Теоретические основы анализа системы управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Английское слово «менеджмент» своими корнями уходит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.1

Понятие «менедж» (англ. «manade») трансформировалось и отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 604.93 Кб (Скачать файл)
  •  
    снижение трудоемкости производства продукции (работ, услуг);
  •  
    снижение материалоемкости производства продукции (работ, услуг);
  •  
    снижение фондоемкости производства продукции (работ, услуг);
  •  
    снижение капиталоемкости производства продукции (работ, услуг);
  •  
    рациональное использование производственных ресурсов;
  •  
    экономия времени и повышение качества продукции (работ, услуг). 

 
2) По основным направлениям развития  и совершенствования производственного  процесса, к которым можно отнести: 

  •  
    ускорение научно-технического прогресса;
  •  
    повышение технико-экономического уровня производства; 
  •  
    совершенствование структуры производства;
  •  
    внедрение организационных систем управления; 
  •  
    совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.

 
3) По уровню реализации в системе  управления производственными процессами, в зависимости от которого  факторы подразделяются на:  
 
а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются:  

  •  
    разработка новых видов продукции; 
  •  
    механизация и автоматизация производственных процессов; 
  •  
    внедрение прогрессивных технологий и новейшего оборудования; 
  •  
    улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; 
  •  
    совершенствование стиля управления и др. 

 
б) внешние - это совершенствование  отраслевой структуры промышленности и производства, государственная  экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и  рыночной инфраструктуры и другие факторы.  
 
По итогам изучения теоретических аспектов процесса и методов управления предприятием можно сделать следующие выводы. 

  1.  
    Управление (руководство) предприятием включает в себя организацию работ (построение структуры и создание системы управления) и текущее управление, представляющее собой непрерывный процесс, состоящий из последовательности логически связанных управленческих функций. 
  2.  
    Хорошая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкое управление предприятием представляют собой три тесно связанных между собой фактора, которые необходимы для успешной деятельности предприятия. Основой эффективной деятельности предприятия является его материальная база и персонал, а ключевым фактором - мотивация персонала.
  3.  
    К общим функциям управления относятся: нормирование, планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, контроль, учет, анализ. Рассмотрим более подробно сущность данных функций. Конкретные функции управления группируются по определенным признакам объекта управления.
  4.  
    Основные методы управления – экономические, административные и социально - психологические.

 

Глава 2. Анализ системы  управления предприятием на примере  ТПК «Ремикс»

2.1. Организационно  – экономическая характеристика  предприятия

 
 
ТПК «Ремикс» создано 15 января 1997. Юридический  и фактический адрес предприятия - 119526, Россия, г. Москва, просп. Вернадского, 93, к. 3.  
 
Правовое положение ТПК «Ремикс», порядок его реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности участников определяются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», прочими федеральными законами и правовыми актами РФ, а также Уставом.  
 
Основным видом деятельности ТПК «Ремикс» в соответствии с Уставом является производство мебели. Ассортимент предприятия представлен следующими группами мебели: 

  •  
    мебель встраиваемая;
  •  
    шкафы стенные;
  •  
    зеркальные двери и перегородки.

 
Производство мебели в ТПК «Ремикс» серийное, практикуется также ее изготовление по индивидуальным заказам.  
 
История развития предприятия отражена в табл. 2.1. 
 
Таблица 2.1 
 
История развития ТПК «Ремикс»

 
№ п/п

 
Дата

 
События

 
1

 
Январь 1997 года

 
Начало работы на рынке мебели, развитие производства стенных шкафов

 
2

 

 

 

 

 
3

 

 

 

 

 
4

 

 

 

 

 
5

 

 

 

 

 
6

 

 

 

 

 
7

 
Июль 2008 года 

 
Начало производства в Тульской области


 
 
 
В настоящее время ТПК «Ремикс» представляет собой крупный производственный комплекс, объединяющий дизайн-центр, созданный на базе конструкторского бюро и собственной фотостудии, производственные цеха и современный складской  терминал.  
 
Производство предприятия оснащено современным оборудованием, позволяющим реализовывать передовые мебельные проекты, а также совершенствовать уже известные потребительскому рынку. Использование немецкого и итальянского оборудования последнего поколения с числовым программным управлением фирм Biesse и IMA дает возможность выпускать как серийную продукцию, так и партии встраиваемой мебели по эскизам заказчиков. Мебель, выпускаемая предприятием, отличается высоким качеством, функциональностью и эстетичностью. 
 
