Теоретические аспекты использования социально-психологических методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить особенности социально-психологических методов управления и рассмотреть их на примере российского предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и значение социально-психологических методов управления; - рассмотреть структуру социально-психологических методов управления; - дать краткую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ персонала; - исследовать и проанализировать используемые на предприятии социально-психологические методы управления персоналом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 2
1Глава 1. Теоретические аспекты применения социально-психологических методов
управления
4
1.1Сущность и значение социально-психологических методов управления на
современном этапе
4
1.2Социально-психологические методы управления 6
2Анализ деятельности ОАО «Горячий ключ» 26
2.1Общая характеристика предприятия ОАО «Горячий ключ» 26
2.2Анализ применения основных социально-психологических методов управления
на предприятии ОАО «Горячий ключ»
30
2.3Анализ социально-психологического климата в предприятии ОАО «Горячий
ключ»
33
3Предложения по совершенствованию социально-психологического метода
управления ОАО «Горячий ключ»
35
3.1Расчет социально-экономической эффективности проекта
43
Заключение…………………………………………………………………... 47
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (16).doc

— 1.15 Мб (Скачать файл)

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.

Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании  разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. Различают такие формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениям (хобби), семейные - между родственниками, сексуальные - интимные взаимоотношения людей. В партнерстве отношения строятся на основе взаимоприемлемых психологических способов убеждения: подражании, просьбах, советах, похвалах. Деловые отношения, строящиеся в форме дружеского партнерства и общих увлечений, всегда способствуют созданию хорошего социально - психологического климата в коллективе, которые необходимы для успешного достижения необходимого результат деятельности фирмы. Управляющий должен способствовать развитию партнерских отношений своих подчиненных, а не препятствовать им, разумеется, в пределах морально-этических и деловых норм.

Таким образом, партнерство  составляет один из ключевых компонентов  корпоративной культуры предприятия  и социологических методов в  работе с персоналом.

К социологическим методам  управления относится и соревнование. Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Менеджер должен создавать ситуации, в которых можно использовать этот метод, для концентрации и повышения эффективности работы персонала. Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.

Общение — это специфическая  форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное  общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненным, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

Переговоры - это специфическая  форма человеческого общения, когда  две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др. Сигналами конфликта являются социальный кризис, напряжение в группе, недоразумения из-за поступков, отклонений от норм, психологические и этические инциденты на работе и в быту, дискомфорт или интуитивное ощущение неловкости в компании или на работе.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия [10, с.109].

Цель психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии.

Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических, методов  показана на рис.2 [3, с.268]. Дадим их характеристику.

Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев  эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Психологическое планирование – это новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива. К результатам психологического планирования относятся: формирование подразделений (групп) с учетом психологической совместимости сотрудников; создание комфортного социально-психологического климата в коллективе; формирование личной мотивации сотрудников исходя из философии организации; минимизация межличностных конфликтов; разработка моделей профессионального продвижения сотрудников на основе психологической ориентации; рост интеллектуальных способностей и уровня квалификации персонала; формирование организационной культуры на основе норм поведения и образов «эффективных» сотрудников. Для эффективности действия этого метода необходимо, чтоб им занималась профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Элементы, регулируемые психологическими методами

 

Отрасли психологии и знание их методов  исследования позволяют сделать  правильный анализ душевного состояния  людей, построить их психологические  портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат в коллективе. Психология является экспериментальной наукой, изучающей отношения психических процессов в жизни человека. В центре внимания психоанализа - психические процессы и мотивации влечений человека, прежде всего душевных и сексуальных. Психология труда изучает психологические аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата. Психотерапия изучает способы психического воздействия словом, поступками, обстановкой на человека с определенными расстройствами психики с целью лечения. Такие способы, как самовнушение (аутогенная тренировка), внушение (гипноз), медитация постепенно входят в практику управления.

Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его общую направленность к выполнению определенных видов работ и сферам деятельности. Известно несколько подходов к типизации личности человека: 16-факторная характеристика личности по качеству Кеттела, теория сновидений и влечений 3. Фрейда, на основе классификации ролей поведения и др. [3, с.271]

Темперамент представляет собой совокупность психических свойств человека, определяющих форму его поведения. Темперамент  влияет на характер, стиль работы, отношения  человека с окружающими.

Выделяют 4 типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. В абсолютно чистом виде эти типы темпераментов почти не встречаются. Кроме того, нельзя назвать любой из этих типов плохим или хорошим. В профессиональной деятельности менеджера просо необходимо учитывать типологические особенности специалиста, опираясь на его сильные стороны и корректируя слабые.

Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности  в общении. По преобладанию тех или  иных черт характера людей разделяют  на экстравертов и интровертов.

