Теоретические основы к понятию команды и командообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить понятия группы и команды, рассмотреть формирование управленческой команды, как способ повышения эффективности деятельности организации.
Задачи:
1) изучить литературу на тему команда, эффективность работы в команде
2) определить этапы командообразования
3) рассмотреть условия и факторы эффективности групповой работы;
4) рассмотреть процесс функционирования управленческой команды
5) проанализировать этапы жизненного цикла управленческой команды
6) выявить основные направления развития управленческих команд в организациях.

Файлы: 1 файл

Курсовик Команда.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ осуществления мероприятий по определению командных ролей в группе.

2.1 Общая характеристика  деятельности железнодорожной станции Новосибирск- Восточный.

 

ОАО "РЖД" было учреждено постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585. Создание компании стало итогом первого этапа реформирования железнодорожной отрасли в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 года № 384.

1 октября 2003 года – начало  деятельности ОАО "РЖД".

Учредителем и единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. По состоянию на 31.12.2009 г. в собственности компании находятся 385 тыс. объектов недвижимости (включая земельные участки).

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли, повышение количества квалифицированного рабочего персонала, для выполнения поставленных производственных задач.

Железнодорожная станция Новосибирск- Восточный - структурное подразделение Дирекции управления движением, ОАО «РЖД» работает в сфере предоставления услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Усиление рыночной конкуренции в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта, а также необходимость повышения эффективности бизнеса создали предпосылки для разработки и внедрения системы управления качеством в ОАО "РЖД".

Создание эффективной системы управления качеством в компании требует  максимальной вовлеченности всех работников в процесс создания и функционирования системы, а также увеличения доли работников, обладающих лидерскими качествами, способных работать наиболее динамично, творчески, умеющих создавать и организовывать работу команд для реализации конкретных проектов. Развитие системы лидерства стало одним из направлений долгосрочного развития персонала компании и уже на начальном этапе обеспечивает заинтересованность и участие в построении новой системы работы, как высшего руководства, так и менеджмента компании на всех уровнях управления.

Каждый сотрудник ОАО "РЖД" в рамках своих должностных обязанностей должен иметь возможности, рычаги и стимулы для создания качественной продукции и услуг. Для этого в Компании выстроена  система мотивации персонала, в которой четко определены критерии оценки качества выполненных работ, ответственность и формы поощрения за достижение необходимого уровня качества.

Основной задачей управления персоналом ОАО «РЖД» является подбор и расстановка кадров, обеспечивающих грамотное управление и квалифицированное исполнение на уровнях оперативного, тактического и стратегического управления.

Кадровая работа ОАО «РЖД»  базируется на системе правил, традиций, процедур, комплекса мероприятий, связанных непосредственно с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т.п. Кадровая политика в ОАО «РЖД»  формирует:

- требования к работникам на стадии их найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню квалификационной подготовки);

- отношение к  внутриорганизационному движению  кадров;

- отношение к  стабилизации коллектива;

- отношение к  характеру подготовки новых работников, а также к повышению квалификации работников.

Оценка кадровой политики ОАО «РЖД»:

- своевременное  обеспечение квалифицированными  кадрами;

- формирование необходимого  уровня трудового потенциала  коллектива организации при минимизации  затрат (экономия издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров, с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на следующее повышение квалификации);

- рациональное использование  персонала (учитывая квалификацию, специальную подготовку);

- стабилизация коллектива благодаря учету интересов работников, представления возможностей для квалификационного роста;

- формирование более  высокой мотивации к высокопроизводительному  труду.

Головная компания – ОАО «РЖД», пропагандирует и контролирует осуществление единого стиля работы всех филиалов. Организация активно взаимодействует с внешним окружением, которое состоит из конкурентов, партнеров, потребителей; особую оценку получает профессионализм работников компании и их стремление быть лучшими в своем деле.

Новосибирск- Восточный — железнодорожная станция  на востоке города Новосибирска. Названа по своему месторасположению. Станция по путевому развитию является одной из самых объёмных, по грузовой работе — комплексная. Обслуживает многие предприятия индустриального района Новосибирска — Дзержинского, такие промышленные объединения, как НАПО имени Чкалова, НЗХК, ТЭЦ-4 и многие другие. У станции существует два грузовых района: один обслуживает промпредприятия, второй — Мочищенский щебеночный район. Точных данных по времени создания станции нет, примерный год  основания 1937. Тогда она называлась Ельцовка. Переименование на нынешнее название произошло в 1950-е годы.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации. Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Организационную структуру станции Новосибирск- Восточный по типу можно отнести к линейной структуре.

Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

При линейном управлении каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о по объектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает решения, связанные с управлением данным объектом.

Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Далее рассмотрим общую характеристику трудового потенциала работников станции Новосибирск- Восточный.

Штат железнодорожной станция Новосибирск- Восточный насчитывает 74 работника, из них:

3 руководителя,  1 специалиста по кадровым и  профсоюзным вопросам, 2 инженера  по обучению, 68 человек- остальные  рабочие профессии, в том числе: дежурные по станции- 5, маневровые диспетчера- 5, дежурные по парку- 10, операторы поста централизации- 5, составители поездов- 17, операторы станционного технологического центра -5,  приемосдатчик груза и багажа- 21, агент по розыску груза и багажа 1.

