Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 18:17, курсовая работа
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Переход от целей организации к её структуре………………………..............6
1.1Процесс формирования организационной структуры предприятия……..8
1.2 Методы проектирования структур управления………………………….11
2. Показатели при оценке эффективности аппарата управления…………….15
2.1 Корректировка организационных структур……………………………...18
2.2 Тенденции к изменению|смене| организационной структуры……………….....22
3. Анализ организационной структуры на основе АО «НОРД»……………...28
3.1 Акционерное общество|товарищество| «НОРД»…………………………………………...28
3.2 Организационная структура АО «НОРД»………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………..43
|
2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра общего и административного менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Основы менеджмента»
на тему: «Тенденции и принципы формирования
организационных структур управления организацией»
Выполнила студентка II курса
Руководитель: Степанов О.П.
д.э.н., профессор
К защите допустили Защищено
с оценкой_________ с оценкой________
__________________
(подпись преподавателя) (подпись преподавателя)
«____»_____________200__г.
Донецк 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Переход от целей организации к её структуре………………………............
1.1Процесс формирования организационной структуры предприятия……..8
1.2 Методы проектирования структур управления………………………….11
2. Показатели при оценке эффективности аппарата управления…………….15
2.1 Корректировка организационных структур……………………………...18
2.2 Тенденции к изменению|смене| организационной структуры……………….....22
3. Анализ организационной структуры на основе АО «НОРД»……………...28
3.1 Акционерное общество|товарищество| «НОРД»…………………………………………...28
3.2 Организационная структура АО «НОРД»………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..43
|
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
При разработки принципов и методики проектирование структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Оно прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой; распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Организационная структура-это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирование структур (системного подхода) с большой экспертно – аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения.
До последнего времени методы построения управления, характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.
Одним из главных недостатков применявшихся методик являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации. Это особенно отчётливо проявляется при решении проблем, связанных с созданием корпораций, АО, финансово-промышленных групп, заказов и договоров запросам потребителей, с комплексным решением проблем качества продукции.
Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функции управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Т.е. он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.
Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.
В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы и должен применяться в органическом сочетании с другими.
Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.
Рис. 1. Организационная модель организации
Конечным критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надёжность аппарата управления; адаптивность и гибкость. При возникновении проблем необходимо формулировать численность персонала как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управление, должна быть объективно обоснованной для того, чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.
1.1. Процесс формирования организационной структуры предприятия
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимоувязанных элементов, которые|какие| находятся между собой в постоянных|устоявшихся| отношениях, которые обеспечивают их функционирование и развитие как единственного|единого| целого. Элементами структуры являются отдельные рабочие, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связкам, что принято разделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связки носят характер согласования и есть, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связки - это связки подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связки в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связки отображают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лица|личностью|, которые|какие| полностью отвечают за деятельность организации или ее структурных подразделений, функциональные связки должны отвечать линии движения информации и управленческим решениям тем или другим функциям управления.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого|какого| распределены задачи и функции управления, а следовательно|итак| - права и ответственность за их выполнение. Из|с| этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму распределения|деления| и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой|какой| происходит процесс управления, направленный на достижение намеченной цели менеджмента|.
Таким образом, структура управления включает у себя все цели, распределенные между разнообразными|многообразными| звеньями, связи между которыми|какими| обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому ее можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования (как процессу реализации структурных связей системы управления). Связь структуры управления с ключевыми понятиями менеджмента являются| его целью, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями. Это свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны управления. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и средствам формирования структур, выбора типа или комбинации, выглядел структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия цели, которые| решаются|разрешают| и задачами.
Многогранность содержания|иждивения| структур управления предусматривает множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отображать цель и задачи организации, следовательно|итак|, быть подчиненной| производству и изменяться вместе с изменениями|сменой|, которые| происходят. Она должна отображать функциональное разделение труда и объем полномочий рабочих управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, и распространяются|ширят|, как правило, в направлении высших уровней управления. При этом полномочия руководителя любого|какого-нибудь| уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней|наружной|, среды, уровнем культуры и ценностным| ориентациям|ориентацией| общества, принятыми в нем традициями и нормами. Другими словами, структура управления должна отвечать социально-культурной среде, и при ее построении нужно учитывать условия, в которых|каких| она будет функционировать. Практически|практично| это значит|означает|, что попытки слепо копировать структуры управления, которые|какие| действуют успешно в других организациях, направлены на провал, если условия работы отличны. Важное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - из|с| другой.
Создание структуры является важным элементом в организационной деятельности фирмы. Выбор эффективной методики формирования всего комплекса организационных структур - также жизненно важен элемент в деятельности менеджерского аппарата|. Как правило, в таких корпорациях при признаках недостатков|недостатка| в функционировании высшего звена менеджмент решает вопрос о необходимости реорганизации в управленческой структуре.
В теории западного менеджмента, основанного на концепциях организационного поведения, структура фирмы рассматривается как важнейший фактор, который определяет и формы|форму| поведения (деятельности) всего коллектива и отдельных его членов. В этом плане в организационную структуру включаются такие управленческие понятия, как соотношения ответственности и полномочий, делегирования полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели управленческих решений, проектирования общих и индивидуальных заданий|задачи| и так далее|н. В сущности|по существу| идет речь здесь о содержательной стороне структуры менеджмента|: какой| цели она служит и какие управленческие процессы она обеспечивает.
Таким образом, давая общую характеристику организационной структуры, можно выделить несколько положений, которые определяют ее значимость: