ) в отрасли и порядке ее пересмотра в период действия соглашения;

· Минимальная гарантия оплаты труда;

· Минимально гарантируемых работникам доплата и надбавка, определяем специфическими условиями труда в отрасли;

· Основных положениях (условиях) материального стимулирования труда работников отрасли (подотраслей);

· Отраслевых нормах и нормативах трудовых затрат для нормирования труда и порядки их применения и др.

Предложения по регулированию оплаты труда для их включения в отраслевое тарифное соглашение подготавливается рабочей группы специалистов – представителей сторон соглашения соответствующих профсоюзов и объединение нанимателей, а также органов государственного управления.

На местном (территориальном) уровни по договоренности сторон в соответствующие соглашения могут включаться положения об установлении за счет средств местных бюджетов повешенных по сравнению с законодательством гарантии и льгот в оплате труда, доплат компенсационного характера и т.д.

Соглашения могут содержать также обязательства местных исполнительных и распорядительных органов, периодически публиковать данное о минимальном потребительском бюджете (прожиточном минимуме), об индексе потребительских цен, сложившихся в регионе средней заработной плате и д.р.

Предложения к соглашению данного уровня подготавливаются рабочие группы специалистов – представителей договаривающихся сторон.

На уровне предприятия, организации, учреждения в коллективный договор целесообразно включать положения, конкретизирующие и дополняющие нормы и обязательства соответствующих соглашений более высокого уровня.

Информация о работе Сущность заработанной платы и ее формирование