Экстраверт - чрезвычайно общителен, откликается на все новое, прерывает вид деятельности, иногда не закончив работу, если возникает новый собеседник, стимул. Мотивация деятельности непостоянна и находится в прямой зависимости от мнения окружающих, выражены альтруистические наклонности, иногда ради других человек забывает себя.

Интроверт - замкнут, в поведении исходит только из внутренних соображений, поэтому иногда окружающим его действия кажутся вычурными и чудаковатыми. Хорошо развита интуиция, очень точно просчитывает ситуацию, его решения часто перспективны и оправдываются в будущем. Интроверт эмоционально холоден, бедная мимика и жесты настораживают собеседников и препятствуют откровенности в разговоре.

Характер человека проявляется  в его манерах, отношении к окружающим, своим обязанностям, самому себе. Характеры с точки зрения отношения человека к внешнему и внутреннему миру можно рассмотреть по отношению к окружающей действительности и к другим людям (позитивное, нейтральное, негативное), по отношению к себе (завышенное, нормальное, заниженное) и к работе (учебе).

Без учета характера сотрудников  управлять в совершенных условиях организацией невозможно, поэтому менеджерам необходимо знать его основные типы. В чистом виде им обладает, примерно половина людей, а у другой половины характер является смешанным.

В современной психологии рядом  авторов выделены следующие типы характеров: гипертимный, цклоидный, лабильный, астеноневротический, сензитивный, психоастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный и смешанный. Основные характеристики каждого типа таковы [8, с.103]:

  • Гипертимный психотип – общительность, самостоятельность, находчивость, живой ум, хорошее настроение, плохая переносимость жесткой дисциплины, монотонного труда, однообразной обстановки.
  • Циклоидный психотип - частая смена фаз повышенной активности фазой пониженной деятельности. В субдепрессивной фазе отмечается вялость, упадок сил, тогда как в фазе подъема циклоиды похожи на гипертимов.
  • Лабильный психотип – крайняя подвижность настроения, меняющегося часто и по незначительным поводам.
  • Астеноневротический психотип – повышенная утомляемость, раздражимость и склонности к ипохондрии.
  • Сензитивный психотип – чрезмерная впечатлительность и чувство собственной неполноценности.
  • Психоастенический психотип – нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, тревожная мнительность (в виде опасений за будущее), любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых опасений.
  • Шизоидный психотип – замкнутость и недостаток интуиции в общении.
  • Эпилептоидный психотип – склонность к периодам злобнотоскливного настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло.
  • Истероидный психотип – эгоцентризм, ненасытная жажда внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать удивление, восхищение, почитание, сочувствие.
  • Неустойчивый психотип – повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью.
  • Конформный психотип – постоянная и чрезмерная приспособляемость к своему непосредственному окружению, жизненное правило: думать, «как все», поступать «как все».
  • Смешанные психотипы – различное сочетание тех или иных черт характера, на них падает примерно половина психотипов.

Направленность личности является важной психологической характеристикой человека и рассматривается с точки зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.

Интеллектуальные способности  характеризуют возможности понимания, мышления, памяти, сознания человека и  важны для профессиональной ориентации, оценки людей, планирования карьеры и организации движения по служебной лестнице. В общем виде интеллект – это система психических механизмов, которые обуславливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего [8, с.105]. С психологической точки зрения назначение интеллекта – создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

Известно, что в современных  условиях интеллектуальный потенциал  населения наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами общества является важнейшим основанием его прогрессивного развития. Во-первых, одним из решающих факторов экономического развития сейчас оказывается интеллектуальное производство. А ключевой формой собственности – интеллектуальная. Во-вторых, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, выступает в качестве социального механизма, противостоящей регрессии в развитии общества. В-третьих, работа интеллекта – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. В-четвертых, высокий уровень развития интеллекта личности способствует профессиональному успеху менеджера [8, с.105].

Методы познания представляют собой инструменты, с помощью которых человек изучает действительность, обрабатывает информацию и готовит проекты решений. Наиболее известными методами познания являются анализ и синтез, индукция и дедукция. Анализ предполагает изучение явления на основе классификации, разделения на элементы, определения альтернатив, исследования внутренних закономерностей. Синтез, наоборот, основан на изучении межэлементных связей, построении системы из отдельных элементов, исследовании внешних закономерностей и связей. В процессе познания анализ и синтез используются совместно, например, при построении схемы организационной структуры управления предприятием. Индукция представляет собой умозаключение от частного к общему на основе исследования разнообразных фактов и событий, по результатам которого разрабатывается гипотеза (общее утверждение) об определенной закономерности. Дедукция, наоборот, представляет собой умозаключение от общего к частному, когда выдвигаются гипотезы (правила, принципы) в форме абсолютной истины, из которых делается вывод о частных закономерностях.

Информация о работе Теоретические аспекты использования социально-психологических методов управления