Текущие цены на мучные и кондитерские изделия, предназначенные для длительного хранения в разрезе областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:43, практическая работа

Описание работы

Сбор и систематизация информации по приоритетной отрасли экономики для стимулирования предпринимательской активности юридических и физических лиц по следующим видам деятельности :
Сахарное печенье, изделия кондитерские длительного хранения.
Вафли, коврижки, пряники и аналогичные изделия.

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ кондитерские изделия.docx

— 756.58 Кб (Скачать файл)
  • АО «Рахат» (г. Алматы ) - известная кондитерская фабрика, уже

имеющая серьезные  экспортные продажи;

  • ТОО «Хамле» (Алматинская область, г.Каскелен) - совместное казахстанско-турецкое предприятие, основной вид продукции: вафли в ассортименте;
  • ТОО «Баян-сулу» (г. Алматы).

Из числа конкурирующих местных  производителей кондитерских изделий  длительного хранения, можно выделить:

ТОО «Свит», который в 2011 году ввел в эксплуатацию новое оборудование по производству  сахарного, сдобного, овсяного печенья, пряников, общей производительностью 1,2 миллиона кг продукции в год. Сейчас ассортимент этого производителя  составляет более 10 наименований продукции.

ИП Енсепова выпускает песочное печенье и пряники на оборудовании, установленном в 2011 году.

ТОО «Шаныбек» производит различные  виды кондитерских изделий в том  числе: грильяж и арахис в шоколаде, абрикосы и чернослив в шоколаде, вафли, мармелад, печенье, птичье молоко.

ТОО «Караван-Трейд» производит сухари,  печенье, мучные и кондитерские изделия  длительного хранения.

 

Среди проблем, стоящими между производителями, как республиканского, так и регионального масштаба, можно назвать «особые» отношения с крупными торговыми сетями. Так, по данным одного из игроков, значительная часть продукции поставляется компанией в торговую сеть под реализацию на условиях расчета после реализации продукции. В результате образуется дебиторская задолженность до 11-12% оборотных средств компании, которая приводит к уменьшению закупок сырья и, соответственно, к снижению объемов производства, что влияет на доходность бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказываемая поддержка отрасли

Регулирование внутренней торговли фактически началось с 2010 года, когда была принята отраслевая программа по развитию торговли. Прописанная в ней долгосрочная цель увеличения доли современных торговых форматов (магазины с торговой площадью более 100 кв м) является благоприятным фактором для производителей и покупателей кондитерской продукции, так как именно в форматах гипермаркета и супермаркета данная продукция представлена наиболее полно.

Поддержку отрасли оказывает также и  экономическая атмосфера Таможенного  союза, где политика протекционизма принимает масштабные рамки. Для  примера в конце  2010 года Казахстан принял меры направленные против кондитерского импорта для защиты местных производителей. В частности, правительство Казахстана с 26 сентября сроком на три года вводит таможенные пошлины на импорт кондитерских изделий для защиты внутреннего рынка. Пошлина в размере 30% от таможенной стоимости, но не менее 0,27 евро за 1 килограмм вводится в отношении импорта леденцовой карамели, с начинкой или без начинки, тоффи, карамелей прочих и аналогичных сладостей, не содержащих какао. В отношении ввоза шоколадных конфет предусматривается пошлина в размере 49% от таможенной стоимости, но не менее 0,8 евро за один килограмм. За ввоз прочих кондитерских изделий из сахара и его заменителей, содержащих какао, предусмотрена пошлина в размере 39% от таможенной стоимости, но не менее 0,42 евро за один килограмм. Такие меры могут быть приняты в ближайшее время и для защиты производителей мучных кондитерских изделий длительного хранения, пока же страдают импортеры украинской кондитерской продукции. Производство сухарей и печенья; производство мучных кондитерских изделий, тортов, пирожных, пирогов и бисквитов, предназначенных для длительного хранения

Производство  печенья, сухарей, вафлей и других мучных кондитерских изделий длительного  хранения по РК за 2010-2011 годы, тонн

 

 

2010

2011

РК

64 581

69 998

Алматы

15 487

17 038

Астана

478

394

Акмолинская область

1 755

943

Актюбинская область

3 036

3 502

Алматинская область

6 487

8 352

Атырауская область

241

300

Восточно-Казахстанская область

2 403

1 339

Жамбылская область

152

121

Западно-Казахстанская область

1 121

2 015

Карагандинская область

2 850

3 027

Костанайская область

11 303

13 340

Кызылординская область

15

39

Мангистауская область

147

287

Павлодарская область

3 505

4 521

Северо-Казахстанская область

4 629

4 298

Южно-Казахстанская область

10 972

10 482


 

Источник: Агентство РК по статистике



Внутреннее производство

 

Рассматриваемое производство коврижек, пряников, сахарного печенья; вафлей за 2010-2011 годы показывает, что основными центрами производства в Казахстане являются Алматы, Костанайская, Южно-Казахстанкая и Алматинская области. При этом если рассматривать Западно-Казахстанскую область, то мы видим значительный рост производства в 2011 году, в сравнении с 2010 годом, а также более большой объем производства в сравнении с соседними регионами Атырау и Актау. 