Структура управления ТПК «Ремикс» приведена на рис. 2.1. 
  
Экономисты 
 
 
Рис. 2.1. Структура управления ТПК «Ремикс» 
Как видно из рис. 2.1, главным органом управления ТПК «Ремикс» является общее собрание участников общества. Единоличным исполнительным органом является Генеральный директор. Ему подчиняются руководители всех функциональных подразделений предприятия. Среднесписочная численность персонала ТПК «Ремикс» в 2008 г. составила 2074 чел. 
 
Потребителями продукции ТПК «Ремикс» являются как домашние хозяйства, так и корпоративные клиенты. Так, среди покупателей продукции ТПК «Ремикс» такие организации, как: МТС, МЧС, Номос-банк, Академия наук РФ, Эрмитаж, МГУО Правительства Москвы, Федеральное Агентство по науке и инновациям РФ, Институт стали и сплавов. 
 
Рассмотрим состояние мебельного рынка России и место на нем анализируемого предприятия. 
 
На сегодняшний день мебельный рынок РФ динамично развивается. Ежегодно в последнее время рынок растет на 15-20 %, хотя прогнозируется и снижение темпов роста до 7-8 % по причине финансового кризиса. В 2008 г. емкость российского мебельного рынка, по официальным данным, составила около 3,5 млрд. долл.  
 
Развитие рынка мебели для дома тесно связано со строительством новых жилых помещений, уровнем жизни населения. Начиная с 2000 г. наблюдается рост числа построенных квартир и жилых домов. Так, увеличение числа построенных квартир в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом составило 8 %; площадь введенных в действие жилых домов в городах, поселках городского типа и сельской местности увеличилась за тот же период на 6,3%. Наибольшие объемы жилищного строительства осуществляются в Москве, где в 2009 г. введено 13,7 % от сданной в эксплуатацию общей площади по России в целом.  
 
Рост денежных доходов населения в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом составил 23,2 %, реальные располагаемые денежные доходы выросли за этот период на 9 %. Статистические замеры по различным социально-экономическим обследованиям за 2007-2009 гг. показывают, что коэффициент эластичности расходов населения на мебель составляет 1,3 . Это означает, что при росте доходов на 1% расходы населения на покупку мебели увеличиваются на 1,3 %.  
 
Основные российские игроки рынка мебели, функционирующие в настоящее время, представлены в табл. 2.2 и на рис. 2.2. 
 
Таблица 2.2 
 
Основные российские игроки рынка мебели

 
№ п/п

 
Название компании

 
Краткое описание компании

 
Занимаемая доля рынка в 2009 г.

 
1

 
«Шатура» 

 

 

 
9,5

 
2

 
«Столплит»

 

 

 
8

 
3

 
«Катюша»

 

 

 
4,2

 
4

 
«Сходня мебель»

 

 

 
3,2

 
5

 
«Лотус»

 
Работает в среднем сегменте рынка. Не имеет своей сырьевой базы, использует плиты отечественных производителей. 

 
2,5

 
6

 
«Ремикс»

 
Производство встраиваемой мебели, шкафов стенных и зеркальных дверей и перегородок. Вертикально интегрированный  холдинг с полным производственным циклом.

 
2,9


 
 
Как видно из табл. 2.2 и рис. 2.2, на сегодняшний день лидерами сегмента встраиваемой мебели являются «Шатура» (9,5 % рынка), «Столплит» (8 % рынка). Анализируемое  предприятие ТПК «Ремикс» контролирует 2,9 % российского рынка мебели и  не является лидером рынка. 
  
 
Рис. 2.2. Структура рынка мебели в 2009 г. 
 
Основными тенденциями современного рынка встраиваемой мебели для дома специалисты признают следующие:  

  •  
    нет ажиотажа, наблюдавшегося в 90-х и в начале нового века, когда дефицит в основных сегментах встраиваемой мебели - для дома и офисной - стимулировал предложение, шло быстрое развитие отечественного производства и активный приход на рынок новых игроков, в том числе зарубежных; 
  •  
    активное развитие российских производителей и собственных дизайнерских решений; 
  •  
    основная угроза рынка - недобросовестная конкуренция со стороны «серых» производителей; 
  •  
    основные перспективы рынка: несмотря на значительные проблемы с контрафактом, некоторое замедление темпов развития, связанное с насыщением рынка и приходом новым игроков, в сегменте встраиваемой мебели эксперты видят большой потенциал для развития. 

