Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:26, курсовая работа
Цель работы изучить понятия группы и команды, рассмотреть формирование управленческой команды, как способ повышения эффективности деятельности организации.
Задачи:
1) изучить литературу на тему команда, эффективность работы в команде
2) определить этапы командообразования
3) рассмотреть условия и факторы эффективности групповой работы;
4) рассмотреть процесс функционирования управленческой команды
5) проанализировать этапы жизненного цикла управленческой команды
6) выявить основные направления развития управленческих команд в организациях.
3. Повысить уровень уверенности в ситуациях риска.
4. Получить навыки поведения в конфликтных ситуациях.
5. Узнать и использовать все возможности своей личности.
6. Оптимизировать использование всех человеческих ресурсов.
7. Развить подход к совместному решению проблем.
Данный перечень предполагаемых изменений смело можно использовать для совершенствования работы управляющей команды на исследуемой ранее станции Новосибирск-Восточный.
Список литературы
Приложение 1
Рис 1. Доля основных образовательных групп в 2007- 2009 гг.
Рис. 4. Распределение работников предприятия в 2007-2009 гг. по полу
Приложение 3
Шкалы: роли в групповой деятельности - председатель, формирователь, генератор идей, оценщик идей, организатор работы, организатор группы, исследователь, завершитель
Инструкция к тесту
В каждом разделе распределите сумму в
10 баллов между утверждениями, которые,
по вашему мнению, лучше всего характеризуют
ваше поведение. Эти баллы можно распределить
между несколькими утверждениями. В редких
случаях все 10 баллов можно распределить
между всеми утверждениями или отдать
все 10 баллов какому-либо одному утверждению.
Занесите баллы в прилагаемую таблицу.
1. Что, по моему мнению, я могу
привнести в групповую работу:
1. Я быстро нахожу новые возможности.
2. Я хорошо могу работать со множеством
людей.
3. У меня хорошо получается выдвигать
новые идеи.
4. У меня получается помогать другим людям
выдвигать идеи.
5. Я способен очень эффективно работать,
мне нравится интенсивная работа.
6. Я согласен быть непопулярным, если
в итоге это приведет к хорошим результатам.
7. В привычной обстановке я работаю быстро.
8. У меня нет предубеждений, поэтому я
всегда даю возможность альтернативного
действия.
2. У меня есть недостатки в групповой работе,
возможно, это то, что:
1. Я очень напряжен, пока мероприятие
не продумано, не проконтролировано, не
проведено.
2. Я даю слишком большую свободу людям,
чью точку зрения я считаю обоснованной.
3. У меня есть слабость много говорить
самому, пока, наконец, в группе не появляются
новые идеи.
4. Мой собственный взгляд на вещи мешает
мне немедленно разделять энтузиазм коллег.
5. Если нужно чего-то достичь, я бываю
авторитарен.
6. Мне трудно поставить себя в позицию
руководителя, так как я боюсь разрушить
атмосферу сотрудничества в группе.
7. Я сильно увлекаюсь собственными идеями
и теряю нить происходящего группе.
8. Мои коллеги считают, что я слишком беспокоюсь
о несущественных деталях и переживаю,
что ничего не получится.
3. Когда я включен в работу с другими:
1. Я влияю на людей, не подавляя их.
2. Я очень внимателен, так что ошибок из-за
небрежности быть не может.
3. Я готов настаивать на каких-то действиях,
чтобы не потерять время и не упустить
из виду главную цель.
4. У меня всегда есть оригинальные идеи.
5. Я всегда готов поддержать хорошее предложение
в общих интересах.
6. Я очень внимательно отношусь к новым
идеям и предложениям.
7. Окружающим нравится моя холодная рассудительность.
8. Мне можно доверить проследить, чтобы
вся основная работа была выполнена.
4. В групповой работе для меня характерно,
что:
1. Я очень заинтересован в том, чтобы хорошо
знать своих коллег.