Производственные мощности

Если учесть, что в  РК общее количество мелких и крупных  компаний-производителей продукции кондитерских изделий длительного хранения равно 109 единиц, но не учитывать индивидуальных предпринимателей и серой составляющей рынка, то можно рассчитать объем производственных мощностей косвенным путем.

Известно, что крупные  предприятия имеют от 5 до 20 (и  более) производственных линий, которые  включают в себя конвеерные ленты, мешалки, печи и упаковочные модули. Таких  компаний по данным Агентства РК по статистике насчитывается в Казахстане 10.

Мелкие же компании имеют  от одной до 5 линий условно и  их количество равно 99 единиц. И таким образом, рассчитав среднестатистический показатель можно проследить средний объем производственных мощностей для производства  печенья, вафлей, бисквитов и прочей рассматриваемой продукции.

И если средний показатель равен у крупных компаний равен 12,5, а у мелких 3, то можно рассчитать: 12,5*10+3*99=422. Таким образом в РК насчитывается 422 производственные линии для изготовления кондитерских изделий длительного хранения.

 

Внешняя торговля

Таблица 2. Внешняя торговля по коду ТН ВЭД 1905 «Хлеб, мучные кондитерские изделия, пирожные, печенье и прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия» в Республике Казахстан  за 2007-2011 гг.

 

2007

2008

2009

2010

2011

Экспорт, тонн

3 782,5

4 107,2

5 974,0

3 623,4

4 206,7

Экспорт, $тыс., в т.ч. по странам:

4 663,5

6 131,5

10 295,8

5 599,2

7 376,7

Кыргызстан

935,0

1 101,5

1 760,0

1 315,5

2 674,5

Таджикистан

258,8

237,3

772,1

862,5

1 176,7

Россия

1 842,8

2 126

3 479,5

1 920,6

935,8

Импорт, тонн

65 267

77 163

83 262,0

71 283,4

48 797

Импорт, $тыс., в т.ч. по странам:

89 508

123 883

156 601

121 387

86 593

Украина

23 511

31 171

48 459,7

34 966,3

42 079

Россия

59 808

83 087

96 493,5

77 554,2

35 596

Германия

756,1

2 190,7

2 196,9

1 828,9

2 147,4

Польша

432,6

1 873,2

2 313,1

952,3

1 575,5

Бельгия

913,7

288,6

1 368,1

517,1

1 198,9

Турция

812,7

1 086,3

1 185,4

1 616,0

1 148,6

Италия

1 622,3

1 866,0

1 265,3

785,9

449,6



Источник: Комитет таможенного контроля Министерства финансов РК


 

Казахстанский экспорт продукции  осуществлялся, в основном, из Алматинской области в Россию, Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан, из Алматы в Кыргызстан,Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Тем не менее, масштабы экспорта несравнимы с импортом. Среди стран-импортеров доминируют Россия и Украина, причем для российских производителей казахстанский рынок является одним из приоритетных. В отношении украинских импортеров следует заметить растущую динамику, успешную конкуренцию с местными и российскими брендами, серьезные позиции в экономичном ценовом сегменте.

 

 

 

 

 

 

 

Размер  рынка

Объем рынка по продукции сахарное печенье, вафли и другие кондитерские изделия длительного хранения относительно точно можно рассчитать лишь по формуле «Производство + Импорт - Экспорт», где, однако, приходится пренебречь данными по запасам и нераспроданным в отчетном периоде торговым остаткам. Расчет объема рынка по потреблению на душу населения  не будет достаточно точным, так как рассматривает не все виды продукции и не учитывает сезонности потребления.

Таким образом, используется формула  «Производство + Импорт - Экспорт», но в  силу ограниченности статистических данных - в Агентстве РК по статистике учет по рассматриваемым видам продукции ведется только с 2009 года - объем рынка может быть рассчитан только за период 2010-2011 годов. Так как данные по производству даны лишь в физических единицах (тоннах), то и расчет возможен только в них.

Относительно регионального разреза, рассчитанные по этой формуле данные по ряду областей будут некорректными  в силу существования межрегиональной (межобластной) торговли, цифры по которой  в настоящее время не доступны. Исторически сложилось, что в  стране есть несколько регионов, более  других активных во внешнеэкономической  деятельности - Алматы, Караганда, Шымкент, Астана и другие. Многие виды продукции  импортируются через данные регионы, а затем уже по внутренней торговле распределяются в близлежащие области  и города.

