Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 03:38, дипломная работа
Актуальность темы данной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.
Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ…………………..……………………………………………………….6
1.1 Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования………………………………….…………….6
1.2 Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………………………………………..……………12
1.3 Современные проблемы в кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса …………………………………………………………………………..19
1.4 Порядок кредитования малого и среднего бизнеса………………………..25
1.5 Оценка кредитоспособности по методике ОАО «СМП Банк»…………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………………………………..42
Основными способами оценки кредитоспособности заемщика являются:
- оценка менеджмента;
- оценка финансовой устойчивости клиента;
- анализ денежного потока;
- сбор информации о клиенте;
- наблюдение за работой клиента путем выхода на место.
В качестве методов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.
Оценка кредитоспособности клиента производится на основании шести показателей:
- соотношение заемных и
- показатель оборачиваемости оборотных средств;
- обеспеченность собственными средствами;
- ликвидность;
- показатель покрытия;
- рентабельность продукции, работ, услуг;
Наиболее важный
показатель финансовой
Оборачиваемость оборотных
средств - продолжительность (в
днях) одного оборота оборотных
средств. Показывает: через сколько
дней, в среднем, для предприятия
реально получить свои долги
и обновить запасы. Он может
служить также и для дополнител
Обеспеченность собственными
средствами: чем больше размер
собственных средств, тем выше
способность клиента в срок
рассчитаться по своим
Один из основных
показателей, характеризующих
Общий коэффициент
покрытия: используется для оценки
предела кредитования клиента.
Критическая величина - единица.
Выдачу ссуд следует
Показатель прибыльности
(или рентабельности) предприятия
используются для общей
Для более точной оценки кредитоспособности заемщика расчет показателей по данным баланса, при краткосрочном кредитовании, выполняется минимум на три отчетные даты. Таким образом прослеживается динамика балансов, тенденции изменения финансовых показателей и производится анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов. Такой подход позволяет глубже понять истинное положение дел компании, оценить перспективы ее развития и ее способность выплатить долг по кредиту.
Классификация кредитоспособности заемщиков.
1 класс |
2 класс |
3 класс | |
Коэффициент ликвидности |
1,50 |
1,0 - 1,5 |
1,00 |
Коэффициент покрытия |
3.0 |
2,0 - 3.0 |
2.0 - 1.0 |
Показатель обеспеченности собственными средствами |
0.6 |
0.3 - 0.6 |
0.2 - 0.3 |
Целью проведения анализа финансового положения Заемщика Банка (является определение кредитоспособности Заемщика, т.е. его возможности своевременно возвратить получаемый кредит (с уплатой процентов) за счет собственных средств. Результатом проведения Анализа является оценка финансового положения Заемщика, которое может быть оценено Банком как: 1) «хорошее» («1-й класс»); 2) «среднее» («2-й класс»); 3) «плохое» («3-й класс»).
Данные анализа используются для определения класса кредитоспособности Заемщика (рейтинга Заемщика) и качества ссуды, а также при оценке кредитного риска по ссудам, выданным Заемщику.
Основными источниками информации для Анализа деятельности Заемщика является:
– годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме;
– данные о движении денежных средств, в т. ч. по расчетным счетам;
– сведения об отсутствии картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам и об отсутствии просроченной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, просроченной заработной платы перед работниками;
– бюджет или бизнес-план на текущий финансовый год;
– расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности по поставщикам / покупателям и срокам, незавершенного строительства, финансовых вложений, кредитов и займов и пр.;
– иные доступные сведения о деятельности Заемщика.
Данные бухгалтерской отчетности вносятся в файл «формуляр.xls». Файл представляет собой книгу, содержащую таблицы, рассчитываемые автоматически при внесении исходных данных на начало года и конец анализируемого отчетного периода.
При проведении Анализа по Заемщику изучаются:
1. имущественное состояние;
2. источники средств;
3. финансовая устойчивость;
4. ликвидность (
5. финансовая независимость;
6. эффективность деятельности;
7. состояние платежно-расчетной дисциплины.
В заключение финансовому положения Заемщика аналитиком обязательно должна быть дана Оценка: «хорошее», «среднее», «плохое».
В зависимости от величины коэффициентов ликвидности и коэффициента независимости предприятия, как правило, распределяются на 3 класса кредитоспособности. Условная разбивка заемщиков по классности может быть осуществлена на основании следующих значений коэффициентов, используемых для определения их платежеспособности (см. табл. 1).
