Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 04:25, курсовая работа
Среди основных целей адаптации новых работников обычно выделяют следующие:
- возможность более быстрого достижения рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя.
- уменьшение стартовых издержек. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы.
- вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды.
- снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником.
- сокращение текучести кадров среди новых работников.
- экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей.
- развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу.
- снижение издержек по поиску нового персонала.
- формирование кадрового резерва (наставничество – это возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства).
Результаты адаптации молодого специалиста отражаются на показателях работы всей организации в виде потерь рабочего времени, дополнительных издержек, связанных с переквалификацией и др.
Комплексный подход к организации работы с молодыми специалистами, а также планирование ее на перспективу являются основой успешной их адаптации.
Для молодого специалиста в период адаптации большую опасность представляет некомпетентный первый руководитель, безразличный к его нуждам вместо помощи.
Процесс адаптации молодых специалистов состоит из этапов:
Первый этап. Служба управления персоналом информирует о коллективе в целом, о будущей работе. Более подробные сведения он получает от руководителя подразделения.
Второй этап. Расширяется круг знакомых, выбранных по общности интересов, с которыми устанавливаются нормальные деловые взаимоотношения.
Третий этап. Молодой специалист быстро улавливает общее настроение, сам настроен благожелательно по отношению к коллективу.
Четвертый этап. Молодой специалист принимает участие в общественной жизни, нововведениях, предлагает новые идеи.
Пятый этап. Все успехи и неудачи коллектива воспринимает как личные. Часто выступает на собраниях коллектива, где отстаивает свою точку зрения. С его мнением начинают считаться.
Шестой этап. Демонстрирует хорошую работу по специальности.
Процесс
адаптации можно считать
Если адаптация проходит успешно, то достигается стабилизация коллектива.
2.4. НАПРАВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:
В.Р.Веснин
описывает функции
По его мнению, при индивидуальном введении в должность (которое, опять же, предпочтительнее группового, так как более эффективно и требует меньших затрат), непосредственный руководитель «поздравляет нового сотрудника с началом работы.
Руководитель осуществляет инструктаж, контроль за первыми шагами новичка, выявляет сильные и слабые стороны его подготовки, определяет реальную потребность в дополнительном обучении, оказывает всестороннюю помощь в адаптации».10
Непосредственно
процесс адаптации также
Руководителю целесообразно завести карточку контроля за адаптацией и постоянно держать в поле зрения этот процесс. На первом этапе ему нужно помочь новому сотруднику выбрать наиболее подходящее рабочее место, на втором — оказать содействие в освоении тонкостей своей профессии, на третьем — смежных профессий, а также привлекать к делам коллектива.
Со всеми
этими выводами сложно не согласиться,
так как в современных
Сложно утверждать, является ли концентрация адаптационных функций в руках руководителя положительным или отрицательным моментом. Делегируя ему эти функции, надо помнить, что сам руководитель тоже является объектом адаптации, и что ему, подчас, требуется некоторое время на приспособление к подчиненным.
В.Р.Веснин
считает, что социально –
Процесс адаптации включает в себя следующие пять этапов: введение в должность, разработка плана становления нового работника, контроль процесса адаптации, проведение корректирующих мероприятий, оценка работника.
Первым этапом адаптации является введение в должность новых сотрудников. Цель первого этапа – ознакомление с организацией, ее особенностями, внутренним трудовым распорядком.
Как правило, введение в должность происходит с помощью специального курса ориентации.
Второй этап адаптационной программы – разработка плана становления нового работника.
Адаптация работников является логическим продолжением процедуры отбора персонала.
Поэтому для каждого вновь принятого на работу целесообразно составлять индивидуальный план адаптации, который в зависимости от должности, личностных свойств работника включает проведение различных мероприятий.
Одной из основных форм адаптации работника является наставничество. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет в организации и положительно зарекомендовавшие себя.
Другой формой адаптации является метод постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником, который сочетают с контролем и конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий.
