Теоретические основы управления адаптацией персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:25, курсовая работа

Описание работы

Среди основных целей адаптации новых работников обычно выделяют следующие:
- возможность более быстрого достижения рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя.
- уменьшение стартовых издержек. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы.
- вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды.
- снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником.
- сокращение текучести кадров среди новых работников.
- экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.
- развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу.
- снижение издержек по поиску нового персонала.
- формирование кадрового резерва (наставничество – это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства).

Файлы: 1 файл

Курсовая по УП.docx

— 111.92 Кб (Скачать файл)

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ  ПЕРСОНАЛА

1.1. СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ АДАПТАЦИИ

Современные организации, в которых  хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является лишь началом.

Одной из проблем работы с персоналом в  организации при привлечении  кадров является управление трудовой адаптацией. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение  работников в новые профессиональные и социально-экономические условия  труда.

Термин "адаптация" применяется в различных  областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти  два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет  и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

Адаптация социальная – (от лат. adapto – приспособляю и socialis – среды) – 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде.

В зарубежной психологии значительное распространение  получило необихевиористское определение  адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его  последователей. Адаптацию они определяют двояко: а) как состояние, в котором  потребности индивида, с одной  стороны, и требования среды –  с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между  индивидом и природой или социальной средой;

б) процесс, посредством которого это гармоничное  состояние достигается.

Таким образом, адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости  сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических  условиях труда.1

Важнейшими  компонентами адаптации работника  являются согласования самооценок и  притязаний работника с его возможностями, с одной стороны, с др. – реальностью  производственной среды, в которой  он адаптируется. Здесь возможны противоречия, от глубины и разрешимости которых  зависит успешность адаптации.

Адаптация работника  в организации представляет собой  многосторонний процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде, совершенствования деловых  и личных качеств работника. Это  процесс, который требует как  от работника, так и от коллектива взаимной активности и заинтересованности друг в друге.

Вновь поступивший на работу сотрудник  включается в систему внутриорганизационных  отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции  соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного  органа управления, общественной организации  и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается  соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В  соответствии с ними сотрудник предъявляет  определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.

Среди основных целей адаптации  новых работников обычно выделяют следующие:

  • возможность более быстрого достижения рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя.
  • уменьшение стартовых издержек. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы.
  • вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды.
  • снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником.
  • сокращение текучести кадров среди новых работников.
  • экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.
  • развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу.
  • снижение издержек по поиску нового персонала.
  • формирование кадрового резерва (наставничество – это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства).

Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации  будет тем успешнее, чем в большей  степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами  и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в  коллективе.

 

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

Успешной  психофизиологической адаптации способствуют мероприятия по приспособлению среды  к человеку: улучшение условии  труда, учет эргономических требований при организации рабочего места (выбор соответствующего оборудования, планировка рабочего места), при конструировании  оборудования, оргоснастки и т.д.

Важными представляются мероприятия, направленные на снижение утомляемости человека. Важную роль в адаптации работников играет психологический климат в коллективе.

Одним из способов эффективного управления процессом  адаптации является создание специализированных служб адаптации кадров."

Изучив литературу по поставленной проблеме, считаем возможным классификацию  адаптации по следующим критериям:

  1. Активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить).
    1. Пассивная — когда индивид ни к чему не стремится.
    1. Прогрессивная — то, что благоприятно воздействует на работника;
    2. Регрессивная — пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием.
  1. Первичная, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности.
    1. Вторичная, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности.2

Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда  возрастает роль вторичной адаптации. С другой стороны, отечественным кадровым службам необходимо обратиться к опыту зарубежных фирм, которые уделяют традиционно повышенное внимание первичной адаптации молодых сотрудников. Эта категория работников нуждается в особой заботе о них со стороны администрации.3

Профессиональная же ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.

Наиболее наглядно виды адаптации  можно представить в виде схемы, приведенной А.Я. Кибановым (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Профессиональная  адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в  стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения  опыта, знаний и характера новичка  для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника.

Сложность профессиональной адаптации  зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств  личности.

В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих  различное психофизиологическое воздействие  на работника во время труда.

К этим условиям следует отнести: физические и психические  нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно – гигиенические нормы  производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы  воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).

В процессе социально-психологической адаптации  происходит включение работника  в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых  норм происходит процесс идентификации  личности либо с коллективом в  целом, либо с какой – либо формальной группой.

В процессе организационно – административной адаптации работник знакомится с  особенностями организационного механизма  управления, местом своего подразделения  и должности в общей системе  целей и в организационной  структуре. При данной адаптации  у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в  общем производственном процессе. Следует выделить еще одну важную и специфическую сторону организационной адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационного характера).

Экономическая адаптация позволяет работнику  ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических  стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда  и различных выплат.

В процессе санитарно – гигиенической адаптации  работник осваивается с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической  дисциплины, правилами трудового  распорядка. Он привыкает готовить рабочее место к трудовому  процессу в сложившейся в организации  условиях производства, придерживаясь  гигиенических и санитарных норм, требований техники безопасности и  сохранения здоровья, а также с  учетом экономической безопасности окружающей среды.

Несмотря  на различие между видами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс  управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СИСТЕМА  УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА

2.1. ПОНЯТИЕ  И СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ  ПЕРСОНАЛА

 

Система адаптации представляет собой комплекс необходимых действий для новых  сотрудников любого уровня. Вместе с тем процесс адаптации сотрудника индивидуален как с точки зрения его личностных качеств, так и  с точки зрения его работы. Существенные различия касаются объема и содержания представляемой в начальный период информации. Различия могут относится  и к участникам самого процесса адаптации. Для рабочего наставником может  быть коллега по подразделению. В  адаптации и контроле руководителя среднего уровня необходимо активное участие руководителей более  высокого уровня и сотрудников службы управления персоналом.

Адаптация молодых специалистов. Понятие "молодые  специалисты" употребляется в  узком и широком смысле. В узком  смысле - юридическое понятие, при  котором молодыми специалистами  в течение трех лет после окончания  читаются выпускниками высших и средних  специальных учебных заведений, закончившие полный курс обучения, защитившие дипломный проект и сдавшие  государственные экзамены.

В широком  смысле - это молодежь с высшим и  средним специальным образованием в возрасте до 30 лет, составляющая особую группу персонала, характеризующуюся, прежде всего тем, что она находится  в стадии трудового и социального  самоопределения и обладает рядом  специфических признаков, отличающих ее от других Поколений.

Специфическими  социальными и возрастными особенностями  молодых специалистов являются:

  • труд молодых специалистов в большей мере исполнительский, менее творческий;
  • начиная свою трудовую деятельность с нижних ступеней иерархии, молодые специалисты получают и меньшую заработную плату. Это сказывается на уровне удовлетворения их потребностей;
  • относясь к старшей возрастной группе молодежи, молодые специалисты, с одной стороны, отличаются большой рациональностью поступков и меньшей степенью внушаемости, а с другой стороны - имеют, по сравнению со своими сверстниками, меньший стаж (опыт) практической работы;
  • молодые специалисты обладают большей мобильностью, передовыми знаниями и профессиональной подготовкой, в результате чего представляют для организации особую ценность.

Быстрое включение молодых специалистов в производственную деятельность организации  имеет большое значение.

Информация о работе Теоретические основы управления адаптацией персонала