 
Рост спроса на встраиваемую мебель для корпоративных клиентов базируется на увеличении объёма промышленного  строительства в таких отраслях промышленности, как топливно-энергетический комплекс, черная и цветная металлургия. Увеличение объёма строительства частных офисных зданий, оснащение государственных предприятий металлической мебелью также положительно скажется на увеличении спроса.  
 
Прогнозируется увеличение доли сегмента офисной встраиваемой мебели в общем объёме российского рынка офисной мебели. В 2010 г. прогнозируемая доля - 11-12 %; Ожидается увеличение доли присутствия основных участников рынка за счет расширения продуктовой линейки, расширения региональных дилерских сетей, сетей представительств; увеличения объёмов производства и объёмов продаж. По оценкам экспертов, перспектива роста рынка офисной встраиваемой мебели в 2010 г. составит 10-15 %. 
 
Проведем SWOT-анализ ТПК «Ремикс», результаты которого представлены в табл. 2.3. 
 
Таблица 2.3  
 
SWOT-анализ ТПК «Ремикс»

 
Сильные стороны /STRENGTHS/

 
Слабые стороны /WEAKNESSES/

 
Внутренние

 
Определены основные участники рынка  мебели;  
 
Налаженная дилерская сеть основных участников рынка;  
 
Налаженные сети региональных представительств основных участников рынка; 
 
Отсутствие на российском рынке западных производителей, которые локализовали своё производство в России.

 
Ценовая зависимость отпускных цен  на продукцию от производителей ДСП;  
 
Иностранные производители оценивают привлекательность отечественного сегмента с точки зрения импорта, а не инвестиций в производственные мощности.  
 
Сезонность спроса на выпускаемую продукцию (отложенный спрос).

 
Возможности/OPPORTUNITIES/

 
Угрозы/THREATS/

 
Внешние

 

 

 

 

 
 
Рассмотрим основные показатели деятельности ТПК «Ремикс» за 2007-2009 г.г. (табл. 2.4). 
 
Как видно из приведенных данных, выручка от продажи продукции ТПК «Ремикс» в 2009 г. составила 4241387 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом показатель увеличился на 1962910 тыс.руб. (на 114.95 %), по сравнению с 2007 г. – на 253722 тыс.руб. (на 148.37 %). Таким образом, рост объема продаж анализируемого предприятия превышает рост рынка мебели – 17 % в 2009 г. 
 
За анализируемый период увеличивается как прибыль от продаж, так и чистая прибыль предприятия. Прибыль ТПК «Ремикс» от продаж 2009 г. составила 66947 тыс. руб., по сравнению с прошлым годом показатель увеличился на 77013 тыс. руб. (на 13.0 %). Отрицательной оценки заслуживает снижение рентабельности продаж (с 26.00 % в 2008 г. до 15.8 % в 2009 г., или на 10.22 процентных пункта). Рентабельность организации в 2009 г также снизилась по сравнению с прошлым годом (на 8.81 процентных пункта). 
 
Таблица 2.4 
 
Основные показатели деятельности ТПК «Ремикс» за 2007-2009 г.г. 
 
тыс. руб.

 
Показатели

 
Формула для расчета

 
2007 г.

 
2008 г.

 
2009 г.

 
2008 г.к 2007г.

 
2009 г.к 2007 г.

 
2009 г.к 2008 г.

 
Абс. Изм., +/-, тыс. руб.

 
Темп роста, %

 
Абс. Изм., +/-, тыс. руб.

 
Темп роста, %

 
Абс. Изм., +/-, тыс. руб.

 
Темп роста, %

 
1.Выручка от продаж

 
ф. № 2, стр. 010

 
1707665

 
2278477

 
4241387

 
+570812

 
133,43

 
+2533722

 
248,37

 
+1962910

 
214,95

 
2.Себестоимость продукции

 
ф. № 2, стр. 020

 

 

 

 

 
3571930

 
+318524

 
123,29

 
+2204421

 
261,20

 
+1885897

 
211,85

 
3. Прибыль от продаж

 
ф. № 2, стр. 050

 

 

 

 

 
669457

 
+252288

 
174,17

 
+329301

 
155,83

 
+77013

 
113,00

 
4. Чистая прибыль

 
ф. № 2, стр. 110

 

 

 

 

 
417325

 
+44598

 
111,73

 
+37046

 
109,74

 
-7552

 
98,22

 
5.Затраты на 1 руб. объема реализации, руб.