В силу вышеуказанных ограничений возможно рассчитать лишь объем рынка в  целом по Казахстану за 2010 и 2011 годы. По 2010 году он составил 132 240,9 тонн, по 2011 году 114 588,8 тонн.

Столь существенное снижение объясняется  падением объемов импорта с 71 283,4 до 48 797,4 тонн, в основном российского (с 77 554,2 до 35 596,1 тонн). Причины же снижения импорта из РФ, с учетом высокого приоритета казахстанского рынка для российских производителей, могут быть связаны с временными трудностями по внешней торговле, вследствии не доурегулированности процедур по Таможенному союзу в 2010 году .

В таких условиях временного снижения импорта отечественным производителям предоставлялся шанс заместить их на рынке. Кстати, частично российский импорт уже замещен более дешевым украинским

Относительно прогноза по рынку  на ближайшие три года можно отметить следующее.

Рост  спроса, на наш взгляд, будет напрямую каррелировать с демографическими показателями. По данным Агентства РК по статистике за 2011 год, в Казахстане насчитывалось детей и подростков в возрасте до 15 лет 3 924,4 тыс. Это самая многочисленная группа потребителей, которая в ближайшие годы войдет в самостоятельную жизнь, за все 20 лет существования Казахстана. Если же учесть региональный разрез, то львиную долю в этой группе составляют представители Южно- Казахстанской (826,7 тыс. человек), Алматинской (467,5), Жамбылской (297) и Кызылординской (205,9 ) областей - вместе 45,8%. Такой существенный крен в сторону южного населения предоставляет отечественным производителям шанс по завоеванию этой потребительской аудитории как за счет выпуска большего ассортимента «восточной» продукции, так и за счет новых брендов, близких этой группе. Тем более, что, по всей вероятности, существенно увеличится эконом-сегмент, где отсутствует конкуренция со стороны транснациональных корпораций, европейских и некоторых российских производителей. С другой стороны, благодаря Таможенному союзу возрасла торговля с Россией. И здесь  существует не только вероятность  быстрого роста российского импорта, но и возможности для экспорта в регионы Урала и Южной Сибири. Привлекательными особенностями данных экспортных рынков являются: высокая концентрация населения в крупных городах, развитые торговые сети в них, более высокая покупательная способность в них, по сравнению с большинством городов Казахстана. Дополнительным катализатором экспортной деятельности может выступить и проникновение казахстанских торговых сетей на эти рынки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор цен. Уровень инфляции в РК (за 2006-2011 гг.)

 

Ежеквартальный индекс потребительских цен на основные виды продукции (за 2009-2011 гг.)

  Ежеквартальный индекс потребительских  цен



Источник: Агентство РК по статистике



 

 

Кварталы

I

II

III

IV

Все товары и услуги

2007

108,4

108,9

108,6

108,3

2008

108,1

107,8

109,8

117,2

2009

118,7

119,5

119,5

111,4

2010

108,8

108,3

106,4

105,9

2011

107,3

106,9

106,6

107,6

продовольственные товары

2007

109,6

109,5

108,2

107,4

2008

106,5

106,8

111,2

124,2

2009

126,8

128,4

126,9

113,6

2010

108,8

107,4

104,8

103,2

2011

104,6

105,2

105,9

109,1




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основным сырьем применяемым для изготовления описываемой продукции является мука и крайне важно оценивать оптовые цены на этот продукт. Производитель в первую очередь должен оценивать стоимость муки (наряду с другими затратами при производстве: логистика, издержки, прочие виды сырья). Всегда следует помнить, что динамика оптовых цен на муку зависит от множества факторов, таких как: урожайность, зависящая от погодных условий, состояния производственных мощностей, логистических особенностей и пр. Экспортные цены на муку также могут влиять на внутренние, и если в странах импортерах казахстанской муки цены снижаются, то экспортеры отрицательно уравнивают свои цены, что позволяет внутренним покупателям иметь преимущества, формируя основную часть спроса.

 

 

 

 

 

Оптовые цены на муку на рынках городов  РК на 20 марта 2012 года, тенге.

 

Астана

CD

Ю

О

Ё

<

Талдыкорган

Кокшетау

Атыpay

Усть-Каменогорск

Караганда

Косианай

Кызылорда

Актау

Павлодар

Петропавловск

Шымкент

Алматы

Урасльк

Тараз

Казахстан

Мука высшего сорта (кг)

53

48

53

48

55

49

53

45

58

65

46

53

53

75

54

59

54

Мука первого

                                 

сорта (кг)

39

43

43

37

45

39

44

38

48

42

35

40

42

64

46

49

44

Информация о работе Текущие цены на мучные и кондитерские изделия, предназначенные для длительного хранения в разрезе областей