Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 18:17, курсовая работа
Научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Переход от целей организации к её структуре………………………..............6
1.1Процесс формирования организационной структуры предприятия……..8
1.2 Методы проектирования структур управления………………………….11
2. Показатели при оценке эффективности аппарата управления…………….15
2.1 Корректировка организационных структур……………………………...18
2.2 Тенденции к изменению|смене| организационной структуры……………….....22
3. Анализ организационной структуры на основе АО «НОРД»……………...28
3.1 Акционерное общество|товарищество| «НОРД»…………………………………………...28
3.2 Организационная структура АО «НОРД»………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………..43
|
- организационная структура фирмы обеспечивает координацию всех функций менеджмента;
- структура организации определяет права и обязанности|долг| (полномочия и ответственность) на управленческих уровнях;
- от организационной структуры зависит эффективная деятельность фирмы, ее выживания и процветания;
- структура, принятая в данной конкретной фирме, определяет организационное поведение ее сотрудников, то есть стиль менеджмента и качество труда коллектива.
1.2 Методы проектирования структур управления|
К|до| структуре управления подается|дает| множество требований|востребования|. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых|каких| были посвящены немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные|головные| из|с| этих принципов могут быть сформулированы следующим чином|образом|.
1. Организационная структура управления должна, прежде всего отбивать|отражать| мету и задание|задачу| организации, а следовательно|итак|, быть подчиненной производству и его потребностям.
2. Следует предусмотреть оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными рабочими, что обеспечивает творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую|подобающую| специализацию.
3. Формирование структуры управления нужно связывать с определением полномочий и ответственности каждого рабочего и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями и обязанностями|долгом|, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с|с| другой, необходимо поддерживать ответственность, нарушение которого|какого| приводит к|до| дисфункции системы управления в целом.
5. Организационная структура управления должна быть адекватной социально-культурным условиям организации, которая обнаруживает|выявляет| существенное влияние на решение относительно|в отношении| уровня централизации и детализации, распределения|деления| полномочий и ответственности, меры самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически|практично| это значит|означает|, что попытки слепо копировать структуру управления, которые успешно функционируют в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемый|желанный| результат.
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества разнообразных|многообразных| факторов, которые|какие| влияют на структуру управления.
Главный|головной| фактор, "который задает" возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Разнообразие организаций в Украине предусматривает большое|великое| количество подходов к|до| построению управленческих структур. Эти подходы разнообразны|многообразный| в коммерческих организациях и некоммерческих, больших|великих|, средних и малых, что находятся на разных|различных| стадиях жизненного цикла, где есть разный|различный| уровень распределения|деления| и специализации труда, автоматизации, иерархических и "плоских", кооперирование и так далее. Очевидно|по-видимому|, что структура управления большими|великими| предприятиями более сложна в сравнении из|с| той, которая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента сосредоточиваются|
Следует обратить внимание на сочетание структуры управления с фазами жизненного цикла организации, о чем, к сожалению, вают проектанты и специалисты, решая задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управление самое частое реализуется тенденция к|до| децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении|смене| производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (потому что|ибо| скоро данную фирму присоединит к|до| себе| другая компания, которая приспосабливает|приспособляет| структуру управления к|до| той фазе жизненного цикла, в которой|какой| она находится).
На формирование структуры управления влияют изменения|смена| организационных форм|формы|, в которых|каких| функционируют предприятия. Да, при вхождении фирмы в состав какого-то сплочения, скажем, ассоциации, концерну и тому подобное, происходит перераспределение управленческих функций, потому|оттого| меняется и структура управления фирмы. Но, даже, если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится|стает| частью организационной сети, которая объединяет на временной основе|основании| ряд взаимосвязаных| предприятий (чаще всего для использования|употребления| благоприятной ситуации), ему нужно вносить в свою управленческую структуру ряд изменений|смены|. Это связано с необходимостью усилением функций координации и адаптации к|до| системам менеджмента других компаний, которые входят в сеть.
Важен фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к|до| децентрализации "электронного интеллекта", который ведет к|до| росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования|употребления| на уровне предприятия локальных сетей, ведет к|до| ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится прежде всего к|до| координации работы подчиненных ланок, передачи информации, обобщения результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования|употребления| локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
В этом контексте следует отметить, что современное развитие информационных систем приводит до формирования нового типа предприятий, что в западной литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними понимают совокупность независимых (чаще всего небольших за размерами) предприятий, которые являются словно|вроде| бы|б| узлами на информационной сети, которая обеспечивает их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает|пронзает| буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между этими организациями, становятся|стают| "прозрачными", и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.
2. Показатели при оценке эффективности аппарата управления
Согласно современной теории управления, ориентированной|ориентируемой| на маркетинговые методы, организационные структуры управления должны отвечать требованиям|востребованию|: комплексности, согласованности, результативности. Организационное проектирование предусматривает формирование набора областей хозяйственной деятельности, максимизирующих| достижения целей, исходя из профиля организационных возможностей и состояния|стана| внешней|наружной| среды.
К|до| методам проектирования и совершенствования организационных структур управления нужно отнести такие, как структуризация целей, аналогий, организационного моделирования, блочный, экспертно аналитический, нормативный, параметрический, аналитически расчетный, графоаналитический|, математико-статистический|.
Предприятиям целесообразно оценивать меру адекватности организационно экономического|экономичного| механизма управления предприятием к|до| условиям внутренней и внешней|наружной| среды, а результаты этой оценки использовать при принятии решений по выбору организационных структур. Выбор оптимальной структуры управления предприятием зависит от глубины анализа и оценки динамики хозяйственной ситуации в ходе принятия решений по изменению|смене| организационно экономического|экономичного| механизма его функционирования в максимально возможном реальном масштабе времени в рамках функционирования автоматизированных систем управления использования|употребления| экономико-математических методов и моделей.
