Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:26, курсовая работа
Цель работы изучить понятия группы и команды, рассмотреть формирование управленческой команды, как способ повышения эффективности деятельности организации.
Задачи:
1) изучить литературу на тему команда, эффективность работы в команде
2) определить этапы командообразования
3) рассмотреть условия и факторы эффективности групповой работы;
4) рассмотреть процесс функционирования управленческой команды
5) проанализировать этапы жизненного цикла управленческой команды
6) выявить основные направления развития управленческих команд в организациях.
Введение
Актуальность работы. В настоящее время уровень индивидуального мастерства исполнителей на каждом рабочем месте еще не является гарантией успеха, т.к. многое зависит от способа организации этих исполнителей в уникальную систему. Проблема потенциала рабочей группы является сложной, многосторонней и очень важной для управления персоналом организации. Включаясь в систему связей и отношений на предприятии, человек не только получает возможность в той или иной мере реализовать свой потенциал, но и становится элементом более сложной системы, имеющей дополнительные системные качества. Это значительно повышает эффективность реализации потенциала каждого из работников.
Важно учитывать, что группа оказывает большое влияние на формирование квалификации работника, его мотивацию и отношение к выполняемой работе. Во многом это связано с особенностями групповой динамики и ценностно-мотивационными характеристиками группы.
Широкие возможности группы в повышении эффективности деятельности реализуются благодаря укреплению ее сплоченности, созданию команды. В последние годы понятие «команда» широко используется для характеристики высоко сплоченных трудовых коллективов. В русском языке слово «команда» традиционно связывалась с военными или спортивными группами, хотя в последнее время оно используется и применительно к деловым организациям.
В современной литературе в большинстве случаев термины «команда» и «группа» употребляются как синонимы. Однако, как отмечают Д.Р. Ильген, Д.А. Майор и др., слово «команда» точнее и предпочтительнее, поскольку оно означает не любую социальную группу, а лишь такую, которая ориентирована на выполнение деловой задачи.
Использование команд или рабочих групп все более входит в управленческую деятельность и отражается в социально-экономических и социально-психологических исследованиях. Это связано с тем, что по мнению большинства исследователей именно командная организация труда обеспечивает выживание организации в условиях постоянно меняющегося мира. На основе взаимодействия рабочих групп, повышения их самостоятельности и ответственности строятся современные подходы к управлению бизнесом, такие как реинжениринг, горизонтальные организации и т.п. Принято считать, что именно в команде потенциал человека раскрывается полностью. Однако создание команды, способной реализовать потенциал своих членов и приумножить его по-прежнему остается искусством.
Характеристики групп и команд, сложившиеся в них климат и культура, отношения между группами являются составляющими климата и культуры всей организации.
Современные тенденции в менеджменте, особенно в связи с внедрением концепции «командных форм управления» свидетельствуют о том, что управленческая деятельность все больше начинает рассматриваться как совместное творчество.
В настоящий момент очевидна потребность конкретных организаций в развитии способности управленческих команд успешно действовать и решать организационные задачи в условиях риска, что существенно повышает актуальность социального запроса на выявление факторов, определяющих качество групповых и командных решений.
Цель работы изучить понятия группы и команды, рассмотреть формирование управленческой команды, как способ повышения эффективности деятельности организации.
Задачи:
1) изучить литературу на тему команда, эффективность работы в команде
2) определить этапы
3) рассмотреть условия и факторы эффективности групповой работы;
4) рассмотреть процесс
5) проанализировать этапы
6) выявить основные направления
развития управленческих
Объектом исследования является управление персоналом.
Предметом исследования группы и команды организации.
Методы исследования - анализ научной литературы, анкетирование.
Изученность. Среди наиболее значимых исследований, внесших определенный вклад в построение модели формирования команд, являются работы следующих видных российских и зарубежных авторов: А.А. Авдеев рассматривает технологии формирования команды, Е.П. Валь изучает проблемы эффективной мотивации персонала, Т.П. Галкина рассматривает вопросы группового управления, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - автор тренинговых программ по деловым коммуникациям, командообразованию, инновационному менеджменту, соавторы предыдущего специалиста Д.Ф. Фролов и Т.М. Грабенко изучают вопросы командообразования, В.В. Исаев рассматривает вопросы организации работы команды управления проектом, вопросы фирменной культуры, технологии формирования работоспособных команд, В.И. Корниенко разработал курс «Формирование управленческой команды». Подход к исследованию группы как субъекта совместной деятельности Г.М. Андреева, А.В. Петровский, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, А.С. Чернышев, Л.И.Уманский. Концепции командообразования Т. Ю. Базаров, К. Бланшар, Ю.М. Жуков, А.Н. Лутошкин, Ю.В. Синягин. При написании данной курсовой работы использовались работы отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей создания управляющей команды. Книги таких авторов как Вудкок М., Френсис Д., Виханский О.С., остальные источники указаны в списке использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы к понятию команды и командообразования.
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда все чаще в научной литературе и в бизнесе употребляется термин команда.
Обычно цели стоящие перед командой, не могут быть достигнуты отдельными ее членами в силу существующих ограничений по времени и ресурсам, а также из-за невозможности овладеть одному члену команды всеми необходимыми знаниями и умениями. В связи с этим становится необходимым, как управляющему, так и самой команде, тренировать навыки командообразования и работы в команде 1.