В ходе адаптации
новым сотрудником
Следующий
этап технологической схемы процесса
адаптации – контроль, который
осуществляет непосредственный руководитель
нового сотрудника. В результате контроля
процесса адаптации выявляются проблемы,
возникающие у новых
На стадии проведения корректирующих мероприятий устраняются факторы, мешающие закреплению новичка в коллективе.
Оценка работника проводится по завершении адаптационного периода. Результаты адаптации отражаются в характеристике, которую пишет непосредственный руководитель. Все документы отражающие ход адаптационного периода (план адаптации, учетные формы, характеристика) хранятся в личном деле работника.
Адаптационные программы работников разных категорий будут иметь различия. Для должностей разного уровня уместно создание отдельных программ, учитывающих следующие факторы: содержание работы; статус и уровень ответственности; разное рабочее окружение; личностные особенности сотрудника.
Участниками процесса адаптации являются новый работник и сама организация, так как адаптация - это взаимное приспособление работника и организации.12
В течение
всего адаптационного периода руководитель
должен неформально обсуждать с
сотрудником его
Периодически (не менее двух раз в первый месяц и одного раза в последующие) контроль процесса адаптации должен осуществлять специалист по кадрам.
В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение двух недель в службу по персоналу для собеседования.
Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание.
С позиций управления кадрами, формирования трудового потенциала, определения сроков адаптации большое значение имеет выяснение такого понятия, как предел адаптации.
При определении сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве ее предела, или точки отсчета завершения ее как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации, или система показателей. В частности, можно выделить:
Перечисленные показатели имеют отношение к непосредственным результатам работы, тогда как зачастую требуется проанализировать конкретную работу каждого задействованного в адаптации подразделения. В этом случае необходимо учитывать следующие показатели (так, как они представлены в учебном пособии Кибанова): составление программ по адаптации; проведение лекций, семинаров; работа с молодежью; составление программ адаптации; знакомство с предприятием; знакомство с рабочим местом; объяснение задач, требований к работе; введение в коллектив; поощрение помощи новичкам со стороны наставников; обучение молодых рабочих.
Другой подход к оценке производственной адаптации исходит из характеристики и результатов каждой из ее сторон.
Так, для характеристики психофизиологической адаптации, особенно на работах с большим физическим напряжением (например, для оценки степени тренированности, как одного из результатов адаптации) используются показатели выработки и энергозатрат, а также показатели состояния сердечнососудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления и т.п.
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ
Заключающей ступенью работы службы управления персоналом по адаптации новых сотрудников является организация контроля процесса адаптации, который призван решать проблемы, возникающие у новичков, и устранять факторы, мешающие их закреплению в коллективе. По завершении адаптации непосредственный руководитель должен написать краткую характеристику на работника и передать бланк адаптации в службу управления персоналом14.
Адаптация
работника на производстве, эффективное
управление этим процессом требуют
большой организационной
Службы
адаптации работника могут
Структурное закрепление функций управления адаптацией может проходить по следующим направлениям:
Главная цель этих подразделений, служб это – сделать процесс адаптации как можно более коротким и безболезненным.
При организации научно обоснованной системы управления адаптацией исходят из целей и задач, представленных на схеме рис. 1.
Рис. 2. Цели и задачи системы управления адаптацией персонала в организации15
Подразделение
по управлению адаптацией должно выполнять
следующие функции: изучение и прогнозирование
конъюнктуры рынка труда, проведение
мероприятий по адаптации к нему,
осуществление соответствующей
переструктуризации кадрового потенциала;
наем и отбор персонала с
3. АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ[12]
3.1. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «АМУРСКИЙ МЕТАЛЛИСТ», ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Полное название предприятия: Открытое акционерное общество «Амурский металлист».
Завод «Амурский металлист» был основан в 1893 г. и начинал свою деятельность с выполнения заказов для амурских старателей, местного речного пароходства и сельского хозяйства.
Информация о работе Теоретические основы управления адаптацией персонала