В экономических|экономичных| исследованиях применяются следующие группы экономико-математических методов:
1. оптимального программирования для определения оптимальных вариантов хозяйственных решений;
2. сетевого планирования н управления для выявления|обнаружения| н мобилизации резервов времени у ресурсов при оперативном планировании и управлении.
3. корреляционного и регрессионного| анализа для определения количественной характеристики связи, зависимости и экономической|экономичной| обусловленности показателей.
В ходе анализа и оценки выходят|исходил| с того, что совокупность начальных|первоначальных| и расчетных данных хозяйственной деятельности предприятия и его подразделов|подразделения| являет собой информационное поле (матрицу эффективности). Важнейшей характеристикой хозяйственной| деятельности является финансовое положение, при котором|каком| обеспечивается развитие производства и других сфер деятельности, роста прибыли и активов, при сохранении|сохранности| платежеспособности и кредитоспособности. При отборе начальных|первоначальных| данных для оценки финансового положения нужно учитывать: длительность цикла и скорость оборота оборотных|обратимых| средств|средства|, соотношения собственных и ссудных (арендованных) средств|средства|, удельный вес|вага| запасов|припаса| в составе оборотных|обратимых| средств|средства|, возможности привлечения, для формирования финансовых ресурсов долгосрочных и краткосрочных кредитов банка.
Матрица эффективности превращается входе расчетов таким образом, что за критерий оценки принимаются эталонные показатели хозяйственной деятельности предприятия. Ранжируя каждый элемент столбца матрицы, которая нормируется с показателем-эталоном, полу считают| показатели оценки. Кроме того, рассчитывается обобщающий индекс эффективности как среднегеометрическое| всех элементов матрицы.
Этот интегральный показатель оценки носит ориентировочный характер и не вычерпывает|исчерпывает| всего содержания системы, комплексной оценки хозяйственной деятельности предприятия, и его структурных подразделений|подразделении|, потому|оттого| целесообразно осуществлять|свершать| рейтинговую| оценку предприятия н его структурных подразделений в динамике. Рейтинг|рэйтинг| устанавливается по системе показателей, которые рассматриваются за 2-3 года;.. Общий рейтинг|рэйтинг| складывается|состоит| как сумма баллов|бала|. Все показатели разделяются на 3 класса: оптимальные, наиболее реальные в условиях нестабильной экономической|экономичной| ситуации и критические.
Рейтинг|рэйтинг| определяется показателями, которые характеризуют деловую активность, экономический|экономичный| потенциал, финансовую стойкость и платежеспособность. Особенностью данного метода является то, что из|с| 30-35 показателей экономической|экономичной| ситуации в предложенную классификацию отбираются, например, 15 важнейших, поскольку введение|ввод| в модель всех показателей усложняет|осложняет| ее интерпретацию и использованные|употребление| показатели рейтинговой| оценки хозяйственной деятельности предприятия: прирост чистой прибыли; рентабельность активов, оборотность|обратимый| оборотного|обратимого| капитала (раз), период оборота (дней), рефинансирования чистой прибыли, в производство, коэффициент амортизации, рентабельность продукции, прирост реализации, оборотность|обратимый| инвестированного капитала (раз за период), отношения основного капитала, к|до| оборотному|обратимому|, продукции, которая реализовывается населению, соотношение темпов роста численности и производительность труда, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент финансовой независимости.
Высокий рейтинг|рэйтинг| свидетельствует о том, что предприятие и его подразделы|подразделения| находятся в стойком положении и принято решение о реорганизации верно. При снижении рейтинга|рэйтинга| на определенное количество позиций у предприятия есть признаки напряженности и это ставит под сомнение возможность изменения|смены| организационной структуры. При приближении рейтинга|рэйтинга| критическому значению, предприятие неплатежеспособно и находится на граня банкротства, которое делает невозможной его реорганизацию.
Кроме того, для оценки финансового равновесия целесообразно использовать матрицу финансовой стратегии, которая|какая| позволяет спрогнозировать «критический путь» экономической|экономичной| объекта на ближайшую перспективу, обнаружить|выявлять| допустимые пределы|границу| риска и определить порог возможности предприятия и его подразделов|подразделения|. Для подменяя матрицы|матрицу| финансовой стратегии складывается|состоит| аналитический финансовый баланс, в котором|каком| дается общая оценка финансового положения и определяются его изменения|смена| за период, который анализируется, исследуется финансовая стойкость. Потом|затем| рассчитывается результат хозяйственной деятельности или объем денежных средств|средства| после мероприятий по реорганизации за счет развития внутренних источников|истока|, то есть уровень ликвидности в результате|вследствие| осуществления всего круга|окружности| хозяйственных операций экономического|экономичного| объекта. В показателе результата хозяйственной деятельности отражается|отбивается| насколько успешно проводилась финансовая политика: управление задолженностью и регуляция налоговых отношений с государством. В итоге|в результате| оказываются|проявляются| причины достижения или не достижения общего равновесия финансовых потоков. Кроме того, если показатели финансовой и хозяйственной деятельности выразить в процентах к|до| чистой коммерческой прибыли, и построить график финансово хозяйственной деятельности, то чем ближе точка пересечения на начало координат, тем финансовое положение находится ближе к|до| условию равновесия, а значит|означает|, что свидетельствует о правильности выбранного|избрал| решения о реорганизации.