Таблица 1. Возможные классы заемщиков
Коэфф |
1-й класс |
2-й класс |
3-й класс |
Кал |
0,2 и выше |
0,15–0,2 |
менее 0,15 |
Ккл |
0,8 и выше |
0,5–0,8 |
менее 0,5 |
Ктл |
2,0 и выше |
1,0–2,0 |
менее 1,0 |
Кфн |
более 60% |
40 – 60% |
менее 40% |
Первый этап оценки – это оценка финансового положения Заемщика по количественным показателям, т.е. путем сопоставления полученных на основе показателей формы №1 (баланс) и формы №2 значений отдельных финансовых показателей с критериальным уровнем, характерным для данной оценки и их рейтинга (см. табл. 2).
Таблица 2. Рейтинг оценки финансового положения заемщика
Наименование показателей |
Рейтинг, в% |
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (Кl) |
15 |
Коэффициент общей ликвидности (коэффициент покрытия) (К2) |
20 |
Размер чистых активов (К3) |
25 |
Темп роста объема выручки (К4) |
20 |
Коэффициент рентабельности продаж (К5) |
20 |
Для определения оценки финансового положения Заемщика по количественным показателям разработана шкала бальности каждой оценки:
«хорошее» (или «1 категория») – до 100 баллов
«среднее» (или «2-я категория») – от 101 до 200 баллов;
«плохое» (или «3-я категория») – более 200 баллов.
Формула расчета суммы баллов:
S = 15 * Категория К1 + 20 * Категория К2 + 25 * Категория К3 + 20 * Категория К4 + 20 * Категория К5.
Второй этап оценки – оценка качественных показателей деятельности Заемщика таких как:
– наличие положительной (отрицательной) кредитной истории;
– общее состояние отрасли, к которой относится Заемщик, и его положение в отрасли;
– деловая репутация Заемщика и руководства организации-Заемщика;
– качество управления организацией-заемщиком;
– перспективы развития Заемщика;
– степень зависимости от аффилированных лиц и самостоятельность в принятии решений;
– существенная зависимость от одного или нескольких поставщиков и (или) заказчиков;
– информация о выполнении Заемщиком обязательств по другим договорам и перед другими кредиторами;
– вероятность начала процедуры банкротства или ликвидации Заемщика.
Заключительный этап оценки – оценка финансового положения с учетом количественных и качественных показателей деятельности Заемщика (табл. 3).
Таблица 3. Качественная оценка финансового положения Заемщика
Оценка финансового положения Заемщика |
Характеристика финансового положения Заемщика |
Хорошее* |
При сумме баллов не более 100 – Стабильность производства, положительная величина чистых активов, рентабельности и платежеспособности. Отсутствие негативных явлений (не связанных с сезонностью): снижение темпов роста объемов производства, показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и / или дебиторской задолженности, другие явления. |
Среднее |
При сумме баллов не более 200 – Наличие в деятельности заемщика негативных явлений, которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к появлению финансовых трудностей, если заемщиком не будут приняты меры, позволяющие улучшить ситуацию. |
Плохое |
При сумме баллов более 200 – Признана несостоятельность заемщика, устойчивая неплатежеспособность, наличие угрожающих негативных тенденций: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов производства и рост кредиторской и / или дебиторской задолженности. |
* Финансовое положение не может быть оценено как «хорошее» в случаях:
– наличие текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам Заемщика;
– наличие просроченной задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;
– наличие просроченной задолженности перед работниками по заработной плате;
– неисполнения в течение последнего года обязательств по иным договорам с кредитной организацией-кредитором либо прекращения заемщиком обязательств по иным договорам предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано кредитной организацией в течение 180 календарных дней или более;
– наличие у Заемщика скрытых потерь (например, неликвидных запасов продукции и ли требований, безнадежных к взысканию) в размере, равном или превышающем 25% его чистых активов;
– убыточная деятельность Заемщика, не предусмотренная планом развития заемщика (бизнес-планом), согласованным с кредитной организацией, приведшая к существенному (25% и более) снижению его чистых активов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ОАО «СМП БАНК»
2.1 Характеристика организации ОАО « СМП Банк»
Коммерческий банк «Северный морской путь» (Общество с ограниченной ответственностью) зарегистрирован Центральным Банком Российской Федерации 11 апреля 2001 года (№ 3368). 25 февраля 2009 года общим собранием участников Банка принято решение о реорганизации в форме преобразования в Открытое акционерное общество Банк «Северный морской путь». Общество с ограниченной ответственностью Коммерческий банк «Северный морской путь» с 16 июня 2009 года преобразовано в Открытое акционерное общество Банк «Северный морской путь». 25 августа 2009 года на внеочередном общем собрании акционеров Открытого акционерного общества Банк «Северный морской путь» принято решение о реорганизации банка в форме присоединения к нему ОАО «Международный Банк Торгового Сотрудничества» (МБТС-БАНК). 1 октября 2009 года процедура объединения завершена. Латвийский Multibanka, купленный в 2008 году, преобразован в СМП Банк Латвия (AS SMP Bank). В том же году акционеры СМП Банка приобрели контрольный пакет акций башкирского ИнвестКапиталБанка.
