Теоретические аспекты кредитования предприятий Малого и Среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 03:38, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы данной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования.
Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ…………………..……………………………………………………….6
1.1 Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования………………………………….…………….6
1.2 Современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………………………………………..……………12
1.3 Современные проблемы в кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса …………………………………………………………………………..19
1.4 Порядок кредитования малого и среднего бизнеса………………………..25
1.5 Оценка кредитоспособности по методике ОАО «СМП Банк»…………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………..……………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Full version.doc

— 651.00 Кб (Скачать файл)

Современная система  кредитования базируется на возможности  реализации залогового права, наличии  различных типов гарантий и поручительств третьих сторон. Эти и другие формы обеспечивают надежность кредитной сделки, возможность возврата кредита в случае нарушения принципов кредитования. Реализация залогового права требует от банка всестороннего анализа дееспособности клиента, оценки его имущества, позволяющего банку при необходимости обеспечить свою, по крайней мере, безубыточную деятельность. Практика показывает, что ссуда может не иметь конкретного обеспечения, но наличие залога должно быть непременным условием совершения кредитной сделки. Кредитование осуществляется при условии, что будут соблюдены и коммерческие интересы банка. Кредитование производится на платной основе. Платность во многом определяется кредитным риском, уровнем учетной ставки центрального банка, общим состоянием спроса и предложения кредита на рынке. [13,c.214] Условием кредитования является заключение кредитного соглашения между банком и заемщиком. Кредитование базируется на договорной основе, предусматривающей определенные обязательства и права каждой стороны кредитной сделки, экономическую ответственность сторон. [19,c.182] Можно, наконец, заметить, что условием кредитования является планирование взаимоотношений сторон. Объектом планирования в банке является сумма предоставляемого кредита, размер его погашения, доходы и расходы по кредитным операциям. Кредитный процесс обязывает и заемщика так регулировать производственные и финансовые возможности, чтобы в полной мере предусмотреть своевременное и полное погашение кредита и уплату ссудного процента. [21,c.514]

 

 

 

Таким образом, можно  выделить следующие основные условия  кредитования, наиболее актуальные в  современных условиях:

- соблюдение требований, предъявляемых к базовым элементам  кредитования;

- совпадение интересов  обеих сторон кредитной сделки;

- наличие возможностей как у банка-кредитора, так и у заемщика выполнять свои обязательства;

- соблюдение принципов  кредитования;

- возможность реализации  залога и наличие гарантий;

- обеспечение коммерческих  интересов банка;

- планирование взаимоотношений  сторон кредитной сделки. [22,c.184]

 

Московские коммерческие банки и филиалы крупных российских и зарубежных банков выполняют все функции любого коммерческого банка, однако структура банковских услуг зависит как от общей экономической ситуации в стране, так развитости банковских отношений в регионе. При достижении основных стратегических целей московские банки предопределяют приоритетные вложения в кредитные операции. Улучшение показателей роста финансового состояния предприятий является одной из предпосылок формирования кредитной базы коммерческих банков, то есть постоянного спроса на банковский кредит. [25] Ни для кого не секрет, что только крупные предприятия не выведут российскую экономику из непростой экономической ситуации. Экономику нужно строить за счет других ресурсов, в т.ч. за счет развития малого и среднего бизнеса. Именно это развитие - основная цель проводимых в стране реформ. В результате, значительно расширяется роль коммерческих банков, развитие данного бизнеса является их основной нишей на рынке банковских услуг.

 

Опыт последних лет  показывает, что в данном вопросе коммерческие банки жизнеспособнее, с экономической точки зрения, и обладают рядом преимуществ, которыми не следует пренебрегать, а именно:

- услуги, оказываемые  клиентам, персонифицированы и базируются на знании и взаимном доверии, адаптированы к потребностям клиентов;

- зная задачи и проблемы, быстрее и лучше реагируют  на потребности своих клиентов;

- они готовы кредитовать  мелкие и средние предприятия,  финансовое положение которых  выглядит шатким, в то время как их акционеры владеют значительным имуществом и перспективы развития предприятия, с их точки зрения, весьма оптимистичны;

- органам инспектирования  и надзора легче их контролировать. [25]

Тем не менее, в развитии коммерческих банков до сих пор немало проблем. Во-первых, недостаточны пока усилия органов государственного управления в развитии добросовестной конкуренции как внутри банковского сектора, так и между сектором кредитных организаций и фондовым рынком. Это обуславливает изначально неравноправный доступ коммерческих банков к ресурсам. Во-вторых, нет механизма защиты долгосрочных финансовых активов коммерческих банков и, как следствие, низкая привлекательность ценных бумаг долгосрочного характера, сдерживающая активность фондового рынка и препятствующая привлечению банками кредитных ресурсов на долгосрочной основе. В-третьих, отсутствует механизм эффективного инвестирования временно свободных средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов в высоконадежные инструменты фондового рынка. Но все эти проблемы разрешимы. Именно кредитование малого бизнеса представляет интерес для коммерческих банков, поскольку в этой сфере лежит потенциал развития банковской системы.