Командой называют небольшое количество человек 5-7, которые разделяют цели, ценности, и общие подходы к реализации совместной деятельности, имеют взаимодополняющие навыки; принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны изменять функционально-ролевую соотнесенность; имеет взаимоопределяющую принадлежность свою и партнеров к данной общности (группе)2.
Команда - это особая форма малой группы, отличающая высокой сплоченностью, распределенным лидерством по различным аспектам совместной деятельности, глубоким взаимопониманием и значительным количеством общих ценностей, что позволяет ей проявлять свойства совокупного субъекта и решать сложные, творческие задачи в условиях дефицита времени значительно эффективнее, чем при любых других формах организации труда6
Команда характеризуется рядом признаков, основными из которых являются следующие:
- команда состоит из двух человек и более;
- члены команды в соответствии
с отведенной им ролью
- команда имеет свою
- для команды характерны
- команда имеет ясную, упорядоченную
и экономическую структуру, ориентированную
на достижение поставленных цел
- команда периодически
Команда предъявляет особые требования к профессионализму и компетентности включенных в нее людей, требует высших уровней мастерства и широких знаний в своей и смежных областях. С другой стороны, работа в подобной команде - великолепный способ повышения квалификации и развития профессиональной компетентности любого специалиста.
В команду собираются люди с очень разной профессиональной подготовкой, знаниями и умениями. Эти люди привлечены из разных сфер и отделов организации и работают вместе для решения какой-либо специальной задачи, проекта. Каждая организация использует такие группы для решения внезапно возникших проблем, задач. Но только сравнительно недавно было обнаружено, что команда может выступать как перманентный, структурный принцип организации.
Ответственность за выполнение деятельности коллективная, однако, каждый член команды несет личную ответственность за успех или неудачу общих усилий.
Существование команды требует постоянной миссии и сменяющихся задач. Принято считать, что команда наиболее эффективно действует от 1-2 до 4-6 лет, а затем нужны специальные мероприятия по ее обновлению и повышению эмоциональной вовлеченности членов команды в деятельность.
Команды принято различать по нескольким основаниям. Выделяют следующие типы команд: занимающие подготовкой рекомендаций; занимающиеся непосредственно изготовлением чего-либо; и управляющие процессом.
Руководство командой может меняться и передаваться от одного сотрудника к другому в зависимости от этапа деятельности и требований задачи.
Особым случаем является команда высшего руководства. У такой группы нет одной задачи, это всегда совокупность задач. Соответственно, нет и не может быть единой формулы их решения. И каждый раз команда высшего руководства должна перестраиваться в соответствии с задачей, решаемой в конкретный момент. К команде высшего руководства предъявляются особые требования по выносливости, организованности, слаженности деятельности, ответственности за совместно принятые решения.
В определениях подчеркивается три важных момента, характерных для команд.
1. Взаимозависимость. Каждый член команды вносит свой индивидуальный вклад в общую работу. Другие члены команды зависят от работы каждого. В команде все делятся рабочей информацией друг с другом. Члены команды также воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и имеют возможность влиять друг на друга.
2. Разделяемая ответственность. Ответственность за командные цели понимается и разделяется всеми.
3. Результат. Ответственность за командные результаты разделяется всеми членами группы и фокусирует групповую активность.
Главным отличием команд от традиционных формальных рабочих групп является наличие синергического эффекта. Суть этого эффекта состоит в том, что результат совместных усилий членов команды оказывается больше суммы отдельных результатов ее членов, если бы они работали порознь.
Рабочая группа — это группа, у которой нет потребности в повышении эффективности совместного труда или нет возможности стать командой. Члены группы взаимодействуют между собой, прежде всего для того, чтобы обменяться информацией, опытом работы или для определения перспективы и принятия решений, чтобы помочь каждому работать в пределах его области ответственности. В таких группах практически нет общей цели и взаимной ответственности. В отличие от команд рабочие группы полагаются на сумму «индивидуальных преимуществ», необходимых для выполнения работы. Они не ставят целью коллективное производство продукта, требующего объединенных усилий.
Выбирая путь команды, а не рабочей группы, люди берут на себя риски конфликта, объединяют усилия для производства изделий или услуг и используют коллективные действия, необходимые для определения общего направления, целей деятельности, подходов к работе и взаимную ответственность.
Процесс формирования команды.
Деятельность организации во многом определяется эффективностью функционирования формальных групп. Именно поэтому руководители современных предприятий стремятся к формированию команды единомышленников. Сегодня необходимость такой «команды» служит не прихотью менеджера, а требованием времени.
Категории «команда» и «группа» имеют несколько разное значение. Если группа - это некоторая общность людей в организации, то команда - это всегда эффективная группа индивидов5.
Исследователи отмечают специфические различия между группами и командами:
Модель развития команд.
Представляет интерес модель развития команды, предложенная Дж. Катценбахом и Д. Смитом. В ней увязаны общие результаты групповой деятельности с производительностью команд, находящихся на различных ступенях развития.
Авторы различают следующие типы групп и команд в их развитии.
Информация о работе Теоретические основы к понятию команды и командообразования