Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 12:05, курсовая работа
Цель исследования - на основе анализа теоретических и методологических подходов к разработке стратегий предприятий, существующих в зарубежной и отечественной литературе, осуществить разработку стратегии развития на примере ООО «ИЛЬ ГУСТО». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие подходов к стратегии, стратегическому планированию и стратегическому развитию в России и за рубежом;
- изучить современные теоретические подходы к разработке стратегий;
- на основании изучения методологических основ стратегической функции осуществить анализ внутренней и внешней среды на примере ООО «ИЛЬ ГУСТО»;
Долгосрочная эффективная работа организации, ее экономический рост определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциально-технические, человеческие и другие ресурсы.
Эффективность бизнеса любой организации определяется уровнем подготовки персонала, умением прогнозировать развитие, формировать стратегии развития и осуществлять менеджмент стратегий организации. Стратегическое мышление не появляется само по себе, необходимо специализированное обучение.1
Изменения во внешней среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.2
Актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегическое планирование – это основополагающий стержень в управлении любой организацией, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.
Степень изученности проблемы. В настоящее время малое и среднее предпринимательство достигло такого уровня, когда главным для него становится необходимость перехода на активное использование стратегий развития, что обеспечит ему качественно новое экономическое поведение. Однако движение в этом направлении сопровождается определенными трудностями, основной из которых является отсутствие теоретико-методологических разработок о сущности, формах и методах стратегий развития малых и средних предприятий. В настоящее время существуют достаточно подробные исследования, касающиеся принципов стратегического планирования, разработано несколько десятков оригинальных методик разработки стратегий, изучения рыночной позиции предприятий.
Вопросам стратегического управления развитием предприятия освящены исследования Аллена М., Акоффа Р., Ансоффа И., Боумэна К., арлофа Б., Кинга У., Климанда Д., Коно Т., Кунца X., Татеси К., Томпсона А., гйлора Ф. и многих других зарубежных авторов, а также Виханского О.С., пазьева С.Ю., Евенко И.Б., Мильнера Б.З., Степанова М.В., Стерлина И.В., ткина Э.А., Фатхутдинова Р.А. и ряда других ученых нашей страны. Однако большинство перечисленных ученых исследуют теорию и методологию стратегического управления в целом. Исследований же проблем разработки и обоснования конкретных стратегий крайне мало. В основном, многочисленные исследования отечественными учеными относятся к периоду централизованного управления экономикой. Имеющиеся разработки зарубежных ученых не учитывают особенностей развития нашей экономики, хотя, несомненно, содержат много интересного.Важную роль в раскрытии темы исследования сыграли научные разработки по стратегии развития современного бизнеса, имеющиеся в трудах уральских ученых ЕГ.Анимицы, В.И.Белкина, 93О.И.Боткина, А.В.Гребенкина, В.И.Ефименкова, В.П.Иваницкого, М.И.Масленникова, А.Н.Пыткина, О.А.Романовой, В.В.Семененко, А.М.Сергеева, К.Ф.Усмановой, Н.Н.Филиппова и других.
Значительное внимание было уделено изучению работ зарубежных авторов Т.Амблера, И.Ансоффа, Г.Ассэля, П.Дойля, Ж-Ж.Ламбена, Ф.Котлера, М.Портера, А.А.Томпсона мл., Длс.Траута, М.Хаммера, Дж.Чампи, в которых рассматривались вопросы разработки стратегии компаний, как одной из форм эффективного управления и применения маркетинга в деятельности предприятий. Проблемы практического использования стратегий развития и применения маркетинга на малых и средних предприятиях раскрыты в работах таких ученых, как Е.Дихтль, П.Друкер, Х.Хершген, Х.Швальбе, аспекты влияния маркетинговой стратегии на развитие современного предприятия нашли отражение в публикациях А.Вайсмана, Л.Роджерса, Т.Санталайнена.
Объектом исследования является предприятие, работающее в сфере оказания услуг общественного питания, - кафе «ИЛЬ ГУСТО», рассматриваемое с точки, зрения поиска возможностей совершенствования управления в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия.