2. Я спокойно разделяю взгляды окружающих
или придерживаюсь взглядов меньшинства.
3. У меня всегда найдутся хорошие аргументы,
чтобы опровергнуть ошибочные предложения.
4. Я думаю, что у меня есть дар выполнять
работу, как только ее план нужно приводить
в действие.
5. У меня есть склонность избегать очевидного,
а предлагать что-то неожиданное.
6. Все, что я делаю, я стараюсь довести
до совершенства.
7. Я готов устанавливать контакты и вне
группы.
8. Хотя меня интересуют все точки зрения,
я не колеблясь могу принять собственное
решение, если это необходимо.
5. Я получаю удовольствие от своей работы,
потому что:
1. М не нравится анализировать ситуации
и искать правильный выбор.
2. Мне нравится находить практические
решения проблемы.
3. Мне нравится чувствовать, что я влияю
на установление хороших взаимоотношений.
4. Мне приятно оказывать сильное влияние
при принятии решений.
5. У меня есть возможность встречаться
с людьми, которые могут предложить что-то
новое.
6. Я могу добиться согласия людей по поводу
хода выполнении работы.
7. Мне нравится сосредоточивать собственное
внимание на выполнении поставленных
задач.
8. Мне нравится работать в области, где
я могу применять свое воображение и творческие
способности.
6. Если я неожиданно получил трудное задание,
которое надо выполнить в ограниченное
время и с незнакомыми людьми:
1. Я буду чувствовать себя загнанным в
угол, пока не найду выход из тупика и не
выработаю свою линию поведения.
2. Я буду работать с тем, у кого окажется
наилучшее решение, даже если он мне не
симпатичен.
3. Я попытаюсь найти людей, между которыми
смогу разделить на части это задание
и таким образом уменьшить объем работы.
4. Мое врожденное чувство времени не позволит
мне отстать от графика.
5. Я верю, что буду спокойно, на пределе
своих способностей идти прямо к цели.
6. Я буду добиваться намеченной цели вопреки
любым затруднительным ситуациям.
7. Я готов взять осуществление работы
на себя, если вижу, что группа не справляется.
8. Я устрою обсуждение, чтобы стимулировать
людей высказывать новые идеи и искать
возможности для продвижения к цели.
7. Что касается проблем, которые у меня
возникают, когда я работаю в группе:
1. Я всегда высказываю нетерпение, если
кто-то тормозит процесс.
2. Некоторые люди критикуют меня за то,
что я слишком аналитичен и мне не хватает
интуиции.
3. Мое желание убедиться, что работа выполняется
на самом высоком уровне, вызывает недовольство.
4. Мне очень быстро все надоедает и я надеюсь
только на одного-двух человек, которые
могут воодушевить меня.
5. Мне трудно начать работу, если я четко
не представляю своей цели.
6. Иногда мне бывает трудно объяснить
другим какие-либо сложные вещи, которые
приходят мне на ум.
7. Я понимаю, что я требую от других сделать
то, что сам сделать не могу.
8. Если я наталкиваюсь на реальное сопротивление,
то мне трудно четко изложить мою точку
зрения.
Ключ к тесту
Вопросы Роли
I II III IV V VI VII VIII
1 d f c h g b a e
2 b e g d a f c h
3 a c d g h e f b
4 h b e c d a g f
5 f d h a b c e g
6 c g a e f b h d
7 g a f b e h d c
Обработка и интерпретация результатов
теста
Постройте таблицу в соответствии с приведенным
«образцом-ключом», вписывая по каждому
вопросу рядом с соответствующей буквой
то количество баллов, которое вы дали
этому варианту ответа в таблице ответов
испытуемого.
Найдите сумму баллов по каждому из I- VIII
столбцов. Выделите те столбцы-роли, где
набраны наибольшие суммы. Эти роли вы
чаще играете в группе.
I – председатель. Функции: впитывает всевозможные мнения
и принимает решения. Свойства: умеет слушать,
хорошо говорит, логичный, решительный.