 
стр. 2 : стр. 1

 

 

 

 

 
0,84

 
+0,06

 
92,5

 
+0,04

 
105,00

 
+0,10

 
113,51

 
6.Рентабельность продаж, % 

 
стр. 3 : стр. 1 х 100 %

 

 

 

 

 
15,78

 
+6,08

 
130,52

 
-4,14

 
79,22

 
-10,22

 
60,69

 
7.Рентабельность организации, %

 
стр. 4 : стр. 1 х 100 %

 

 

 

 

 
9,84

 
-3,62

 
83,74

 
-12,43

 
44,19

 
-8,81

 
52,76

 
8.Среднегодовая стоимость имущества

 
ф. № 1, стр. 300

 

 

 

 

 
4833054

 
+941942

 
140,89

 
+2529340

 
209,79

 
+1587398

 
148,91

 
9.Среднегодовая стоимость основных  средств

 
ф. № 1, стр. 120

 
916876

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
120,83

 
10.Среднегодовая стоимость оборотных  активов

 
ф. № 1, стр. 290

 
842265

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
179,89

 
11. Рентабельность активов, %

 
стр. 4 : стр. 8 х 100 %

 
16,51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
65,93

 
12. Фондоотдача, руб. 

 
стр. 1 : стр. 9

 
0,74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
125,71

 
13. Коэффициент оборачиваемости  оборотного капитала

 
стр. 1 : стр. 10

 
1,86

 
1,58

 
2,44

 
-0,28

 
84,95

 
+0,58

 
131,18

 
+0,86

 
154,43

 
14. Период обора-чиваемости оборот-ного  капитала, дни

 
365 дней : стр. 13

 
196,2

 
231,0

 
149,6

 
+3,48

 
117,74

 
-4,66

 
76,25

 
-8,14

 
64,76

 
15.Среднегодовая стоимость собстве-нного  капитала

 
ф. № 1, стр. 490

 
1103202

 
1505780

 
1926979

 
+402578

 
136,49

 
+823777

 
174,67

 
+421199

 
127,97

 
16.Среднесписочная численность персонала

 
-

 
1609

 
1607

 
2074

 
-2

 
99,88

 
+465

 
128,90

 
+467

 
129,06

 
17. Выработка на 1 работающего

 
стр. 1 : стр. 17

 
1061,32

 
1417,85

 
2044,70

 
+356,53

 
133,59

 
+983,38

 
192,66

 
+626,85

 
144,21

 
18.Средяя заработ-ная плата, тыс.руб.

 
-

 
12,44

 
15,73

 
18,22

 
+3,29

 
126,45

 
+5,78

 
246,46

 
+2,49

 
115,83


 
Среднегодовая стоимость имущества  ТПК «Ремикс» в 2009 г. составила 4833054 тыс.руб., увеличившись по сравнению  с прошлым годом на 158739 тыс.руб. (на 48,91 ). Увеличилась стоимость основных средств (на 299957 тыс. руб. по сравнению  с прошлым годом) и оборотных  активов (на 134944 тыс. руб., или на 79,89 %).  
 
Отрицательно можно оценить тот факт, что снижается эффективность использования имущества. Рентабельность активов сократилась с 13,09 % в 2008 г. до 8,63 % в 2009 г. (на 4,46 процентных пункта). Однако фондоотдача увеличилась 2009 г. по сравнению с прошлым годом на 0.18 руб. (на 25,71 %). Это свидетельствует о повышении эффективности основных производственных фондов. Для анализируемого предприятия также характерно ускорение оборачиваемости оборотных активов (с 231,0 дней в 2008 г. до 149,6 дней в 2009 г.). Это свидетельствует о росте деловой активности предприятия.  
 
Средняя численность персонала в 2009 г. составила 2074 чел., по сравнению с прошлым годом она увеличилась на 467 чел. (на 29,06 %). Среднемесячная заработная плата в 2009 г. составила 18,22 тыс. руб. По сравнению с прошлым годом данный показатель увеличился на 2,49 тыс. руб. (на 15,83 %). Производительность труда увеличивается более быстрыми темпами, чем средняя заработная плата (44,21% и 15,83 % соответственно в отчетном году по сравнению с прошлым годом), это для анализируемого предприятия экономически эффективно.  
 