Предметом исследования являются управленческие взаимоотношения, возникающие в процессе деятельности предприятия по управлению разработкой и реализацией стратегии развития предприятия.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и методологических подходов к разработке стратегий предприятий, существующих в зарубежной и отечественной литературе, осуществить разработку стратегии развития на примере ООО «ИЛЬ ГУСТО». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать историческое развитие подходов к стратегии, стратегическому планированию и стратегическому развитию в России и за рубежом;
- изучить современные
теоретические подходы к
- на основании изучения
методологических основ
- в соответствии с методикой СВОТ, по результатам анализа внутренней и внешней среды ООО «ИЛЬ ГУСТО», разработать миссию и выявить основные направления развития организации;
- разработать стратегию
достижения основной цели
- разработать программу
реализации стратегии, с увязкой
мероприятий и ресурсов
- предложить организационно-
- провести расчеты
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по теориям стратегического управления, организации, отраслевые экономические исследования сферы общественного питания; официальные и нормативные документы. Нормативно-правовую базу составили Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие нормативные и программные документы.
В конкретном анализе и расчетах использовалась информация, имеющая документальный характер: материалы из статистических сборников, бухгалтерская и налоговая отчетность предприятий, публикации в периодической печати.
Из конкретных методов в исследовании применялись методы сравнительный, графический, расчетно-конструктивный; методы анализа хозяйственной деятельности предприятий; анализ документов.
В процессе выполнения работы были также использованы экономико-статистические методы сбора и обработки информации, методы сравнительного анализа, обобщение и математический аппарат.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка нормативно-правовых актов и литературы.
В первой главе «Теоретические и методологические основы разработки стратегии развития организации» рассмотрены основные подходы к разработке стратегий для различных предприятий в зарубежной и отечественной литературе, определены методологические основы разработки стратегии, изучены подходы в планировании стратегии развития.
Во второй главе « Анализ существующего состояния предприятия» дана общая характеристика ООО «ИЛЬ ГУСТО», сделан анализ внешней и внутренний среды предприятия, определена базовая стратегия развития, разработан план реализации стратегии, разработана система контроля реализации стратегии.
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы и предложения по формированию стратегии развития для кафе «ИЛЬ ГУСТО», которые будут способствовать повышению экономической эффективности исследуемого предприятия.
Формирование долгосрочной стратегии развития непосредственно на уровне предприятия - сравнительно новое явление в отечественном управлении. В условиях плановой экономики эти функции были сосредоточены главным образом в министерствах и ведомствах. Предприятие участвовало в этом процессе, зачастую выступая инициатором ряда нововведений, имеющих для его развития стратегический характер. В условиях перехода к рыночным отношениям ситуация кардинально изменилась. Предприятия получили реальные права по выработке стратегий развития. Необходимость постоянной перемены стратегических позиций становится реальной чертой жизни. На жизнедеятельность предприятий существенное влияние оказывает фактор неопределенности, который проявляется буквально во всем. Так, руководство не всегда уверено, сможет ли продукция найти сбыт, удастся ли достать комплектующие, получить кредиты и т. д. Однако неправильно было бы рассматривать неопределенность лишь как что-то угрожающее, мешающее деятельности предприятия. Для одних - это привычные трудности, но для других - источник прибыли. Опыт отечественных и зарубежных предприятий показывает, что острота проблемы снижается, если обеспечивается равновесие между стратегической и текущей ориентацией деятельности предприятия.
Термин «стратегическое управление» был введен в мировой науке на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы внести различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Концепция стратегического управления впервые была разработана консультативной фирмой "Мак-Кинзи" (США). Она прошла успешную апробацию в таких крупных фирмах, как "Дженерал Электрик", "Ай-Би-Эм", "Кока-Кола» и ряде других. В настоящее время большинство крупных компаний мира использует принципы стратегического управления.
Разработка идей стратегического управления нашла отражение в трудах таких западных исследователей, как Р. Акофф, И. Ансофф, Б. Карлоф, У. Кинг, Д. Клиланд, Т. Коно, М Портер, Д. Томпсон, А. Чандлер. В последнее время и в отечественной экономической литературе появились исследования, связанные с организацией стратегического управления на предприятиях.