Тип: спокойный, стабильный тип личности,
нуждается в высокомотивированной группе.
II – формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов
группы в единое целое. Свойства: динамичный,
решительный, напористый. Тип: доминирующий
экстраверт, нуждается в компетентной,
целой группе.
I и II – два противоположных подхода к
общему управлению группой.
III – генератор идей. Функции: источник идей. Свойства: умен,
богатое воображение, креативность. Тип:
нестандартная личность, нуждается в мотивированном
окружении, которое будет воспринимать
его идеи.
IV – оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические
выводы, контроль. Свойства: аналитичность,
интеллектуальность, эрудированность,
«якорь группы», возвращает к реальности.
Тип: рассудительный, волевой склад личности,
нуждается в постоянном притоке информации
и новых идей.
V – организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные
задания и организация их выполнения.
Свойства: организатор, волевой, решительный.
Тип: волевой тип личности, нуждается в
предложениях, идеях группы.
VI – организатор группы. Функции: способствует согласию группы,
улаживает разногласия, знает потребности,
проблемы членов группы; свойства: чувствительность,
дипломатичность, доброта, коммуникативность;
тип: эмпативный и коммуникативный тип
личности, нуждается в постоянном контакте
со всеми членами группы.
VII – исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней
средой. Свойства: общительный, увлекающийся,
энергичный, привлекательный. Тип: «напористый
экстраверт», нуждается в свободе действий.
VIII – завершитель. Функции: побуждает группу все делать
вовремя и до конца. Свойства: профессиональная
педантичность, обязательность, ответственность.
Тип: педантичный тип личности, нуждается
в групповой ответственности, обязательности.
Чтобы управленческая команда была эффективной,
нужно, чтобы все эти роли были представлены
в группе, чтобы члены группы взаимно дополняли
друг друга. (Иногда один член группы может
играть две и больше ролей.)
Приложение 4
Шкалы: уровень групповой сплоченности
Групповую сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.
1. Как бы вы оценили свою
принадлежность к группе?
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива
(5).
2. Участвую в большинстве видов деятельности
(4).
3. Участвую в одних видах деятельности
и не участвую в других (3).
4. Не чувствую, что являюсь членом группы
(2).
5. Живу и существую отдельно от нее (1).
6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы
представилась такая возможность (без
изменения прочих условий)?
1. Да, очень хотел бы перейти (1).
2. Скорее перешел бы, чем остался (2).
3. Не вижу никакой разницы (3).
4. Скорее всего остался бы в своей группе
(4).
5. Очень хотел бы остаться в своей группе
(5).
6. Не знаю, трудно сказать (1).
3. Каковы взаимоотношения между членами
вашей группы?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
(3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве
коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве классов (1).
4. Не знаю, трудно сказать (1).
4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
(3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве
коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов
(1).
4. Не знаю. (1)
5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.)
в вашем коллективе?
1. Лучше, чем в большинстве коллективов
(3).
2. Примерно такие же, как и в большинстве
коллективов (2).
3. Хуже, чем в большинстве коллективов
(1).
4. Не знаю (1).
Уровни групповой сплоченности
• 15,1 баллов и выше – высокая;
• 11,6 – 15 балла – выше средней;
• 7- 11,5 – средняя;
• 4 – 6,9 – ниже средней;
• 4 и ниже – низкая.
• Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.179-180.
1 Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М , 2006
2 Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. Пособие.- М.:Финансы и статистика, 2003, 224с.
6 Красовский Ю.Д. Организационное поведение- Юнити, 2006
3 Булавин Т. , сборник Упражнения для тренинга командообразования, электронная книга, 55с
5 Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом.- М.: ГАУ, 2003.
3 Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. – М.: Добрая книга, 2005. с. 54
1 Красовский Ю.Д., Организационное поведение- Юнити, 2006
4 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду.- СПб.: Речь. 2003.-128с.
Информация о работе Теоретические основы к понятию команды и командообразования