Теоретические основы разработки и принятия рациональных управленческих решений в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является анализ практики разработки и принятия управленческих решений в организации.
Для достижения данной цели были сформулированы и решены следующие задачи, определяющие основные этапы исследования:
определения роли информационного, технологического, математического и финансового обеспечения разработки и реализации управленческих решений в организации;
выявить структуру применяемых управленческих решений на предприятии;
методы разработки решений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы разработки и принятия рациональных управленческих решений в системе менеджмента.
1.1 Сущность и значение управленческого решения для обеспечения эффективного процесса управления………………………………..……………6
1.2 Процесс принятия решения и его этапы…………………………...8
1.3 Методы и средства разработки и принятия управленческих решений…………………………………………………………………………..18
1.4 Оценка эффективности управленческих решений………………...22
2 Краткая характеристика организации……………………………….25
3 Анализ практики разработки и принятия управленческих решений в организации.
3.1 Структура принимаемых управленческих решений в компании………………………………………………………………………....30
3.2 Технология и методы разработки и принятия управленческих решений, применяемых в организации и их оценка…………………………..31
3.3 Обеспечение разработки управленческих решений.
3.3.1 Информационное обеспечение разработки управленческих решений………………………………………………………………..…………35
3.3.2 Техническое и программное обеспечение разработки управленческих решений……………………………………………………….38
3.3.3 Финансовое обеспечение разработки управленческих решений………………………………………………………………………..…39
4 Совершенствование разработки и принятия управленческих решений в организации………………………………………………………...41
Заключение…………………………………………………………...….43
Список литературы……………………………………………………..45

Файлы: 1 файл

КР МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 98.84 Кб (Скачать файл)

Недостатки:

    • мало учитывают постоянно меняющиеся внутренние и внешние условия деятельности;
    • опасность нерационального распределения информационных потоков;
    • опасность разобщенности функциональных звеньев и увеличение работы по координации их деятельности;
    • каждое звено заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели фирмы.

 

 

 

3 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

3.1 Структура  принимаемых   управленческих  решений  в   компании

 

Руководству Новгородского филиала страховой компании «Росгосстрах» часто приходится принимать управленческие решения, прежде всего они связаны с выполнением планов продаж, стимулированием и направлением персонала в поиске клиентов и т.д., а также дальнейшей стратегией развития организации.

Для того, что  бы лучше понять, какие решения  чаще всего принимаются руководством предприятия, предлагаю рассмотреть  их структуру, т.е. классифицировать их по различным признакам.

Итак, директор филиала и его заместители принимают следующие управленческие решения:

1. По степени  охвата объекта принимаются как  общие (касающиеся деятельности всего филиала), так и частные (касающиеся текущих вопросов). К общим решениям можно отнести следующие: повышение качества клиентского обслуживания, максимальная доступность страховых услуг, расширение списка страховых продуктов в соответствии с потребностями клиентов, повышение профессионализма сотрудников за счет постоянного обучения, совершенствование механизмов страхования, расчета убытков и выплат. Все эти решения связаны непосредственно с деятельностью компании, ее дальнейшего развития. Частные – например такие, как прием, увольнение сотрудников, решение различных проблем, связанных с недельными планами продаж договоров всех видов страхования.

2. По продолжительности действия выделяют стратегические, тактические и оперативные решения;

3. По частоте принятия управленческие решения принимаются как разовые, так и циклически повторяющиеся решения;

4. По содержанию в РГС принимаются такие решения как экономического, организационного, технического, а так же социального характера;

5. По формам отражения, принимаются решения в виде: планов, приказов, распоряжений, просьб;

6. По способу передачи принимаются вербальные и письменные управленческие решения. Устные решения касаются незначительных изменений (к ним можно отнести просьбы);

7. По направлению деятельности: внутренние (касаются сотрудников компании) и внешние (касаются клиентов, партнеров РГС).

Предлагаю рассмотреть  следующую проблему, которая возникла в компании, в отделе кадров: необходимо срочно найти человека на руководящую должность в отделе Новгородского филиала г. Боровичи – менеджера агентской группы, - где простые, стандартные методы и способы решения данной проблемы уже не действуют. В итоге, с помощью мозгового штурма, приняли следующее решение: обзвонить клиентскую базу города Боровичи и получить рекомендацию о возможном кандидате, соответствующем требованиям компании, непосредственно от клиентов.

