SWOT – анализ как часть стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретической базы для проведения SWOT - анализа компании, определение ключевых компонентов среды и предоставление методик для их изучения и анализа, анализ внешней среды предприятия.
Отсюда из цели вытекают основные задачи написания курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты SWOT-анализа;
изучить методы проведения SWOT-анализа;
представить краткую характеристику деятельности предприятия;
рассмотреть возможности SWOT-анализа на примере унитарного предприятия «Стикс».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы SWOT – анализа и его место в компании 5
1.1. История развития SWOT-анализа, как части стратегического планирования 5
1.2.Понятие и содержание анализа 7
1.2.1. Элементы внутренней среды: сильные и слабые стороны 8
1.2.2. Элементы внешней среды: возможности и угрозы 9
1.3. Методика и этапы проведения SWOT – анализа Появление крупного конкурента 10
Глава 2. SWOT – анализ как часть стратегического планирования..………...13
2.1. Сущность стратегического планирования……..………………………….13
2.2. Роль анализа в процессе стратегического планирования……..……….…15
Глава 3. Проведение SWOT - анализа на примере компании «Стикс».….…..18
3.1. Общая характеристика компании…………………..……………………...18
3.2. SWOT – анализ компании «Стикс»…………….………………………….21
3.3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия…………...23
Заключение…………………………………………………………….………....25
Список используемой литературы…………………………………….…….….27

Приложение 1…………...………………………………………………………..29
Приложение 2………………………………………………………………….…31
Приложение 3.........................................................................................................32

Файлы: 1 файл

Стратегич менеджмент.docx

— 71.54 Кб (Скачать файл)

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы. [24, 78 с]

Сильные стороны предприятия  — то, в чем  оно преуспело  или какая-то особенность, предоставляющая  дополнительные возможности. Сила может заключаться  в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии  передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком  качестве выпускаемой  продукции, известности  торговой марки. [24, 124 с]

Слабые  стороны предприятия  — это отсутствие чего-то важного для  функционирования предприятия  или что-то, что  пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса. [24, 124 с]

Рыночные  возможности —  это благоприятные  обстоятельства, которые  предприятие может  использовать для  получения преимущества. В качестве примера  рыночных возможностей можно привести ухудшение  позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых  технологий производства продукции, рост уровня доходов населения.  [24, 124 с]

Следует отметить, что возможностями  с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать. [24, 125 с]

Рыночные  угрозы — события, наступление которых  может оказать  неблагоприятное  воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок  новых конкурентов, рост налогов, изменение  вкусов покупателей, снижение рождаемости.

Один  и тот же фактор для разных предприятий  может быть как  угрозой, так и  возможностью. [24, 125 с]

      1. Элементы  внутренней среды: сильные  и слабые стороны

    Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью. [5, 157 с]

   К ним относятся: маркетинг, продукт, ценообразование, продвижение, маркетинговая информация/разведка, сервис/персонал, распределение/дистрибьюторы, торговые марки и позиционирование, разработка новых продуктов; оперативная деятельность; производство/инжиниринг, сбыт и маркетинг, обработка заказов/сделки, исследования и разработки, дистрибьюторы, сбыт, послепродажное обслуживание/сервис, обслуживание/сервис покупателей. Чем теснее становится связь маркетинга и технического отдела, тем важнее будут данные элементы.

    Например, прочная взаимосвязь между командой разработки нового продукта и отделом маркетинга позволяет напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий. [5, 157 с]

    Сюда же входят навыки, заработная плата и премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда людей, текучесть кадров. Все эти элементы имеют центральное значение для успешного внедрения ориентированной на покупателя философии маркетинга и стратегического менеджмента. [5, 157 с]

    Менеджмент. Чувствительные и зачастую спорные, но иногда требующие изменений структуры управления напрямую определяют успех внедрения маркетинговой стратегии. Подобные аспекты должны быть отражены в анализе.

    Ресурсы компании. Ресурсы определяют наличие людей и финансов, и тем самым сказывают на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей. [5, 157 с]

1.2.2.  Элементы внешней среды: возможности и угрозы

    Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды. Анализ среды, который к данному моменту уже должен быть проведен, может послужить отличной отправной точкой для этой части SWOT-анализа. Основные элементы, которые нужно рассмотреть, включают в себя: законодательные/регулирующие/политические силы, действия властей в виде исполнения политики, а также требования законодательного и регулирующего характера, которым должны подчиняться компании; общественные силы (культура). Напрямую затрагивают компанию, когда недовольные покупатели оказывают давление на организации, чья деятельность воспринимается как недопустимая; технологические силы. технологические способности, помогающие компании достигать своих целей, влияют на продукты, которые предлагаются покупателям, и на их ответную реакцию; экономическая ситуация. Влияние общего состояния экономики, под воздействием которого формируются покупательский спрос и манеры тратить деньги; конкуренция, природа и масштаб конкурентной угрозы.   

