Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 03:38, дипломная работа
Актуальность темы данной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.
Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ…………………..……………………………………………………….6
1.1 Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования………………………………….…………….6
1.2 Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………………………………………..……………12
1.3 Современные проблемы в кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса …………………………………………………………………………..19
1.4 Порядок кредитования малого и среднего бизнеса………………………..25
1.5 Оценка кредитоспособности по методике ОАО «СМП Банк»…………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………………………………..42
В самом упрощённом виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определённых характеристик бизнеса. В результате получается интегральный показатель (score), который сравнивается с определённым числовым порогом — линией безубыточности. Клиентам с показателем выше этой линии кредит выдаётся, ниже — нет. Такие методики с достаточно высокой степенью вероятности позволяют вычислить риск невозврата, определить оптимальные для банка срок и сумму кредита, а также уровень процентной ставки для каждого конкретного клиента.
Кроме того, применение скоринговых схем повышает скорость обработки информации и увеличивает рентабельность кредитования малого и среднего бизнеса. Поэтому в условиях нарастающей конкуренции главной задачей становится создание собственных/адаптация уже существующих систем скоринга. Использование скоринга, в основе которого лежит анкетирование заемщика, позволяет выдавать малому бизнесу экспресс-кредиты в течение одного дня. [51]
Анализ опыта кредитования малого бизнеса российскими банками показал, что успех на данном рынке зависит в первую очередь от используемой технологии предоставления кредитов и уровня подготовки кредитных экспертов. Отличительными особенностями технологии кредитования предприятий малого бизнеса являются быстрая обработка заявок на получение кредита, упрощенные, но четко регламентированные и стандартизированные процедуры обработки запросов и получения кредита, четкая сегментация спроса с предложением каждой группе клиентов соответствующих условий кредитования. На сегодня ограничение кредитных рисков обычно обеспечивается реализацией методик определения кредитного рейтинга заёмщика. Эти методики у разных банков несколько отличаются друг от друга, но в большинстве случаев при оценке кредитного рейтинга юридических лиц содержат следующие общие элементы:
1. Определение класса кредитоспособности заёмщика в зависимости от суммы баллов, определяемой показателями финансово- хозяйственной деятельности предприятия;
2. Определение категории
корпоративности определяемой
3. Достаточность обеспечения;
4. Кредитная историю клиента в других банках.
Подобные методики определения кредитных рейтингов заёмщика обладают следующими недостатками:
1. Эти методики не
учитывают специфические
2. Эти методики не
учитывают возможные изменения
состояния клиента с течением
времени и не позволяют
Первый из указанных недостатков может быть преодолён посредством применения скоринговых технологий определения кредитных рейтингов. Скоринг представляет собой метод классификации заёмщиков на группы, позволяющий, на основе кредитной истории «прошлых» клиентов, определить насколько велика вероятность того, что потенциальный заёмщик вернёт кредит в срок. Как показала практика применения скоринговых систем на Западе, основным достоинством этих систем является снижение риска невозврата кредита, быстрота и объективность в принятии решений и потенциальная возможность эффективного управления кредитным портфелем, обеспечивающего оптимизацию соотношения между доходностью кредитных операций и уровнем риска. [51]
В России скоринговые системы начали внедряться в практику оценки кредитных рейтингов сравнительно недавно, причём впервые подобные системы были внедрены в России страховой компанией РОСНО, которая, используя скоринг, предоставляет банкам доступ к результатам оценки кредитного рейтинга потенциальных заёмщиков и страхует, с учётом результатов оценок скоринговой системы, одобренные кредиты. При скоринге высок процент отказов в выдаче кредитов, поэтому есть риск потерять крупного клиента, которому система могла отказать по несущественной причине. Поэтому, на мой взгляд, эффективнее всего применять скоринг в микрофинансировании (до 2-3 млн руб.). [51]
Программы скоринг-кредитования предприятий малого бизнеса, на мой взгляд, должны применяться довольно широко (особенно при кредитовании индивидуальных предпринимателей). Упрощение процедуры кредитования способствует снижению возникающих издержек. Целесообразно установить порог суммы кредита, ниже которой будет применяться данная методика при обращении заемщика в банк (например, суммы ниже 20000 долларов). Однако лояльный подход будет компенсирован увеличением процентной ставки (в среднем до 30% годовых). При более крупных кредитах следует применять более глубокий анализ состояния заемщика, так как возникают различные нюансы, требующие детального рассмотрения. [51]
Система кредного скоринга для малого бизнеса может эффективно работать, как с залоговыми, так и с беззалоговыми кредитами, и позволяет банку максимально автоматизировать процесс рассмотрения кредитной заявки. Высокая скорость принятия окончательного решения - основное требование рынка к этому виду кредитования, поскольку специфика малого бизнеса подразумевает быстрый оборот капитала. Банк, использующий скоринговую систему для малого бизнеса, сможет полностью соответствовать рыночным условиям и получит надежный и эффективный инструмент в конкурентной борьбе.
