Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:25, курсовая работа
Среди основных целей адаптации новых работников обычно выделяют следующие:
- возможность более быстрого достижения рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя.
- уменьшение стартовых издержек. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы.
- вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды.
- снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником.
- сокращение текучести кадров среди новых работников.
- экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.
- развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу.
- снижение издержек по поиску нового персонала.
- формирование кадрового резерва (наставничество – это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства).
2.2 УПРАВЛЕНИЕ АДАПТАЦИЕЙ
Управление процессом адаптации — это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т.п.5
Необходимость
управления адаптацией предопределяется
большим ущербом как для
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т.д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т.п.), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессии, т.к. они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия.
Особенность управления адаптацией заключается в том, что роль той или иной стороны производственной адаптации может проявляться по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. Для одной профессии (профессиональной группы) при определенных условиях работы наиболее сложной проблемой может быть, например, психофизиологическая сторона адаптации, для других — социально-психологическая.
Конкретизация
подхода к каждому работнику,
определение значимости той или
иной стороны адаптации для
Так, применительно к новым рабочим она включает в себя:
• анализ
ожиданий поступающих рабочих (выяснение
на основании беседы мотивов поступления,
ожиданий, связанных с данным предприятием,
при необходимости —
• прием и прогноз стабильности новичка (как долго он может проработать в данном коллективе);
• введение новичка в коллектив;
• собственно контроль адаптации в ходе периодических встреч или заочно;
• ликвидацию причин конфликтных ситуаций или неудовлетворенности решением проблем адаптантов, санкции в отношении тех, кто обязан был устранить причины неадаптации;
• обобщение материалов о ходе адаптации новичков, ознакомление с ними администрации предприятия и линейных руководителей.
Среди мер,
способствующих сокращению периода
адаптации и негативных ее последствий,
можно выделить хорошо поставленную
профессиональную ориентацию и, в частности,
профессиональный отбор кадров. Последний
позволяет выявить работников, вероятность
успешной адаптации которых к
данным факторам производственной среды
наиболее высока. В наибольшей степени
это относится к профессиям, предъявляющим
к работнику специфические
2.3.ФАКТОРЫ И ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Приход
в новую организацию - психологически
сложный момент для любого человека.
Если он не ощущает поддержки со
стороны организации, у него появляются
сомнения в правильности выбора нового
места работы, происходят ошибки в
рабочем процессе, причины которых
кроются в психологически некомфортном,
неуверенном состоянии
Отношение новичка к организации, к работе во многом зависит от того, насколько реальность соответствует его ожиданиям. Если в газетных объявлениях или в личных беседах истинное положение дел на будущем месте работы было сознательно приукрашено, вряд ли стоит обижаться, если новый работник почувствует себя обманутым.
Тот, кто хочет привлечь новичка на свою сторону, должен знать: первые дни работы должны быть четко расписаны.
Необходимо выяснить следующие вопросы:
Новый сотрудник также заинтересован в том, чтобы его как можно быстрее и без каких-либо осложнений ввели в курс дела.
Довольно быстро проявляются сильные и слабые стороны нового сотрудника.
Организации приходится тратить немало средств, чтобы подобрать способного специалиста, но его потеря обходится еще дороже. Тот, кто считает, что новичок должен найти в себе силы, чтобы завоевать свое место, должен иметь в виду, что он может найти в себе силы и для того, чтобы его покинуть.
Если новый сотрудник хорошо проинструктирован, он будет испытывать доверие к руководителю, организации, усвоит их требования, будет комфортно себя чувствовать, эффективно и с желанием работать.
Особенно сложна адаптация руководителей. Это происходит, прежде всего, из-за несоответствия их уровня и уровня новых подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, последний не сможет воспринимать его требований.
Стратегий может быть несколько.
Те, кто
прежде работал в организации, хорошо
известны, но их выдвижение на руководящую
должность может вызвать
Возникают
также сложности, связанные с
тем, что принятие коллективом нового
руководителя во многом зависит от
его сопоставления с
Процесс
вхождения нового руководителя в
коллектив облегчается также
предварительным изучением
Логическим продолжением этапа первичной адаптации служит адаптация вторичная, направленная на то, чтобы на основе сформированного ранее у работника восприятия побудить ею к осознанному приобщению к корпоративной культуре предприятия.
Основные требования к подготовке адаптационной программы. В ее содержании указываются:
Структура программы включает следующие основные разделы.
1. Мероприятия общей социальной адаптации.
2. Мероприятии
общей (первичной,
3. Мероприятия частной социальной адаптации.
Далее на основе утвержденной программы экспресс-адаптации разрабатывается план становления в должное — документ, определяющий перечень основных мероприятий (заданий, поручений и пр.), направленных на обеспечение наиболее быстрой и полной социально-профессиональной адаптации работника к условиям выполнения поручаемой ему в соответствии с трудовым договором работы (трудовой функции) и реализуемых самим работником под руководством должностных лиц предприятия (структурного подразделения).6
К числу основных факторов, влияющих на адаптацию молодых специалистов, относятся:
Комплексный подход к организации работы с молодыми специалистами, являются основой успешной их адаптации.
Для молодого
специалиста в период адаптации
большую опасность представляет
некомпетентный первый руководитель,
безразличный к его нуждам и потребностям
и чинящий различные
Условно
процесс адаптации можно
Этап 1. Оценка уровня подготовленности, новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации.
Если
сотрудник имеет не только специальную
подготовку, но и опыт работы в аналогичных
подразделениях других компаний, период
его адаптации будет
Этап 2. Ориентация. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.
Таблица 1. Распределение обязанностей по ориентации.7
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
непосредственного руководителя |
менеджера по персоналу | |
Составление программы ориентации |
Выполняет |
Ассистирует |
Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
Выполняет |
Выполняет |
Объяснение задач и требований, предъявляемых к работе |
Выполняет |
|
Введение работника в рабочую группу |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
Выполняет |
Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами.
Этап 4. Функционирование. Этим этапом
завершается процесс адаптации,
он характеризуется постепенным
преодолением производственных и межличностных
проблем и переходом к
Информация о работе Теоретические основы управления адаптацией персонала