По степени  охвата это частное решение, оно  связано с решением текущих проблем; по продолжительности – оперативное; по частоте – это разовое решение, но возможно, что при подобных ситуациях  оно будет циклически повторяться. По форме отражения оно больше относиться к просьбе начальника об исполнении этого решения специалистов отдела кадров, и по способу передачи это вербальное управленческое решение, так как никаких документов о его исполнении не создавалось.

 

3.2 Технология  и  методы  разработки  и  принятия  управленческих  решений, применяемых в организации и их оценка

 

Под технологией  принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем  организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.

На предприятии  управленческие решения принимаются  на  основе организационно-распорядительных методов (ОРМ). Рассмотрим их: ОРМ делятся на 2 вида: организационно-стабилизирующие и методы распорядительного воздействия.

Первые в  свою очередь делятся еще на 3 вида:

1. Методы организационного  регламентирования. К ним относятся  различные документы, регламентирующие работу какой-либо организации, в нашем случае – ОАО «Росгосстрах» т. е. эти документы устанавливают основные регламенты функционирования системы, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляют определенные функции. К этой группе можно отнести устав, кодекс компании, должностные инструкции.

2. Методы организационного  нормирования. Эти методы служат  основой производственных процессов  и процессов управления. Методы  организационного нормирования  также делятся на более мелкие  группы.

1) оперативно календарные нормативы. Из оперативно-календарных нормативов применяются положение о схеме документооборота, порядок оплаты услуг страхования,  и т. д.

2) организационно-структурные нормативы: положение об организационной структуре компании, штатное расписание.

3) административно-организационные. К ним можно отнести правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.

3. Методы методического  инструктирования. К методам методического  инструктирования можно отнести  положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета. Также метод методического инструктирования состоит в том, чтобы, обучить работников правильному выполнению обязанностей, обеспечить такое протекание процессов управления на предприятие, которое бы не зависело от индивидуальных особенностей сотрудников, а определялось бы потребностями предприятия, системы управления.

Методы распорядительного  воздействия применяются дополнительно  к методам организационно-стабилизирующего воздействия. Это оперативные методы с коротким временным шагом. Они  действуют в динамике развития системы. Главная задача этих методов - приведение объекта управления в оптимальный  режим функционирования при отклонениях  от необходимого состояния.

К методам  распорядительного воздействия  можно отнести различные приказы, например, о приеме на работу или  увольнении по собственному желанию (вызывают определенные правовые и юридические  последствия). Приказ о предоставлении отчета о проделанной работе в  срок являются примерами документов обязывающего воздействия. В запретительных целях служат, например, приказы  о перечне документов составляющих коммерческую тайну.

Рассмотрим  экономические методы управления. Это второй крупный вид методов управления в классификации. Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника). Эти методы в РГС имеют следующие особенности:

1) материальный  интерес выступает как мотивационный  фактор;

2) косвенный  характер воздействия (действуют  через систему ограничений и  стимулов);

3) они вносят  элемент саморегулирования в  систему;

4) самая демократичная  форма воздействия на объект;

5) дает возможность  прогнозировать потенциальную реакцию  объекта управления на управляющее  воздействие субъекта управления;

Социально-психологические  методы составляют третью группу методов в классификации. Под ними понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических особенностей личности (работника). Таким образом, эти методы воздействуют на социальные процессы, протекающие в трудовых коллективах и межличностные отношения и связи.[4]

В ОАО «Росгосстрах» социальные методы представлены в следующих формах:

- социально-экономические  (нормирование труда, требование  соблюдения техники безопасности);

- социальные (регулирование  труда);

- социально-личностные (выявление  способных работников, которые могут  занять в будущем руководящие  посты и организация развития  их управленческих навыков);

- социально-демографические  (формирование структуры коллективов).

К психологическим  методам, применяемым в ОАО «Росгосстрах» можно отнести выступления руководителя перед персоналом с целью подтолкнуть к достижению определенных результатов, поощрения за хорошо выполненную работу (методы психологического побуждения).

