Теоретические аспекты использования социально-психологических методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности социально-психологических методов управления и рассмотреть их на примере российского предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и значение социально-психологических методов управления; - рассмотреть структуру социально-психологических методов управления; - дать краткую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ персонала; - исследовать и проанализировать используемые на предприятии социально-психологические методы управления персоналом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 2
1Глава 1. Теоретические аспекты применения социально-психологических методов
управления
4
1.1Сущность и значение социально-психологических методов управления на
современном этапе
4
1.2Социально-психологические методы управления 6
2Анализ деятельности ОАО «Горячий ключ» 26
2.1Общая характеристика предприятия ОАО «Горячий ключ» 26
2.2Анализ применения основных социально-психологических методов управления
на предприятии ОАО «Горячий ключ»
30
2.3Анализ социально-психологического климата в предприятии ОАО «Горячий
ключ»
33
3Предложения по совершенствованию социально-психологического метода
управления ОАО «Горячий ключ»
35
3.1Расчет социально-экономической эффективности проекта
43
Заключение…………………………………………………………………... 47
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (16).doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Познание действительности осуществляется путем ощущения и восприятия внешнего мира и информации. Они являются предметом психологии, и существуют специальные методы их развития.

Психологические образы позволяют  проводить обучение персонала на основе типовых образцов поведения исторических личностей, крупных руководителей и новаторов производства, художественных образов, графических, визуальных и знаковых систем. Художественные образы используются для эстетического и культурного воспитания сотрудников предприятия, прежде всего молодежи. Графические образы составляют неотъемлемую часть инженерной деятельности, особенно с применением современных мультимедийных технических средств, когда проектирование новых технологий идет на компьютере. Визуальные образы весьма, полезны в кадровой работе, т.к. позволяют обеспечить узнаваемость конкретной личности в трудовом коллективе. Психологические образы являются идеальной формой отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. Психологические образы на чувственной ступени познания формируются путем ощущения, восприятия и представления. В процессе мышления образы формируются на основе понятий, суждений и умозаключений. Материальной формой воплощения образов выступают практические действия, разговорный язык, письменность, различные знаковые модели.

Способы психологического воздействия  относят к числу важнейших  элементов психологических методов  управления. Они концентрируют все  необходимые и разрешенные законом  приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности. К способам психологического воздействия относятся внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение, осуждение, требование, запрещение, плацебо, порицание, командование, обманутое ожидание, "взрыв", метод Сократа, намек, комплимент, похвала, просьба, совет. Рассмотрим их более подробно.

Внушение – психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. Путем внушения можно заставить человека совершить поступок, несмотря на его желание и волю. Самым негативным проявлением внушения является зомбирование (человек совершает поступки, выходящие за рамки моральных норм).

Убеждение – аргументированное  и логическое воздействие на психику  подчиненного для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров и устранения конфликтов в коллективе.

Подражание – способ воздействия  на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, поведение которого является образцом для других членов коллектива.

Побуждение – позитивная форма морального воздействия на человека, при которой подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность и мотивация к успешному выполнению порученной работы, это позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации

Вовлечение – психологический  прием, с помощью которого работники  становятся соучастниками трудового или общественного процесса. Например, выборы руководителя, принятие согласованных решений.

Принуждение — это крайняя форма психологического воздействия, когда отсутствуют результаты других форм воздействия, при этом сотрудника заставляют выполнять определенную работу вопреки его воле и желанию.

Осуждение – прием  психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или  результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны. Такой прием не может применяться для воздействия на людей со слабой психикой и практически бесполезен для воздействия на отсталую часть коллектива.

Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения.

Плацебо давно используется в медицине как прием внушения. Суть его заключается  в том, что врач, прописывая больному какое-нибудь индифферентное средство, утверждает, что именно оно даст нужный эффект. Психологический настрой больного на благоприятное воздействие прописанного лекарства часто приводит к положительному результату. На производстве плацебо — это пример поведения авторитетного лица, когда работникам с легкостью демонстрируют какие-либо действия, превозмогая боль, чрезмерную усталость, страх высоты и т. п. Видя это, работники могут с такой же легкостью повторить показанные действия, не испытывая при этом неприятных ощущений. Если же наблюдатели заметят, что демонстрация осуществляется через силу, то эффекта не будет. Вообще, эффект плацебо удерживается лишь до первой неудачи, пока работники не поймут, что ритуальные действия, которые они так скрупулезно выполняли, не имеют под собой реальной почвы.

Запрещение проявляется в тормозящем воздействии на личность. К нему относится запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и т.п.)

Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда подчиненный считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем.

Командование применяется в ситуации, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без критических реакций. Команда должны отдаваться твердым спокойным голосом или голосом с эмоционально окрашенным оттенком.

Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строго направленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею.

Намек — это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. Намек обращается к эмоциям. Поскольку намек представляет собой потенциальную возможность оскорбления личности, применять его следует в конкретной обстановке, и взяв во внимание психологическое настроение человека.

Похвала – позитивный психологический прием воздействия на личность, оказывающий более сильное воздействие, чем суждение. Однако применение этого приема должно быть различно по отношению к опытному и молодому сотруднику.

Комплимент не следует смешивать с лестью, он должен возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Французская пословица гласит: «Лесть – это умение сказать человеку то, что он сам о себе думает». Предметом комплимента должны быть вещи, дела, идеи, косвенно относящиеся к конкретному сотруднику.