В принципе, малые предприятия  являются практически как неисчерпаемым источником для пополнения банковских средств, так и направлением, где банки могут размещать свои ресурсы. При кредитовании юридических лиц следует обращать внимание на такие важные моменты:

1) Услуга банка, которая  предоставляется в кратчайшие  сроки, при минимуме оформляемых бумаг со стороны клиента имеет больший успех даже при высокой процентной ставке. Поэтому банк должен использовать любую возможность для упрощения и ускорения оформления кредитов.

2) Сегодня в большей  степени нужны долгосрочные кредиты. Известно, что банки не хотят и не могут предоставлять долгосрочные кредиты в виде длинных денег, поэтому явно преобладают краткосрочные кредиты. До 6 месяцев - примерно 31%, от 7 до 12 месяцев - 30%. На кредиты до года приходится свыше 60%, от 1до 3-х лет - 23% и более 3-х - 16%. Эти цифры показывают, что пока банковская система практически не готова кредитовать предприятия и не отвечает тем требованиям, которые предъявляет экономический рост. В таких условиях предприятия вынуждены в значительной степени использовать собственные ресурсы. [29,c.254] В первую очередь речь идет о крупных предприятиях, большинство из которых, если и использует банковские кредиты, то зарубежных, а не российских банков. Краткосрочное кредитование служит инструментом формирования тактического взаимодействия банка и промышленного предприятия, обладая потенциальными возможностями объединить на взаимовыгодной основе интересы получения прибыли банком-кредитором предприятием-заемщиком лишь на короткое время. В случае долгосрочного кредитования, длительные сроки формируют стратегию действия банка и предприятия в целях осуществления крупных инвестиционных проектов. Т.е. банк фактически становится соисполнителем проекта и уже начинает искать пути стратегического взаимодействия для взаимовыгодного партнерства.

3) Также необходимы  программы обучения персонала  кредитных организаций по работе  с малыми предприятиями. [22,c.260]

 

Одной из основных причин, вызывающих трудности работы банков с малым бизнесом, является далекая  от совершенства законодательная и налоговая база этого направления. Сейчас изменения происходят мгновенно, поэтому нельзя, единожды разработав законопроект, удержать данный бизнес в его рамках. Необходимо динамичное изменение законодательной базы, согласованное с требованиями рынка. Следовательно, возможна только стратегия массового, стандартизированного подхода к малым и средним компаниям, характерная для развитого банковского бизнеса.

 

 

3.2 Пути совершенствования  системы кредитования малого  и среднего бизнеса в ОАО «СМП Банк»

 

Прошедший 2012 год явился в значительной степени непростым годом для отечественной банковской системы. Основными следствиями кризисных явлений явились сокращение способностей банков по наращиванию активов, сокращение возможностей банков по привлечению доступного долгосрочного финансирования с мирового и отечественного рынков, резкое усиление конкуренции банков в борьбе за корпоративных и розничных клиентов. Действие отмеченных негативных факторов, безусловно, отразилось и на динамике развития ОАО «СМП Банк». Рассмотрим в таблице 11 условия кредитования малого и среднего бизнеса основных конкурентов ОАО «СМП Банк» для анализа конкурентной среды банка. [49]

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 11

Характеристика качества кредитной продукции конкурентов ОАО «СМП Банк»

Характеристики кредитной продукции банков

ОАО «СМП Банк»

ВТБ-24

Уралсиб

Авангард

Наличие кратко-, средне- и долгосрочного  кредитования малого и среднего бизнеса

да

да

да

да

Требования к обеспечению кредита, в т.ч.

да

да

да

да

- ликвидное движимое или недвижимое  имущество предоставленное в залог

да

да

да

да

- технологическое оборудование, автотранспорт

нет

да

нет

да

- ценные бумаги

нет

да

да

нет

- здания, сооружения, помещения, земельные  участки

да

да

нет

да

- ТМЦ в обороте (запасе)

нет

да

нет

нет

Стандартные овердрафты

нет

да

да

нет

Наличие кредитных линий

да

да

нет

да

Средняя годовая ставка % по кредитам

19,3

18,2

18,9

19,6

Скорость обслуживания клиентов –  срок оформления кредитов

до 14 дней

до 9 дней

до 12 дней

до 16 дней

Наличие штатного оценщика

нет

да

да

нет

Наличие разработанной кредитной  политики, методики оценки кредитоспособности

да, но методика нуждается в оптимизации

да

да

да

Количество безнадежных к взысканию  кредитов в общем количестве выданных в 2012 г

1,55%

0,96%

1,12%

1,76%

Удельный вес кредитов, выданных малому и среднему бизнесу в общем объеме финансирования

49,8%

35,6%

29,8%

44,7%


 

 

Однако, даже в условиях действия неблагоприятной конъюнктуры, на протяжении 2012 г. центр кредитования уверенно удерживал завоеванные позиции, что наглядно иллюстрируют следующие факты:

- проведение дополнительной  эмиссии акций дало двукратное  увеличение уставного капитала, величина которого в настоящее  время составляет 800 миллионов рублей;

 

