Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:26, курсовая работа
Цель работы изучить понятия группы и команды, рассмотреть формирование управленческой команды, как способ повышения эффективности деятельности организации.
Задачи:
1) изучить литературу на тему команда, эффективность работы в команде
2) определить этапы командообразования
3) рассмотреть условия и факторы эффективности групповой работы;
4) рассмотреть процесс функционирования управленческой команды
5) проанализировать этапы жизненного цикла управленческой команды
6) выявить основные направления развития управленческих команд в организациях.
Методика, состоящая из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5).
В ходе опроса баллы указывать не нужно.
Уровни групповой сплоченности
• 15,1 баллов и выше – высокая;
• 11,6 – 15 балла – выше средней;
• 7- 11,5 – средняя;
• 4 – 6,9 – ниже средней;
• 4 и ниже – низкая.
Обработка и интерпретация результатов тестирования работников станции. По результатам тестирования, в целом уровень групповой сплоченности составил: количество работников, имеющих высокий уровень групповой сплоченности, составляет - 90%. Количество работников, имеющих низкий уровень групповой сплоченности, - 10%.
Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде.
Роли в групповой деятельности - председатель, формирователь, генератор идей, оценщик идей, организатор работы, организатор группы, исследователь, завершитель.
В каждом разделе распределить сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по мнению опрашиваемого, лучше всего характеризуют его поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению. Занесите баллы в прилагаемую таблицу.
Находится сумма баллов по каждому из I- VIII столбцов. Выделяются те столбцы-роли, где набраны наибольшие суммы. Эти роли опрашиваемый чаще играете в группе.
I – председатель. Функции: впитывает всевозможные мнения и принимает решения. Свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный. Тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.
II – формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое. Свойства: динамичный, решительный, напористый. Тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, целой группе.
I и II – два противоположных подхода к общему управлению группой.
III – генератор идей. Функции: источник идей. Свойства: умен, богатое воображение, креативность. Тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.
IV – оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль. Свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности. Тип: рассудительный, волевой склад личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.
V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения. Свойства: организатор, волевой, решительный. Тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях, идеях группы.
VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.
VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой. Свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный. Тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий.
VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца. Свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность. Тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.
Чтобы управленческая команда была эффективной, нужно, чтобы все эти роли были представлены в группе, чтобы члены группы взаимно дополняли друг друга. (Иногда один член группы может играть две и больше ролей.)
Обработка и интерпретация результатов тестирования работников станции. По результатам тестирования, выявлены следующие командные роли: 1 человек-организатор группы, 2- завершитель, 1- оценщик идей, 1- формирователь.
Методом наблюдения и анализа проделанной работы по изучению вопроса эффективности работы команды и понятия команды, была разработанная концепция управления изменениями и развитием команды руководителей и работников станции Новосибирск-Восточный, которая содержит характеристику команды.
1) стиль руководства как
2) ориентированность на
3) высокий уровень коллективной ответственности;
4) синергетический коллектив, характеризующийся динамичностью, подвижностью коммуникационных связей и высокой плотностью горизонтальных контактов.
5) наличие в сплоченной
Формирование и развитие управленческой команды требует постоянного участия лидера, выявляющего недостатки и исправляющего дифференциальные тенденции, к него входят и развитие командного духа, создание уникальной корпоративной культуры, усвоение корпоративных ценностей и целей. При этом роль первого руководителя может быть различной, но у него всегда есть возможность взять на себя функции лидера, когда ему это необходимо;
6) полицентрическое
7) доверие между членами
8) отождествление членами
9) формирование командных норм
взаимодействия между сотрудник
10) общее видение команды высших руководителей, при котором каждый член этой группы понимает причины поведения других и внутренне принимает их способ реагирования на те или иные ситуации.
11) консенсус в коллективных интересах, обеспечивающий свободный обмен знаниями, даже если творческая мысль чересчур эксцентрична; оппозиционное мнение не подавляется; причины противостояния осторожно изучаются и совместно ищутся способы разрешения.
2.3 Рекомендации по анализу
Именно сплоченная команда способна преодолевать кризисы на пути своего развития без потерь, чего не скажешь о группе совместимых между собой людей. Следовательно, можно предложить применение следующих факторов, способствующих усилению групповой сплоченности:
Отметим, что последние два пункта, хотя и способствуют сплоченности команды, являются деструктивными и не могут рассматриваться в качестве инструментов сплочения команды.
Чтобы управленческая команда была эффективной, нужно, чтобы все командные роли были представлены в группе, чтобы члены группы взаимно дополняли друг друга.
Для создания эффективной команды руководителей станции, рекомендации будут следующими:
– Повышение работоспособности и дисциплины. Самоорганизация внутри управленческой команды.
– Новые правила формирования общих целей и задач компании.
– Осознание взаимозависимости в достижении целей и задач компании и удовлетворения личных потребностей сотрудников.
– Улучшение психологического климата. Формирование новых норм, правил и законов взаимодействия.
– Усиление лояльности сотрудников.
– Устранение барьеров при прохождении информационных потоков, уменьшение искажения информации.
– Улучшение личных взаимоотношений между членами управленческой команды.
– Проявление и разрешение конфликтных ситуаций.
Заключение
Работа в команде - это прежде всего «игра» по определенным правилам, которые должны разделяться всеми членами группы. Командная работа, как и езда на автомобиле, возможна только при соблюдении взаимной договоренности. Команды могут отличаться друг от друга правилами внутренней организации своей работы.
Нормы командной работы, как правило, задаются особенностями решаемой задачи и лидером, который к тому же обеспечивает их поддержание. Решаемая задача накладывает ограничения на тип совместной деятельности и распределение ролей членов группы. Лидер и члены команды, задают правила, по которым будет осуществляться совместная деятельность.
В связи с этим, команда должна быть не просто группой людей, а сплоченным коллективом, работающим над определенной целью. Возглавлять ее должен руководитель, обладающий всеми нужными для этого личными качествами, и именно ему предстоит не только сформировать команду, но и заставить ее эффективно работать.
В нашей стране метод командообразования применяется все чаще и чаще. На первый взгляд, это связано со спецификой организационной культуры как в частных, так и в государственных организациях. При их формировании на первый план выступает оценка людей по критерию “свой-чужой”. Очень редко можно встретить организацию, члены которой не имели бы опыта отношений до того, как пришли в нее или ее создали. Но по мере развития, наступает необходимость в новых сотрудниках, а за этим приходит проблема доверия. Чтобы человеку доверять, его надо “узнать”, надо, чтобы он стал “своим”, а для этого надо “съесть с ним пуд соли”, то есть длительно взаимодействовать в разных ситуациях. Поэтому метод командообразования тем и хорош, что позволяет в достаточно короткие сроки узнать человека ближе и построить отношения, необходимые для дальнейшей работы.
Итак, команда - это, конечно, хорошо. Но не везде и не всегда. На пути командообразования могут стоять такие серьезные проблемы, как недостаточно эффективная организация деятельности в целом, неадекватный морально-психологический настрой или/и низкий уровень профессионализма.
Но все же есть несколько весомых причин для использования командного подхода, которые будут способствовать позитивным изменениям в организации:
1. Создать обстановку доверия и взаимопомощи.
2. Улучшить коммуникацию.
Информация о работе Теоретические основы к понятию команды и командообразования