Теоретические аспекты использования социально-психологических методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности социально-психологических методов управления и рассмотреть их на примере российского предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и значение социально-психологических методов управления; - рассмотреть структуру социально-психологических методов управления; - дать краткую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ персонала; - исследовать и проанализировать используемые на предприятии социально-психологические методы управления персоналом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 2
1Глава 1. Теоретические аспекты применения социально-психологических методов
управления
4
1.1Сущность и значение социально-психологических методов управления на
современном этапе
4
1.2Социально-психологические методы управления 6
2Анализ деятельности ОАО «Горячий ключ» 26
2.1Общая характеристика предприятия ОАО «Горячий ключ» 26
2.2Анализ применения основных социально-психологических методов управления
на предприятии ОАО «Горячий ключ»
30
2.3Анализ социально-психологического климата в предприятии ОАО «Горячий
ключ»
33
3Предложения по совершенствованию социально-психологического метода
управления ОАО «Горячий ключ»
35
3.1Расчет социально-экономической эффективности проекта
43
Заключение…………………………………………………………………... 47
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (16).doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………...   

2

1

Глава 1. Теоретические аспекты  применения социально-психологических методов управления

4

 

1.1

Сущность и значение социально-психологических методов  управления на современном этапе

4

 

1.2

Социально-психологические методы управления

6

2

Анализ деятельности ОАО «Горячий ключ»

26

 

2.1

Общая характеристика предприятия ОАО «Горячий ключ»

26

 

2.2

Анализ применения основных социально-психологических методов  управления на предприятии ОАО «Горячий ключ»

30

 

2.3

Анализ социально-психологического климата в предприятии ОАО «Горячий ключ»

33

3

Предложения по совершенствованию  социально-психологического метода управления ОАО «Горячий ключ»

35

 

3.1

Расчет социально-экономической  эффективности проекта

 

43

Заключение…………………………………………………………………...

47

Список использованных источников……………………………………….

49


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях конкурентной борьбы между предприятиями  за лидерство на рынке, все большее  число этих предприятий понимают важность грамотного управления фирмой, персоналом, что непосредственно сказывается на экономическом показателе работы фирмы

Любое предприятие, основанное на труде большого числа людей, нуждается  в совершенствовании системы  управления персоналом. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник - это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.

Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.

Актуальность данной темы объясняется  появившимися в двадцатом столетии тенденциями к рассмотрению менеджмента как процесса управления людьми и взгляд на человека как на объект управления, а не часть механизма. социальный психологический управление

Социально-психологические  методы предназначены для воздействия  на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива в процессе управления.

Данная тема достаточно глубоко  раскрыта у таких авторов как  А.Я. Кибанов, Переверзев М.П., Кабушин Н.И, Егоршин А.П. и многих др.

Цель работы: выявить  особенности социально-психологических  методов управления и рассмотреть  их на примере российского предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

- рассмотреть сущность и значение социально-психологических методов управления;

- рассмотреть структуру  социально-психологических методов  управления;

- дать краткую характеристику  исследуемого предприятия;

- провести анализ персонала;

- исследовать и проанализировать  используемые на предприятии социально-психологические методы управления персоналом.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  использования социально-психологических  методов управления

 

1.1 Сущность и значение социально-психологических методов в системе управления на современном этапе

 

На сегодняшний день социально-психологические  методы играют важную роль в управлении. Социально-психологические методы управления основаны на изучении и  использовании мотивов поведения  людей в процессе их совместного  труда и направлены на создание в коллективе благоприятной эмоциональной обстановки, оказывающей большое влияние на повышение производительности труда, работоспособности и жизнедеятельности работников.

Недостаточное внимание к социальным и психологическим  аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).

Главная цель применения этих методов — формирование в  коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами [6, с.104].

Необходимость использования  в практике управления организацией социально-психологических методов  руководства очевидна, так как  они позволяют своевременно учитывать  мотивы деятельности и потребности  работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Приемы и способы  социально-психологического воздействия  во многом определяются подготовленностью  руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и  знаниями в области социальной психологии.

Социально-психологические  методы руководства требуют, чтобы  во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные  аспекты управления. Успех деятельности руководителя в этом направлении  зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.

Познание социально-психологических  и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль  управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.

Особенность социально-психологических  методов управления состоит в  том, что единоличное воздействие, предпринятое руководителем, нередко  превращается в коллективное в зависимости от того, одобряет или не одобряет его коллектив. В первом случае он его усиливает, во втором — ослабляет, а иногда и вовсе сводит на нет.

Со временем роль социально-психологических  методов будет только усиливаться. Это связано с ростом образованности, квалификации работников и общественности в целом, которые требуют от руководства применения более сложных и тонких методов управления. Рост роли данных методов обусловливает необходимость более подробного их рассмотрения.

1.2 Социально-психологические методы управления

 

Социально-психологические методы управления – это совокупность специфических  способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие  в трудовых коллективах, а также  на социальные процессы, протекающие в них [6, c.103]. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов, личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсам, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом; они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе [10,с.108].

Цель социологических методов - управление формированием и развитием коллектива, создание в коллективе положительного социально-психологического климата, оптимальной сплоченности, достижения общей цели путем обеспечения единства интересов, развития инициативы и т. п.

Классификация элементов, регулируемых с помощью социологических методов, показана на рис. 1 [3, с. 268]. Рассмотрим их более подробно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Схема классификации элементов, регулируемых социологическими методами

 

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень  жизни, оплата труда, потребность в  жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников и др. В социальное планирование входит методы регулирования, они отвечают за упорядочивание социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. Социальное планирование способствует достижению конечных социальных результатов организации: увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, росту уровня образования и квалификации сотрудников и т.п.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют  необходимые данные для подбора» оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем, в ходе диалога с собеседником, - получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем - требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи [10,с. 109].

Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека.

Информация о работе Теоретические аспекты использования социально-психологических методов управления