- величина чистой прибыли,  рассчитанная в соответствии  с российскими правилами бухгалтерского учета, с учетом событий после отчетной даты (СПОД) за истекший 2012 год составила 101,5 миллионов рублей, что более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель 2011 года (48,7 миллионов рублей);

- реализация политики  развития корпоративного направления бизнеса обеспечила количественный и качественный прирост клиентуры и динамичный рост показателей деятельности филиала банка в этом направлении, в частности количество корпоративных клиентов в 2012 г. увеличилось на 15% и приблизилось к 2000 клиентов;

- в истекшем 2012 году ОАО «СМП Банк», несмотря на ухудшение возможностей по расширению ресурсной базы, уверенно удерживал объемы кредитного портфеля;

- в истекшем 2012 году продолжилось укрепление позиций ОАО «СМП Банк»: расширилась клиентская база банка, существенно увеличился объем кредитования корпоративных клиентов, укреплялись позиции на рынке розничных банковских услуг. [49]

 

Основными приоритетами центра ОАО «СМП Банк» в 2012 году являлись:

- развитие комплексных  решений для клиентов, оптимизация и расширение действующего спектра услуг, оказываемых банком;

- максимально интенсивное  развитие направления корпоративного  бизнеса;

- последовательное наращивание  клиентской базы;

 

Данные приоритеты останутся  таковыми и на протяжении 2013 года. ОАО «СМП Банк» в своей деятельности руководствовался и будет продолжать руководствоваться следующими основными принципами:

- предоставление клиентам  финансовых продуктов и услуг,  комплексно решающих их проблемы  и способствующих успеху и  достижению задач клиентов в бизнесе и частной жизни;

- прозрачность бизнеса  банка, открытость политики и  высокая бизнес-этика, основывающаяся  на взаимном доверии в отношениях  банка с клиентами и партнерами;

- высокая технологичность  бизнес-процессов и продуктов  банка, организация бизнеса банка по стандартам, максимально приближенным к лучшим существующим на рынке. [50]

 

С целью повышения  финансовой устойчивости и конкурентоспособности ОАО «СМП Банк» последовательно реализует программу укрепления деловой репутации, действуя в соответствии с принципами информационной открытости и прозрачности. Приоритетными направлениями развития бизнеса ОАО «СМП Банк» в 2013 году являются:

 

- повышение качества осуществления банком функций по аккумулированию денежных средств физических лиц, корпоративных клиентов, с целью их использования в кредитных и инвестиционных проектах;

- укрепление доверия  к банку со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков;

- усиление защиты интересов  акционеров, вкладчиков и других кредиторов банка.

- активное развитие корпоративного бизнеса;

- дальнейшее повышение  эффективности и рентабельности  банковских операций и продуктов, предлагаемых клиентам банка;

- дальнейшее региональное  развитие. [50]

 

Для успешной реализации приоритетных направлений деятельности ОАО «СМП Банк» требуется эффективно решить следующие задачи:

 

- выход на новый  качественный уровень обслуживания  корпоративных и частных клиентов, основанный на сочетании современных  технологий и индивидуального  подхода к каждому отдельному клиенту;

- увеличение капитала до величины, обеспечивающей дальнейшее устойчивое развитие банка в интересах его акционеров, вкладчиков и иных кредиторов;

- существенное расширение  и диверсификация клиентской  базы банка, привлечение и закрепление  взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочной перспективе с крупными корпоративными клиентами регионального масштаба;

- достижение и сохранение  устойчивых позиций в регионах  присутствия банка;

- развитие розничного  банковского бизнеса, расширение  спектра предоставляемых услуг, осуществление карточных проектов;

- обеспечение оптимальной  структуры активов и пассивов, оптимальной диверсификации ресурсной  базы и размещенных средств;

- дальнейшее расширение  инвестиционно-банковского продуктового  ряда услуг, предоставляемых корпоративным клиентам;

- совершенствование технологий  принятия управленческих решений  и контроля;

- дальнейшее внедрение  системы оценки эффективности  деятельности подразделений и  сотрудников банка, системы мотивации  управленческого персонала банка,  направленной на формирование его устойчивой заинтересованности в решении поставленных задач;

- дальнейшее развитие  информационных и банковских  технологий на единой платформе. [51]

 

В 2013 году ОАО «СМП Банк» сохранит свои позиции как социально значимый универсальный банк, стремящийся удовлетворять потребности различных категорий клиентов (юридических лиц, предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц, банков) в широком спектре качественных банковских услуг. Усилия банка будут направлены на создание долговременных конкурентных преимуществ. Однако, следует учитывать, что трудозатраты, возникающие при работе с малым бизнесом, значительно выше, чем при работе с крупными корпоративными клиентами. Гораздо удобнее и менее затратно выдать один кредит крупному корпоративному клиенту, чем несколько сотен кредитов малому предприятию. Выход из создавшейся ситуации заключается в переходе на так называемые поточные технологии кредитования с использованием скоринговых моделей оценки кредитоспособности заемщика. Скоринговые модели получили широкое распространение в западных странах, а недавно их начали использовать и российские банки. С помощью скоринга можно существенно снизить риски при кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса. [51]

Информация о работе Теоретические аспекты кредитования предприятий Малого и Среднего бизнеса в России