Просьба представляет собой весьма распространенную форму общения сотрудников, реже она применяется в общении руководителя с сотрудником. Но одновременно является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к нему.

Совет - психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения, часто применяемый во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей. Однако в оперативной работе, требующей принятия быстрых решений, использование советов и просьб руководителем должно быть минимизировано и исключено в тех случаях, когда рабочий допускает брак и срыв заданий.

"Взрыв" - прием, известный  как мгновенная перестройка личности  под влиянием сильных эмоциональных  переживаний. Применение "взрыва" требует создания специальной  обстановки, в которой возникли  бы чувства, способные поразить  человека своей неожиданностью и необычностью. В такой обстановке у человека происходит сбой нервных процессов. Неожиданный раздражитель вызывает у него сильный стресс. Это приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже мир в целом.

Метод Сократа основан на стремлении оградить собеседника от того, чтобы тот сказал "нет". Как только собеседник скажет "нет", его очень трудно повернуть в обратную сторону. Метод назван именем древнегреческого философа Сократа, который часто пользовался им, стараясь вести беседу так, чтобы собеседнику было легче сказать "да". Как мы знаем, Сократ непременно доказывал свою точку зрения, не вызывая со стороны оппонентов не только явного негодования, но даже самых незначительных негативных реакций.

Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Поведение человека можно представить в виде синусоиды колебаний или броуновского движения внутри достаточно широкого поля, образованного моральными нормами, принятыми в той социальной группе (коллективе, семье), к которой принадлежит человек.

5 основных форм поведения человека  в социальной группе:

  • «ангельское», настроенное на образцы сверхъестественного поведения, отрицание зла и насилия, фетишизацию принципа «человек человеку друг, товарищ и брат». Очень мало людей в обществе могут быть отнесены к данной форме поведения;
  • высокоморальное, провозглашающее человеческую добродетель, соблюдение только высоких принципов поведения (честность, порядочность, бескорыстие, щедрость, мудрость, искренность и др.);
  • нормальное, построенное на выполнении принципов общественной морали, допускающее отклонения и недостатки, признающее диалектическое единство добра и зла, власти и денег;
  • аморальное поведение свойственно людям, постоянно нарушающим моральный кодекс общества. Личные интересы, мотивы и потребности люди данного типа ставят выше сложившихся норм в социальной группе, они не чувствуют угрызений совести при нарушении закона и религиозных заповедей;
  • «дьявольское», т.е. абсолютно аморальное, противоправное и противоречащее закону, исключающее соблюдение общественной морали, противостоящее «ангельскому» поведению.

Классификация людей по приведенным  выше формам поведения позволяет  правильно подобрать способы  психологического воздействия

Чувства - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Чувства связаны представлением о конкретном или обобщенном объекте. Они отражают нравственные переживания человеком его реальных отношений с окружающей средой в виде эмоций.

Эмоции – конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологических состояний. Психологи различают несколько тысяч различных проявлений эмоций.

Стрессы – это, по мнению одних специалистов, то давление окружающего мира на человека, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Вторые полагают, что эмоциональный дискомфорт представляет собой стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами. Третьи рассматривают стресс в физиологических терминах, как реакции организма: изменение давление крови, сердцебиения или гормонального уровня. Мы будем рассматривать стресс как реакцию человека на раздражающие стимулы (стрессоры) в окружающей обстановке.

Становится ясно из вышесказанного, что управляющий должен обладать качествами не только отличного менеджера, но и очень хорошего социолога и психолога, чтобы контролировать возникающие конфликты и разрешать их в минимальные сроки наилучшим способом.

Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ деятельности  ОАО «Горячий ключ»

2.1 Общая характеристика  предприятия ОАО «Горячий ключ».

 

Предприятие ОАО  «Горячий ключ» - владелец торговой марки  «Старый Замок» - гостиничного комплекса  в 50 км от Краснодарского аэропорта, по дороге на Черноморское побережье, на берегу горной реки Псекупс (Мы являемся правообладателями товарного знака «Старый замок» на территории РФ (Свидетельство № 379312).

К «Старому замку» очень хорошие  подъезды на автомобиле, тем более  что «четырёхзвёздочный» (Сертификат категории С N 0000188 ) отель отмечен в системе «Навигатор».

С балконов и из окон здания приятно  рассматривать на противоположном берегу неширокой реки природные достопримечательности Кубани: скалу Петушок, питьевую галерею, Дантово ущелье и горячеключевские санатории.

Отель  на 27 номеров. Некоторые из них – в трех уровнях.  Как  и полагается, зимой «Старый замок» отапливается дубовыми дровами. Его  высота -  30 метров. В каждом номере: двойной стеклопакет в окнах; деревянные полы и потолки, буковая мебель, декоративное рельефное покрытие стен, сплит-система «Mitsubishi»; телефон; спутниковое TV; холодильник; качественная сантехника; электронный замок, а также присущие «четырёхзвёздочному» отелю банные халаты, косметическое зеркало и прочие принадлежности, включая бесплатный WI-FI.

Вокруг «Старого замка» вдоль реки – собственная 500-метровая набережная. На ней – водопады, «поющий» фонтан, детская игровая площадка. А также - два кафе, в  камне и дереве,  с летними террасами. С них – отличные виды на окружающие горы, реку, лес и 7-метровый  красавец-водопад. 

Информация о работе Теоретические аспекты использования социально-психологических методов управления