    Особого внимания заслуживают следующие моменты:

интенсивность конкуренции, угроза появления новых конкурентов, потребности покупателей на рынке, рыночная власть покупателей, дистрибьюторов, поставщиков, конкурентоспособность, давление со стороны товаров-заменителей. [5, 169 с]

    1. Методика и этапы проведения SWOT анализа

SWOT-анализ - это промежуточное звено между формулированием миссии организации предприятия и определением наиболее эффективной стратегии развития предприятия.

1 этап. Определение сильных и слабых сторон предприятия.

Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия  необходимо:

  • Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
  • По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что слабой;
  • Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа.

Для оценки предприятия  можно воспользоваться  следующими параметрами: организация; производство; финансы; инновации; маркетинг.

Из  всего списка сильных  и слабых сторон предприятия  необходимо выбрать  наиболее важные (самые  сильные и самые  слабые стороны) и  записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа. [12, 134 с]

2 этап. Определение рыночных возможностей и угроз.

Второй  шаг SWOT-анализа — это оценка рынка. Этот этап позволяет оценить ситуацию вне предприятия - увидеть возможности и угрозы. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон предприятия.

Необходимо  выбрать из всего  списка возможностей и угроз наиболее важные, и занести  их в соответствующие  ячейки матрицы SWOT-анализа.

В заполненной матрице  SWOT-анализа будет виден полный перечень основных сильных и слабых сторон предприятия, а также открывающиеся перед предприятием перспективы и грозящие ему опасности. [12, 137 с]

  3 этап. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка.

Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется  матрица SWOT-анализа (Таблица 1.1.)

Таблица 1.1. Пример матрицы SWOT-анализа

 

Возможности

Появление новой розничной  сети

и т.д.

Угрозы

Появление крупного конкурента

и т.д.

Сильные стороны

Высокое качество продукции

 

и т.д.

Как воспользоваться возможностями;

Попытаться войти в  число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции

За счет чего можно снизить угрозы;

Удержать наших покупателей  от перехода к конкуренту, проинформировав  их о высоком качестве нашей продукции

Слабые стороны

Высокая себестоимость продукции

 

и т.д.

Что может помешать воспользоваться возможностями

Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так  как наши оптовые цены выше, чем  у конкурентов

Самые большие опасности для фирмы

Появившийся конкурент может  предложить рынку продукцию, аналогичную  нашей, по более низким ценам


Заполнив  такую матрицу  можно увидеть  результат:

  • определены основные направления развития предприятия;
  • сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

Итоговые показатели SWOT-анализа  используются в стратегическом и  тактическом планировании деятельности предприятия. [12, 139 с]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. SWOT – анализ как часть стратегического планирования

2.1. Сущность стратегического планирования

SWOT - анализ - это оперативный диагностический анализ организации и ее среды. Осуществляется с целью выявления в потенциале организации сильных и слабых сторон, угроз со стороны внешней среды, а также установления возможностей, предоставляемых фирме её внешней средой. [9, 287 с]

Это неотъемлемый элемент  стратегического  планирования, сущность которого заключается  в постоянном пересмотре ответов на следующие  вопросы: где сейчас находится организация; в каком направлении  она должна развиваться  в будущем; как  она собирается попасть  в то положение, где  ее хочет видеть руководство. [9, 287 с]

Стратегический  подход к управлению деловыми организациями  начал использоваться во всем мире еще  в 20-30 г.г. ХХ столетия. Но особенно интенсивно процесс перехода к управлению на основе развития начался  в 60-е, когда обострилась  конкуренция европейского и американского  бизнеса с Японией  и компании вынуждены  были перестраивать  свою деятельность с  учетом новых реалий. Вот тогда-то и  потребовался подход, который бы обеспечил  возможность компаниям  своевременно адаптироваться к внешним как  благоприятным, так  и неблагоприятным  условиям, прогнозировать альтернативные варианты развития компании и  управлять этим развитием, используя новые  методологии предвидения  и моделирования  тенденций изменений  макро- и микроокружения. Так в лексикон менеджмента вошло  понятие стратегического  менеджмента (или  стратегического  управления). Еще  одним важным аспектом стратегического  управления стало  внимание к тенденциям изменения внутренней среды компании и, прежде всего, к интересам  и устремлениям ее персонала. [9, 287 с]

По  мнению большинства  специалистов, современный  стратегический менеджмент - «это программный  способ мышления и  управления, обеспечивающий согласование целей и возможностей предприятия с интересами всех заинтересованных в его деятельности сторон. Он предполагает не только определение генерального курса развития предприятия и организацию дела на этой основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации. Это предполагает постановку нового комплекса процессов, отражающих приоритетность целей и динамики развития, обеспечения своевременности решений и действий, предвидения будущего, анализа последствий управляющих воздействий и инноваций». [9, 289 с]

Информация о работе SWOT – анализ как часть стратегического планирования