СМП Банк — универсальная кредитная организация, предоставляющая
юридическим и физическим лицам полный
спектр банковских услуг. СМП Банк продолжает
расширять как перечень предложений, так
и сеть филиалов, дополнительных, кредитно-кассовых
и операционных офисов в Москве и наиболее
экономически перспективных регионах.
Региональная сеть Банка охватывает Центральный,
Приволжский, Уральский, Южный, Северо-Западный
федеральные округа и насчитывает около
100 офисов в Москве и других городах России.
СМП Банк ориентируется на формирование
партнерских отношений с клиентами, оказание
помощи в их финансово-хозяйственной деятельности.
Особое внимание уделяется разработке
и реализации индивидуальных финансовых
проектов, решению вопросов персонального
менеджмента, управлению средствами клиентов.
Большая часть корпоративных клиентов
(более 80%) обслуживаются в СМП Банке в
течение нескольких лет, что является
признаком высокой степени их доверия
к Банку. Одно из стратегических направлений
деятельности СМП Банка — розничный бизнес.
Для физических лиц разработаны программы
ипотечного кредитования, широкая линейка
вкладов и кредитных карт.По итогам 2011
года СМП Банк входит в 100 крупнейших банков
страны по сумме чистых активов и по другим
показателям. Банк обладает рейтингами
Международного рейтингового агентства
Moody’s: рейтинги B3/Baa3.ru/E+, прогноз по всем
рейтингам — «стабильный». В 2011 году Национальное
рейтинговое агентство (НРА) присвоило
индивидуальный рейтинг кредитоспособности
на уровне «АА-» (очень высокая кредитоспособность,
третий уровень). Банк занимает лидирующие
позиции по привлечению средств физических
лиц. СМП Банк (Открытое акционерное
общество Банк "Северный морской путь") образован в 2001 году. СМП Банк осуществляет полный комплекс финансовых
услуг для корпоративных клиентов и частных
лиц. Банк имеет широкую сеть подразделений,
насчитывающую более 100 офисов и охватывающую
29 регионов России. В Московской области
действуют порядка 50 отделений. Кроме
того, СМП Банк представлен в Латвии дочерним
AS SMP Bank, обслуживающим частных лиц и корпоративных
клиентов, имеющим лицензию на все виды
банковской деятельности. Согласно аналитическому
отчету Центра экономического анализа
Интерфакс, по итогам 2011 года СМП Банк
вошел в ТОР-50 крупнейших банков России
по сумме активов. СМП Банк обладает следующими
рейтингами: международного рейтингового
агентства Moody’s (финансовой надежности
— на уровне E+, по депозитам — B3\Not prime,
кредитоспособности по национальной шкале
— Baa3.ru; прогноз по всем рейтингам — "стабильный"),
Национального рейтингового агентства
(индивидуальный рейтинг кредитоспособности
на уровне «АА-» (очень высокая кредитоспособность,
третий уровень)). Основные принципы работы
ОАО «СМП Банк» — оперативность, высокое качество услуг
и индивидуальный подход к клиенту. Банк
работает для того, чтобы Вы достигали
своих целей и получали от банковского
обслуживания максимальные преимущества.
Высокий профессионализм и ответственность
наших сотрудников гарантируют четкое
и своевременное выполнение Ваших пожеланий.
Стратегическое направление деятельности
Банка — розничный бизнес.