3.3 Расчет эффективности внедрения предлагаемых мероприятий
В целом, по результатам практической работы, организацию работы Кредитного управления ОАО «СМП Банк» можно считать соответствующей действующему банковскому и гражданскому законодательству, инструкциям и положениям ЦБ РФ, Кредитной политике и иной внутренней банковской документации, регламентирующей работу Кредитного управления. Однако в работе банка по кредитованию имеют место некоторые недоработки:
1) По результатам анализа
доходности кредитов
2) При кредитовании особое значение имеет объективная оценка кредитоспособности клиента. Банк имеет право выбрать для себя любую методику оценки кредитоспособности. Желательно, чтобы она использовала коэффициенты независимости, ликвидности, оборачиваемости, а также анализ делового риска и денежных потоков. Это позволит детально рассмотреть финансовое положение клиента и избежать ошибок при выдаче кредитов. В настоящее время имеет место достаточно длительный период рассмотрения заявок. Для этого предлагается усовершенствовать эту работу. Процесс рассмотрения кредитной заявки и предоставления кредита можно усовершенствовать путем работы в одной команде сотрудников кредитного, юридического и отдела управления рисками. Это позволит избежать дублирования некоторых операций, улучшить обмен информацией, и несколько сократить первые четыре этапа процесса предоставления кредита.
Также рассчитаем оптимальный уровень инфляции, исходя из фактических показателей деятельности банка, для обеспечения эффективности его деятельности. Уровень инфляции составляет и прогнозируется на следующем уровне:
Очевидно, что: (1+ n) = (1+ r)(1+i) и соответственно n = r + i + ri.
1. Реальная доходность от кредитования малого и среднего бизнеса ОАО «СМП Банк» в 2010 г. составила 11,42%, а инфляция за год – 10,9%. Номинальная ставка доходности банка должна была составить: 0,1142 + 0,109+ 0,1142*0,109= 0,2356. То есть в 2010 г., чтобы избежать влияния инфляции, уровень доходности должен был составить 23,56%. Вычислим оптимальный уровень инфляции при полученной ставке доходности: 23,56-11,42-10,9 = 1,24%
2. Реальная доходность от кредитования малого и среднего бизнеса ОАО «СМП Банк» в 2011 г. составила 9,11%, а инфляция за год – 10,0%. Номинальная ставка доходности банка должна была составить: 0,0911 + 0,1+ 0,0911*0,1 = 0,2002. То есть в 2011 г., чтобы избежать влияния инфляции, уровень доходности должен был составить 20,02%. Вычислим оптимальный уровень инфляции при полученной ставке доходности: 20,02-9,11-10,0 = 0,91%
3. Реальная доходность от кредитования малого и среднего бизнеса ОАО «СМП Банк» в 2012 г. составила 10,56%, а инфляция за год – 8,0%. Номинальная ставка доходности банка должна была составить: 0,1056 + 0,08+ 0,1056*0,08 = 0,194. То есть в 2012 г., чтобы избежать влияния инфляции, уровень доходности должен был составить 19,4%. Вычислим оптимальный уровень инфляции при полученной ставке доходности: 19,4-10,56-8,0 = 0,84%
Как видно из расчетов, существующий уровень инфляции в России отрицательно сказывается на финансовых результатах деятельности субъектов хозяйствования. Поэтому банку необходимо проводить работу по оптимизации денежных потоков (их синхронизации и сбалансированности) и оптимизации остатков денежных средств. Эти средства должны соответствовать долговременной и текущей потребности в них. Цель управления потоком денежных средств делится на несколько составляющих:
- максимизацию положительного денежного потока (их притока, что в свою очередь предполагает рост объема или скорости поступления);
- минимизацию отрицательного потока (путем уменьшения объема или замедления скорости оттока);
- максимизацию сальдо между ними (вышеописанными методами) в текущей деятельности с последующей оптимизацией среднего остатка денежных средств за определенный период времени;
- оперативное использование остатка денежных средств;
- увеличение отдачи от вложенных денежных средств (капитализацию прибыли, снижение финансовых рисков, дисконтирование капитала).