Анализ специальной литературы показал, что в настоящее время отсутствует единое определение понятия стратегического управления. Имеется целый ряд определений, в которых авторы делают упор на различные его аспекты и особенности, приводящие к неопределенности границ понятия. Можно рассмотреть некоторые конструктивные определения стратегического управления, предложенные авторитетными специалистами в данной области3. Шендел и Хаттен представляют стратегическое управление «как процесс определения и установления связи предприятия с его окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать предприятию и его подразделениям»4. По Бартолу, - «стратегическое управление - это всесторонний процесс управления, нацеленный на выработку и реализацию эффективных стратегий, которые способствуют достижению стратегических целей»5. Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей»6. С подобными определениями трудно не согласиться. Однако более полным, развернутым, обобщающим все особенности стратегического управления является следующее определение: Стратегическое управление - это такое управление предприятием, которое заключается в создании наиболее стабильных и оптимизированных с точки зрения параметров рынка конкурентных преимуществ, позволяющих в условиях неопределенности внешней среды достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Разработка концепции стратегического управления была вызвана объективными причинами (главным образом усложнением условий производства и реализации продукта) и явилась результатом эволюционного развития подходов к управлению предприятием. До нее существовали методы и формы долгосрочного и текущего планирования, основанные на оптимизационном моделировании, научно-техническом и экономическом прогнозировании, с помощью которых стремились определить тенденции развития производства. Эти методы были достаточно эффективны в условиях относительно стабильных производственных целей, состоящих в основном в наращивании потенциала предприятия и насыщении рынка товарами, и сравнительно постоянной внешней среды.
По мере количественного и качественного увеличения факторов производства, расширения использования на практике научных достижений, все большей открытости национальных границ для зарубежных товаров, капитала и рабочей силы, усиления конкурентной борьбы предложение стало преобладать над спросом. Вместе с этим меняется характер потребительского спроса, все большее внимание уделяется социальным нуждам, защите прав потребителей, становятся актуальнее проблемы образования, экологического равновесия. Существенно возрастают динамичность и неопределенность факторов и процессов, протекающих в хозяйственной жизни. В этих условиях стало значительно труднее поддерживать соответствие между требованиями рынка и деятельностью предприятий по их выполнению. Наступил этап оценки, критического осмысления существующих подходов к управлению и появления новых концепций.
Исследования в области стратегического управления позволили выделить три этапа в развитии теории стратегического управления. Первый этап, который охватывает 60-е гг., можно обозначить как генеральное управление (General Management). В этой концепции на первый план выдвигались такие неформальные аспекты стратегического управления, как качество управления, особая роль высших руководителей, внутренних персональных связей, а также значимость внутренних ценностей, систем и структур по обеспечению стратегии предприятия. Центральной мыслью было, что успех фирмы, прежде всего, зависит от квалификации ее высших управляющих.
В конце 60-х гг. появился интерес к новой концепции управления предприятием, которая в своей совокупности представляла более высокую ступень развития, и в 70-е гг., приняв доминирующую форму стратегического мышления и решений, оформилась в самостоятельную концепцию стратегического планирования (Strategic Planning). На первый план вышла формальная сторона - анализ и систематизация. В частности, были разработаны такие инструменты и вспомогательные средства, как опытная кривая, портфельная концепция, PI MS -анализ.
В начале 80-х гг. развитие концепции стратегического планирования привело к выделению стратегического менеджмента (Strategic Management), который связал воедино элементы "генерального управления" и "стратегического планирования" в новую концепцию. В концепции стратегического менеджмента нашла отражение необходимость усиления внимания к вопросам реализации стратегий, подчеркивалось значение ценностей и культуры предприятия и, прежде всего, стратегическая роль управленческих кадров.
В экономической литературе понятие «стратегическое управление» зачастую отождествляется со стратегическим планированием. Поэтому хотелось бы изначально разграничить эти понятия. Стратегический менеджмент шире, чем стратегическое планирование. Стратегическое планирование, хотя и является центральным и важным элементом стратегического менеджмента, но все же лишь его частью.