Во главе станции стоит Начальник станции, в его подчинении находятся два заместителя по оперативной и грузовой работе, а также инженер станции. Каждый заместитель начальника станции имеет в подчинении свой цех работников: грузовой цех и цех движения, с квалифицированными специалистами по различным специальностям. Каждый из сотрудников отвечает за свой объем работы, и все непосредственно отчитываются перед своим начальником.

Средний возраст сотрудников составляет 30 лет. Молодые специалисты в компании приветствуются, также как и квалифицированные специалисты с высшим образованием по конкретной специальности. Весь управленческий персонал станции имеет высшее профессиональное образование, что обязательно в данном случае, так же как и стаж работы.

Большинство работников предприятия имеют высшее образование, при этом их количество увеличивается, по сравнению с прошлыми годами.  Снижается численность сотрудников со средне- специальным образованием, и происходит увеличение сотрудников с незаконченным высшим образованием относительно прошлых лет. (Приложение 1, Рис 1.). Прослеживая динамику изменений по стажу работы, можно сделать следующий вывод, что в организации наблюдается рост молодых специалистов, и небольшой спад работников со стажем до 5-ти лет (приложение 1, Рис. 2).

Рассмотрим основные возрастные группы. В составе организации преобладают молодые специалисты, работники от 18 до 25 лет, доля работников от 37 до 50 лет остается практически неизменной, а вот возрастная группа работников с 26 до 36 лет уменьшается, за счет ее уменьшения можно увидеть увеличение набора молодых специалистов (приложение 2, Рис. 3).

По социально-демографическому показателю, половая принадлежность, в организации количество работающих мужчин преобладает, над количеством работающих женщин (приложение 2, Рис. 4).

Учитывая, что Новосибирск- Восточный входит в структуру ОАО «РЖД», головная организация и отдел кадров всего Новосибирского отделения находится в Новосибирском центре организации работы железнодорожных станций. Частичное исполнение обязанностей отдела кадров на станции Новосибирск- Восточный возложены на 1 человека – специалиста по кадрам и профсоюзным работам.

На станции в состав управляющей команды входят руководители подразделений (начальник станции, заместитель начальника станции по оперативной работе, заместитель начальника станции по грузовой работе, инженер станции, а так же специалист по кадрам и профсоюзным работам).

Работа управляющей команды осуществляется путем ежемесячных собраний и ежедневных планерок, на которых решаются текущие вопросы, а так же планируется дальнейшая деятельность предприятия на определенный период времени, смену. Обсуждается процент выполнения плана, причины, действия, нарушения, выявленные замечания и многое другое.

Каждый из работников еженедельно делает анализ проделанной работы своего подразделения, по необходимости проводит собрание сотрудников для объяснения целей и задач.

Так же внутри управляющей команды принимаются решения относительно поощрения или наказания кого - либо из сотрудников (вознаграждение, удержание из заработной платы, устная похвала в присутствии коллег и т.д.).

В управляющей команде станции идет четкое распределение задач по функциям (подразделениям). Проблема одного подразделения в выполнении задания или текущей деятельности не всегда находит понимание у другого. Например: грузовой отдел практически всегда выполняет и даже перевыполняет план, а цех движения зависит от указаний, приказов и работы вышестоящего руководства, а иной раз и от работы соседних станций, что явно отражается при формировании общего отчета финансово - хозяйственной деятельности предприятия за месяц, квартал, год.

В результате прослеживается не сплоченность в составе управляющей команды станции Новосибирск- Восточный. Каждый "тянет одеяло на себя", бьется за свое подразделение вместо того чтобы решить проблему коллективно и перейти к общим более эффективным действиям.

 

2.2  Анализ эффективности работы управленческой команды, командные роли, групповая сплоченность станции Новосибирск-Восточный

 

Автором было проведено тестирование части работников станции Новосибирск-Восточный на определение эффективности труда команды, групповой сплоченности, командных ролей в организации, а именно был опрошен руководящий состав станции, состоящий из 5 человек (1 начальник станции, 2 заместителя, 1 инженер и 1 кадровый работник).

Описание тестовой методики. Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П. Командная (групповая) сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений. Командная сплоченность — необходимое условие успешной работы команды. В группе, сформированной из незнакомых людей, некоторое время обязательно будет потрачено на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения общих командных задач. Именно сплоченная команда, в отличии от группы лишь совместимых людей, способна успешно преодолевать кризисы на пути своего развития. Сплоченность означает, что состав команды интегрирован наилучшим образом. Командная (групповая) сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений. Она характеризуется взаимной эмоциональной притягательностью и общей удовлетворенностью участников как командой, так и совместной деятельностью в целом. Командная сплоченность — необходимое условие успешной работы команды. В группе, сформированной из незнакомых людей, некоторое время обязательно будет потрачено на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения общих командных задач.

Информация о работе Теоретические основы к понятию команды и командообразования