В довершение к этому,
рекомендуется банку
В банке совершенно не практикуется кредитование под банковские гарантии других банков. Можно порекомендовать использовать на практике в качестве залога Депозитные и Сберегательные сертификаты других банков. Поскольку сертификаты являются ценными бумагами, то кредиты под их залог будут приравнены к кредитам под залог ценных бумаг. С точки зрения формирования резерва на возможные потери по ссудам это более привлекательный вид обеспечения, чем гарантии. Срок реализации сертификата должен совпадать со сроком кредита, что позволит вовремя погасить кредит. Сложности могут возникнуть при проверке устойчивости банка, выдавшего сертификат, а так же при установлении факта наличия самого депозита и подлинности сертификата. Нельзя сбрасывать со счетов и возможность страхования кредитных рисков и возможность совместного с другими кредитными организациями кредитования одного заемщика.
Для совершенствования кредитной работы ОАО «СМП Банк», можно предложить такую форму нетрадиционного возврата кредитов, как продажа долгов с дисконтом, иначе говоря - механизм факторинга.
Факторинг (от англ. factor - посредник) представляет собой один из способов кредитования торговых операций, при котором специализированная компания (фактор-фирма) приобретает у фирмы-поставщика все права, возникающие с момента поставки товара покупателю и сама взыскивает долг. Тем самым поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатой долга. Большую часть суммы (60 – 90%) за поставленную продукцию поставщик получает от фактора сразу же после отгрузки товара. Оставшаяся часть придерживается для покрытия риска неоплаты. После поступления платежа от покупателя блокированная сумма за вычетом процентов и комиссионных фактор-фирмы выплачивается поставщику в срок оговоренный фактор-соглашением. Продажа долгов с дисконтом означает продажу кредиторам дебиторской задолженности со скидкой, образующей доходы покупателя этого долга. Размеры скидки зависят от: предполагаемого срока взыскания долга; действующего в данном периоде рыночного уровня депозитных ставок; общей суммы продаваемого долга; риска, связанного с возможным списанием долгов из-за признания должника несостоятельным плательщиком. Продажа долгов используется кредитором с целью обеспечения скорейшего поступления сумм погашения на его счет. На первых порах можно предложить использование этой процедуры в размере 5 млн. руб. с дисконтом в размере 20%, тогда банк дополнительно получит 1 млн. руб. Продажа осуществляется путем передачи права требования этих долгов другому лицу, то есть кредитор фактически продает свою дебиторскую задолженность другому лицу и имеет, таким образом, возможность быстро получить долг. Однако он вынужден уступить покупателю часть суммы этого долга, которая составляет величину дисконта. Несмотря на это, кредитору может оказаться более выгодным продать долг, нежели ожидать его поступления через определенный промежуток времени, особенно в условиях инфляции. Продажа кредитором своих долгов означает также и переход всех рисков по их потерям к покупателю долга. Поэтому размер дисконта учитывает эти риски. Продажа долгов оформляется трехсторонним договором, участники которого: кредитор, продавец долгов и покупатель долгов. В соответствии с этим договором покупатель долгов обязуется в определенный срок перечислить их сумму за вычетом дисконта продавцу долгов, должник обязуется перечислить долги покупателю с учетом процентов, определяемых временем просрочки задолженности.
Преимущества продажи долгов с дисконтом состоят в том, что ускоряется оборот капитала, сокращается потребность в кредитных ресурсах, снижаются риски, связанные с безвозвратной потерей долгов, и улучшаются показатели ликвидности баланса. Недостатком продажи долгов для продавца является то, что он за свой предоставленный кредит получит меньше, чем ему положено, на сумму дисконта. Главным препятствием в развитии рассмотренного способа снижения дебиторской задолженности является отсутствие опыта и знаний типовых договоров на продажу долгов у компаний и банков.