 

Технология принятия управленческого  решения – это последовательность (набор) определенных действий.

Технологии принятия управленческих решений делятся на два типа:

    • процессорные технологии;
    • целевые технологии.

Процессорные технологии включают в себя следующие технологии:

- Управление результатами  управленческого решения.

Основывается на приоритете конечных результатов. Профессиональный руководитель должен постоянно контролировать и координировать реализацию решения.

- Технологическое управление  на базе потребностей и интересов.

Основана на межличностных  отношениях между работниками и руководителем. Руководитель обеспечивает реализацию управленческого решения.

- Управление путем постоянных  проверок и указаний.

В основе данной технологии – контроль, жесткое управление персоналом, удовлетворение потребностей в самовыражении, в порядке и  т.д. используется в наукоемких организациях.

- Управление в исключительных  случаях.

Эта технология основана на профессионализме исполнителей управленческого  решения. Исключительный случай – устойчивый набор ситуаций, который мешает исполнителю  качественно и в срок выполнить  задание.

- Управление на базе  искусственного интеллекта.

Основа технологии – практика экономико-математических методов, использование  современных компьютерных технологий. Используется в компаниях, которые  часто меняют номенклатуру выпускаемой  продукции.

-Управление на базе  активизации деятельности персонала.

Основана на стимулах и  поощрениях работников. Рентабельность персонала, качество труда зависит  от социально-психологического климата, от здоровья сотрудников и т.д.

Целевые технологии подразделяются на 3 вида:

- Инициативно – целевые  технологии.

Основываются на выдаче заданий  без указания средств и методов  их выполнения. Данная  технология рассчитана на инициативного, профессионального  исполнителя. От руководителя же требуется  только определение конечной цели, задачи и указание конкретных сроков выполнения.

- Программно - целевые технологии.

Данная технология основывается на постановке и выдаче задач с  указанием методов и средств. Чаще всего это типовые работы в большом коллективе с использованием стандартных методов и средств.

- Регламентная технология.

Руководитель дает задание  исполнителям с указанием средств, возможных ограничений средств, ориентированных  методов и сроков выполнения задания. Эта технология основана на соблюдении регламента. Используется тогда, когда руководитель точно  уверен в результате.[9]

В ОАО «Росгосстрах» преобладает использование таких процессорных технологий, как управление результатами, управление в исключительных случаях, управление на базе активизации деятельности персонала и таких целевых технологий, как инициативно-целевые и программно-целевые технологии.

Выбор той или иной технологии зависит от проблемы, которую необходимо решить.

Например, при разработке решения вышеописанной ситуации (см. главу 3.1), случившемся в отделе по работе с персоналом, используется такая процессорная технология как управление результатами. Решение этой проблемы основано на приоритете конечных результатов, то есть необходимо найти подходящую кандидатуру, соответствующую требованиям компании. Разработка решения и ее результат также основан на профессионализме и опыте начальника отделов кадров, так как он со своей командой, (специалистами отдела по работе с персоналом) должны придумать иные способы, с помощью которых, в сжатые строки, компания подберет менеджера. Помимо процессорной технологии, в данной ситуации используется и инициативно-целевая технология, так как специалисты отдела кадров только получают задачу с определением конечной цели и сроков, без указания методов и средств ее выполнения.

 

 

3.3 Обеспечение  разработки  управленческих  решений

3.3.1 Информационное обеспечение  разработки принятия управленческих  решений

 

Информация  в условиях современного общества становится одним из важнейших ресурсов производства, от своевременного получения и использования которого в решающей мере зависят выбор эффективного направления развития, минимизация коммерческих и финансовых рисков, своевременность корректировки планов развития.

В поисках  информации можно обратиться к следующим  источникам:

  • Личные источники (семья, друзья и др.);
  • Коммерческие источники (реклама, упаковка, выставки);
  • Общедоступные источники (средства массовой информации, организации, занимающиеся изучением конкретных проблем);
  • Источники эмпирического опыта (осязание, обоняние и др.).

В зависимости  от источников получения информации она подразделяется на внутреннюю и  внешнюю. Внутренние источники информации можно сгруппировать следующим  образом:

Информация о работе Теоретические основы разработки и принятия рациональных управленческих решений в системе менеджмента