По итогам анализа можно сделать ряд предварительных выводов. ТПК «Ремикс» является рентабельным предприятием, объем продажи продукции имеет устойчивую тенденцию к росту. Об этом свидетельствует положительная динамика выручки от продаж и прибыли от продаж, ускорение оборачиваемости оборотных активов. Предприятие функционирует на активно развивающемся рынке, занимает второе место после лидера отрасли. Важным конкурентным преимуществом анализируемого предприятия является производство широкого спектра сейфов, в то время как специализация большинства конкурентов – металлическая офисная мебель.  
 
В ходе анализа были выявлены и негативные стороны функционирования ТПК «Ремикс». Так, несмотря на рост объема продаж, снижается их рентабельность и рентабельность деятельности организации. Сокращается фондоемкость, это свидетельствует о неэффективном использовании имеющихся производственных мощностей. В условиях повышенного спроса на продукцию ТПК «Ремикс» целесообразно увеличивать объем производства продукции. 
 
Далее в работе рассмотрим организацию производственного процесса в ТПК «Ремикс».

 

2.2. Анализ системы  управления производством и качеством  продукции

 
 
Рассмотрим производственную структуру  ТПК «Ремикс». Она представлена на рис. 2.3. 
 
Рис. 2.3. Производственная структура ТПК «Ремикс» 
Архитектурно-конструкторское бюро играет ключевую роль в производственном процессе. Проектирование, дизайн и конструкторская разработка мебели, ее узлов и деталей осуществляется соответствующими специалистами самого высокого профессионального уровня. Бюро постоянно контролирует качество изделий и их соответствие проекту на всех стадиях технологического процесса.  
 
Опытно-экспериментальный цех мебельных изделий - уникальная по оснащенности и составу мастеров лаборатория, без наличия которой не происходит внедрение ни одной новой разработки. Цех специализируется на производстве мебели по индивидуальным проектам для банковских, офисных и торговых интерьеров, оборудования выставок, оснащения гостиниц, автосалонов, развлекательных комплексов и оздоровительных учреждений.  
 
Цех металлоизделий - чрезвычайно важное звено производственной структуры ТПК «Ремикс». Наряду с изготовлением предметов конструктивного и декоративного назначения из черной и нержавеющей стали и алюминия (мебельные металлические детали, козырьки, навесы, ограждения, светильники по индивидуальному проекту, поручни, перила и многое другое), цех обеспечивает производство сертифицированных дверей, бронированных оконных блоков, модульных стеновых панелей для кассовых кабин и хранилищ ценностей. В состав цеха также входит линия по производству витражей, дверных и оконных блоков, офисных перегородок из алюминия.  
 
Цех стеклоизделий, оснащенный современным оборудованием, создан в компании недавно. Тем самым компания обеспечила себе полный производственный потенциал, позволяющий, без привлечения сторонних организаций, реализовывать проекты самой высокой сложности.  
 
Цех серийной мебели представляет собой линию современного оборудования, ориентированную на изготовление серийных изделий, преимущественно для домашнего использования. Серийное производство мебели характеризуется выпуском изделий крупными партиями, который повторяется по заранее намеченному плану. Серийное производство мебели дополняет индивидуальное производство (по спецзаказам).  
 
Готовая продукция передается в Отдел технического контроля. В данном отделе общий уровень качества мебели определяется показателями технического уровня, стабильности качества и экономическими показателями. Показатели технического уровня включают в себя технологичность, комфортабельность, эстетичность, уровень унификации и патентно-правовой показатель. Проверенная готовая продукция передается на склад.  
 
Сервисная служба, как необходимое, завершающее звено производственного комплекса ТПК «Ремикс», состоит из кадровых монтажных бригад, осуществляющих сборку и монтаж изделий компании и их гарантийное обслуживание.  
 
Технологический процесс производства мебели в ТПК «Ремикс» представлен на рис. 2.4. 
 
 
 
Рис. 2.4. Технологический процесс производства мебели в ТПК «Ремикс» 
Технологические процессы производства мебели в ТПК «Ремикс» определяются ее конструкторской особенностью и на отдельных стадиях производства могут отличаться друг от друга, но соответствуют общим принципам обработки древесины.  
 
Техническая оснащенность ТПК «Ремикс» и опыт ее специалистов позволяет использовать самый широкий спектр материалов: 

Информация о работе Теоретические основы анализа системы управления предприятием